Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Дайте три!

4 сентября
2012 год
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
1
2
4
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
7
8
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
25
26
27
28
29
30
31
 
 
2
3
4
8
9
12
13
15
16
17
18
20
22
23
24
25
26
29
30
31
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
12
13
14
15
16
17
19
20
22
23
24
25
27
28
29
1
2
4
5
6
8
10
11
12
13
14
16
17
18
19
20
21
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
2
3
4
7
8
9
10
13
14
15
16
17
18
23
24
26
28
29
30
 
 
 
 
 
2
4
5
6
8
9
10
12
13
14
15
16
17
19
20
22
23
24
26
27
28
30
31
Все рубрики

Анимация с Машей Терещенко >>

На днях знакомый спросил меня, что я думаю про перевыпуск старых фильмов в 3D (то есть в стереопроекции). И этот вопрос сначала даже слегка меня удивил. О чем тут, собственно, можно думать? Вот перевыпустил Disney/Pixar «В поисках Немо 3D» (в сентябре выйдет на наши экраны). Отлично получилось. Все красоты утроились (хотя нет, если рассуждать логически, умножились на 1,5) – и все будут счастливы, как это случилось недавно с «Королем Львом».

Король Лев в 3D
фото: kino-teatr.ru

В общем, ничего плохого про перевод старых фильмов в 3D я не думаю. Но потом я поняла, что вопрос-то не про «хорошо/плохо». А про «зачем?» Не является ли это умножением сущностей без необходимости? Еще ладно, когда речь идет об автоматическом переводе (есть такие программы, их запускаешь, и через некоторое время получаешь из обычного фильма стерео). Но вот Disney/Pixar, как известно, фактически перерисовывает (пересчитывает) свои фильмы: и «Короля льва», и «В поисках Немо», кадр за кадром, ибо, конечно же, ручками получается лучше, чем через компьютерную программу.

Дайте три!
фото: kino-teatr.ru

Про то, зачем это делается, и впрямь стоит подумать.
Как мне кажется, есть три главных причины.
Во-первых, для того, чтобы еще раз показать фильм в кино. Дорогие красивые фильмы вроде того же «Немо», делаются для больших экранов, и именно так нужно их смотреть. Но в прокате фильм идет недолго, так что у сегодняшних детей почти нет шансов увидеть во всем великолепии старое кино, будь то «Фантазия» Диснея или «Принц Египта» студии DreamWorks (вот уж с удовольствием бы оба этих фильма посмотрела на большом экране). В отличие, от DreamWorks, от которой, не знаю, можно ли ждать перевыпуска «Принца Египта», Disney – компания с традициями и своей гордостью. Они действительно любовно относятся к своим фильмам: делают коллекционные издания, потрясающие альбомы жанра Artwork of... (имярек) и так далее. Полагаю, многое из этого они бы делали даже без собственной выгоды, просто из самоуважения (благо ресурсы позволяют).

Дайте три!
фото: kino-teatr.ru

Но – и это во-вторых – перевыпуск оказывается в результате выгодным. Как любит говаривать Джон Лассетер, «качество – лучшая бизнес стратегия». Не уверена, что он прав во всех случаях, но для Disney и Pixar это правило несомненно работает. Впрочем, тут есть и другая хитрость. Недавно я заметила странный парадокс: пересматривая с ребенком по 20 раз разные мультфильмы, я обнаруживаю, что чем лучше мы знаем ту или иную вещь, тем больше она нам нравится (конечно, если речь идет о хорошей в целом вещи). И сложно с уверенностью проследить, от чего классика стала классикой: от того, что она действительно так хороша, или от того, что к ней привыкли. Настойчивое памятование компании Disney о своем наследии – очень заразительно. И приносит неплохие дивиденды: «Король Лев 3D», например, собрал в Америке почти 100 миллионов долларов (хотя обошелся создателям в несколько миллионов). И к тому же поднялся после перевыпуска с 30 какого-то места на 11-е в списке самых кассовых фильмов американского проката.
А в-третьих, надо думать, что Disney смотрит в будущее, в котором, возможно, дети будут смотреть только 3D. И заблаговременно готовится, чтобы не остаться в стороне. Что поделать, искусство стареет со временем. Нужно восстанавливать старые храмы, реставрировать картины и переводить древнерусские тексты на современный язык. А кино, в силу своей технологичности, стареет быстрее других. Вот, к примеру, литературу начала XX века мы читаем без проблем. Даже книжки многие хорошо сохранились. А фильмы из каких-нибудь 1970-х для современных детей кажутся уже старьем ужасным. И цвет не тот, и звук.

Унесенные ветром (1939)
фото: kino-teatr.ru

Как важно быть серьезным (2002)
фото: kino-teatr.ru

Разумеется, и студии, и прокатчики, и даже зрители заинтересованы в том, чтобы киноклассика имела свежий вид. Однако в игровом кино, например, сделать это очень непросто. Можно раскрасить старые фильмы или добавить звук к немому кино, но в основном это получается убого и все равно несовременно. В случае с анимацией - проще. Созданная покадрово анимация может быть и воссоздана так же покадрово в новом формате (цвете и пр.) И тот же Disney отреставрировал многие свои старые фильмы: подкрасил, изменил формат и сделал «ремастеринг» звука.

Окрашенный Штирлиц
фото: kino-teatr.ru

Реставрировалась и советская анимация. Правда, в основном не очень удачно. В 2004-м году состоялся маленький, но заметный скандал – вокруг «Ежика в тумане». Отреставрированный компанией «Крупный план» он поменялся (хоть и не в лице, но) в цвете. Сам Норштейн категорически не принял новый облик своей работы: «пришел в ужас», как сообщает письмо «друзей Юрия Норштейна», появившееся тогда в прессе.

Ежик в тумане
фото: kino-teatr.ru
Ежик в тумане в исполнении Крупного плана
фото: kino-teatr.ru

«Друзья Норштейна» описывают и причину ужаса: «изображение стало высветленным, "дистилированным", исчезла глубина пространства, оно стало плоским». Пострадал, впрочем, не только «Ежик». Я периодически, когда ищу картинки в Интернете, натыкаюсь на кадры из изувеченных советских мультфильмов, которые стали выглядеть так, будто их нарисовал на компьютере какой-то двоечник: исчезли полутона, примитивной стала линия (а ведь контуровка на больших студиях типа «Союзмультфильма» была особым искусством, почти как китайская каллиграфия), яркость красок уже не привлекает, а отпугивает.

Бременские музыканты
фото: kino-teatr.ru
Бременские музыканты в исполнении Крупного плана
фото: kino-teatr.ru

Еще хуже получилось с переозвучкой старых мультфильмов, когда некие компании по так и не обнародованным причинам решили дать известному кино новый звук. От их рук пострадали «Золотая антилопа», «Серая шейка», «Мойдодыр» и многие другие советские мультфильмы.
Надо сказать, издеваются над фильмами не только «деятели постперестроечного периода». Были свои художественные преступления и в Америке (правда, касались они чаще не старых фильмов, а зарубежных). Говорят, американский прокат искалечил и «Навсикаю из долины ветров» Хаяо Миядзаки, и нашего «Маугли» (из фильма вроде бы убрали гениальную музыку Губайдулиной, вырезали несколько сцен и добавили лишние закадровые "объяснялки"). Можно привести и другие примеры. Как тут не вспомнить недавнюю историю про женщину, взявшуюся отреставрировать бесценную фреску, после чего лик Христа стал похож на тетку в платочке.

Сказка сказок
фото: kino-teatr.ru
Сказка сказок в исполнении Крупного плана
фото: kino-teatr.ru

Возможно, из-за подобных ляпсусов многие настороженно относятся к новым версиям старого кино. Тем не менее, перевод в новые форматы – это зачастую единственный способ сохранить классику для будущих поколений.
Не исключено, что с годами все перейдут на 3D телевизоры и 3D ролики в ютубе. И надо думать, большие компании, переводя старые фильмы в стереоскопический формат, пытаются предвосхитить этот момент, чтобы прийти к нему во всеоружии. И правильно. Если, например, мои внуки будут смотреть кино только в стерео-очках, то мне бы хотелось, чтобы они имели в соответствующем формате все мои любимые фильмы, включая «Короля льва» и «В поисках Немо».

обсуждение >>

№ 12
Маша Терещенко (Москва)   25.09.2012 - 09:32
Как же умаляется прекрасность старых фильмов от того, что плюс к той версии появилась еще и новая? И я убеждена, что дело не в "заработать", то есть не только в "заработать". Серьезные... читать далее>>
№ 11
Наталия Гаврилова (Москва)   18.09.2012 - 17:14
... Я себе это никак не представляю, я просто констатирую своё мнение- не нужно перевыпускать старые мульты,тем более в 3D,, они прекрасны и так. А то,что прокатная история закончилась,но хочется на... читать далее>>
№ 10
Маша Терещенко (Москва)   18.09.2012 - 17:06
Наталия, ну вот как же я этого не люблю - мы говорим на конкретную тему перевыпуск фильма в 3D, а Вы пишете, что должна быть версия без очков. Как Вы это представляете? Эти фильмы уже когда-то вышли в... читать далее>>
№ 9
Катер (Москва)   13.09.2012 - 18:29
три-дэ очки бывают двух видов: поляризационные и анаглифические. В первых стоит поляризационный фильтр, во вторых - цветовой (красно-зеленый как правило). Так вот, поинтересуйтесь, какие очки в вашем кинотеатре.... читать далее>>
№ 8
Наталия Гаврилова (Москва)   11.09.2012 - 07:19
... Никто не говорит,что спроса нет, на всякое предложение всегда найдется спрос и наоборот- маркетинг! Я говорила о том, что "..От тех очков,что дают в кинотеатрах даже у взрослых головная... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

социальная драма
Германия, Казахстан, Китай, Польша, Россия, 2018
психологический триллер
Россия, 2018
боевик, мелодрама, научная фантастика, приключения
Аргентина, Канада, США, 2018
Россия, 2019
боевик, приключения
Индия, 2018
драма, социальная драма
Ливан, Франция, 2018
комедия, мелодрама
Аргентина, 2018
триллер
Россия, 2018
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен