Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Спутник телезрителя >>

95 лет назад, 25 июля 1929 года, родился Василий Шукшин — известный советский писатель, режиссер и актер. Как последний фильм покойного классика «Калина красная» отзывается в современности, рассуждает Алексей Филиппов — в тексте, написанном пять лет назад, к повторному прокату шедевра.

Шаркнули по душе: «Калина красная» — кино, которое мы так и не обрели

В 2019-м «Калине красной» исполнилось 45 лет. Еще не круглый юбилей, но цифра для постсоветского пространства заметная – в ней видится отголосок тяжелого победного 1945-го (символично, что Шукшин умер от инфаркта во время съемок военной драмы «Они сражались за Родину»). Рифмуется этот возраст и с важной репликой из картины: «40 лет живу, а сказать нечего». Откинувшийся с зоны вор-рецидивист Егор по кличке «Горе» (сам Шукшин) при этом за словом в карман не лез, любого затыкал за пояс, бил по окружающим готовыми афоризмами, но за этой брехливостью скрывалась невозможность сказать что-то сущностное, способное вскрыть реальность, как отмычка замок.

Смотреть онлайн Фильм «Калина красная»
В прощальной картине Шукшина сошлось многое из того, что редко уживается в постсоветском кино в одном кадре. Драма на разрыв аорты и домотканный китч, каким сегодня представляется и кровавая пятерня на русской березке (скомпрометировано глянцевым патриотизмом). Густая, насыщенная готовыми цитатами речь, избегающая участи панчлайна, самодовольства точностью. При всей словесной мастеровитости «Калина» не чурается говорить изображением: камера Анатолия Заболоцкого бьется как сердце, то терроризируя зрителями бесконечными наездами (так выделяется, например, портрет «Неизвестной» кисти Крамского, который носит на груди Байкалова-Шукшина), то замирает где-то в углу, давая панораму – полноводной реки, полей, избы с иконами деревенских лиц. Вместе с тем это вычурно изобразительная картина, отсылающая и к живописи Кандинского, и к аляповатости советских плакатов и стягов, а на самом деле глубже – к пестрым лубочным изображениям (не случайно в кадре постоянно встречаются сказочные мотивы: богатыри, ухвативший за бороду Черномора Руслан и так далее). Шукшин, снимавший большей частью в черно-белом формате, снайперски высветил яркость отечественной визуальной культуры, которая с годами потонула в пыльности, будничности, серости (и едва-едва она перерождается в нео-лубочных лентах нового времени). История страны рассыпана в кадре мириадами фразочек и действий: от песнопений до разговоров о белом движении. Здесь нет залихватской антитезы прошлого/настоящего правильного и не очень. История, как срок, остается пометками в паспорте.

Шаркнули по душе: «Калина красная» — кино, которое мы так и не обрели

Задним числом хочется заметить, что это кино, которое мы не то чтобы потеряли (до сих пор принято плакать по якобы исключительно великому советскому киноискусству), но которое так и не приобрели. Кино, чей нерв не только в сочных цветах, операторских припадках, хлестких репликах, удушающей драме, но в по-настоящему универсальной трагедии достоинства. Горе прибывает в советскую деревню будто из зазеркалья (отсюда прозвище-перевертыш к имени Егор), и оказывается в плену, как бы сейчас сказали, социальных стереотипов.

Читать Земные притяжение и покаяние: Лев Кулиджанов в пяти фильмах
Про жителей фильма вообще известны малозначительные в глобальном смысле подробности: порядочный или ворюга (раз сидел, значит, есть за что; значит, клеймо навсегда), красный или белый, служил или нет, городский или деревенский, есть деньги или на мели (так, Горе покупает с потрохами уважение ресторана, но не может купить любовь – все «девочки с персиками» не вызывают в нем волнения). Эта коммуникативная чужеродность, исследовавшаяся в XX веке, например, Антониони, никуда не делась, даже усугубилась, но приняла формат более уютного междусобойчика: страдают от неприкаянности люди творческие, бороздят взглядом стены и рекламные щиты Москвы бизнесмены, бьется в истерике непонятости молодежь, изредка оказывается на экране человек из народа, который бежит кого-то спасать или с лозунгом «Наворовали» берет в руку ружье и идет на завод.

Сегодня «Калина красная» смотрится как хлопок одной ладони, где дистанция между автором и персонажем то зримо присутствует, то истончается и преодолевается резким наездом камеры. Шукшин смешивает все и вся: все сорта прошлого, все идеологические установки, все народные типажи, как и постановочные кадры с документальными (вещь неновая в 1973-м, и особенно пестуемая сегодня, доведенная до совершенства в феномене постдока).

Шаркнули по душе: «Калина красная» — кино, которое мы так и не обрели

Примечательно, что в мировом кино «Калина» оставила будто бы больший отпечаток, чем в отечественном. Лубочный китч Шукшина подкупил Райнера Вернера Фассбиндера, который точно также истончал границы, считая, помимо прочего, что разница между полицейским и преступником – чисто номинальная. Не удивительно, что он называл «Калину» среди любимых фильмов. Китайский режиссер Цзя Чжанкэ в прошлом году снял «Пепел – самый чистый белый», в котором угадываются сюжетные и тематические сходства с «Калиной красной», но главная близость – в безысходности финала. В России самопровозглашенный наследник Шукшина Юрий Быков бьет в одну точку, словно вдохновляясь одной фразой («Начальство воровало, а он списывал»), сюжет про любовь по переписке девушки из деревни и зэка недавно вновь ожил на экране в короткометражке «@Жених» Елизаветы Стишовой, но все это фрагменты, отдельные краски.

Читать И всё-таки он верил: к 120-летию Михаила Ромма — учителя Шукшина
В то время как тема достоинства, а также полифония представлений и страхов, отзывающихся в современной России каждым заметным культурным событием, каждым резонансным обсуждением и каждым митингом, если и присутствуют в современном кино, то лишь пунктиром. «Умеешь радоваться – радуйся, не умеешь – так сиди», – говорит Горе. Вот режиссеры, способные что-то снять о запутанной современности, и сидят: скепсис стал оппозицией радости, не совместишь два берега.

«Калина красная»

обсуждение >>

№ 12
Прослушка Машка (Кумертау)   27.07.2024 - 17:17
... До сих пор не понимаю шедевральности Шукшина и этой калины. Всегда его фильмы воспринимались мною "как про деревенских дурачков". Слезу выжимают у народа, это да, поэтому порыдают над кином,... читать далее>>
№ 11
theatrped (Центральная Россия)   27.07.2024 - 14:12
Не легко и нет острой жажды пересматривать тяжелую "Калину красную". Но когда пересматривать, на коленочки бы встал перед этим велики советским киношедевром и его режиссером-актером и создателями. читать далее>>
№ 10
Елена М (Москва)   26.07.2024 - 09:51
... Только бы ремейк не задумали сотворить совремЁнные " кинодеятели"! читать далее>>
№ 9
Вилли Разумовский   25.07.2024 - 19:12
"известный советский писатель, режиссер и актер". Просто известный и какой-то советский. "Великий русский писатель, режиссер и актер" рука редактора написать не шмогла. Что характерно. читать далее>>
№ 8
Antea13 (Оренбург)   25.07.2024 - 16:49
Фильм как фильм, про деревенских дурачков. Старая дева ждёт зэка, потому что "а кому она ещё нужна, а надо быть как все, рожать и штаны в доме." Традиционные ценности, чо уж! Такое же кино... читать далее>>
Ссылки по теме
Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей (часть V)
Земные притяжение и покаяние: Лев Кулиджанов в пяти фильмах
Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей (часть II)
Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей (часть I)
Станислав Любшин отмечает юбилей
Никита Михалков, Яна Поплавская и Мария Шукшина почтили память Инны Чуриковой
Стали известны номинанты на Первую национальную премию имени Дзиги Вертова за достижения в области неигрового кино
Фестиваль «Московская премьера» откроет картина Алексея Федорченко «Монета страны Малави»
«Окно в Европу»-2022: Душнилы и чудики на фестивале российского кино в Выборге
Дмитрий Давыдов, Светлана Устинова и Алексей Федорченко представят свои фильмы на фестивале «Окно в Европу»
«Обязательно посмотрите!»: Юрий Стоянов порекомендовал список самых лучших фильмов и сериалов
Вот так он весь день кино и смотрел: 10 картин студии «Мосфильм» на любой вкус
Не стало Леонида Куравлева
«Раньше как будто и не было его, а сейчас – жмёт»: 100-летие Юрия Никулина
Гран-при Международного студенческого фестиваля ВГИК получил режиссер из Нигерии
Якутский фильм «Ыт» отмечен спецпризом жюри Варшавского кинофестиваля
Андрей Смирнов и Александр Панкратов-Чёрный вернулись к своим ролям в третьем сезоне «Динозавра»
Николай Бурляев назвал российское кино омерзительным
Все фильмы только о войне: что смотреть на праздничной неделе
Москвичи смогут провести майские праздники на бесплатных показах сети Москино

Афиша кино >>

биография
СССР, 1986
детектив, комедия, музыкальный фильм
Россия, 2024
боевик, криминальный фильм, триллер
США, 2024
драма, комедия, мелодрама
Германия, Франция, Швейцария, Япония, 2023
драма, мистика, триллер, фильм ужасов, экранизация
Южная Корея, 2003
комедия, приключения, семейное кино
Новая Зеландия, 2024
исторический фильм, спортивный фильм
Франция, 2024
детский фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
Канада, Франция, 2024
комедия, семейное кино
Россия, 2024
детский фильм, музыкальный фильм, семейное кино
Россия, 2024
мистика, триллер, фильм ужасов
Малайзия, 2024
фильм ужасов
США, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram