Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Киногерои, ведущие двойную жизнь и довольные этим

24 августа
2013 год
 
3
4
6
9
12
14
15
17
18
20
24
25
27
29
30
31
 
 
 
 
2
3
4
5
7
9
11
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
25
26
28
29
 
 
 
 
2
3
4
5
8
9
10
11
12
14
15
16
17
18
20
21
23
24
25
26
27
29
30
31
3
4
5
6
8
9
11
12
13
14
15
17
19
20
21
22
24
25
26
27
29
30
 
 
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
13
14
16
17
18
19
20
21
23
24
25
26
28
29
30
31
 
 
 
 
 
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
30
1
2
3
4
5
6
7
9
11
13
14
15
16
18
19
20
21
22
23
24
26
28
29
30
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
31
 
 
 
 
 
 
2
3
5
6
7
8
9
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
27
28
29
30
 
2
3
4
5
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
27
28
29
31
 
 
 
 
2
3
4
5
7
8
9
10
11
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
 
 
3
4
5
6
7
8
9
13
14
15
16
17
19
21
22
23
24
25
27
29
30
Все рубрики

Мнение >>

На феномене двойной жизни строится масса сюжетов — прежде всего это сказки о скрытой в душе человека сущности убийцы («Доктор Джекилл и мистер Хайд») или супергероя (Бэтмен). Подобный приём порождает комедии («Маска»), триллеры («Основной инстинкт»), хорроры (как классический «Психо», так и постмодернистская «Идентификация») и даже фильмы о 40-килограммовом Кристиане Бэйле («Машинист»).

постер фильма «Доктор Джекил и мистер Хайд» (1931)

Но сегодня нас интересуют фильмы, где обе жизни протагониста относительно нормальны, и, хотя одна обычно гораздо эксцентричнее и опаснее другой, персонажам удаётся не только сохранить свою двойственность в секрете, но и обзавестись полноценным социальным кругом.

Такое бывает и в реальности: например, Пауло Тьяго, знаменитый борец MMA в полусреднем весе, в обычной жизни работает спецназовцем, а точнее — бойцом самого известного и устрашающего спецподразделения Бразилии BOPE (БОПЕ). О том, насколько это суровые парни, можно узнать, например, из культового в Бразилии фильма о борьбе с коррупцией «Элитный отряд», который стал международным хитом.

Пауло Тьяго

Итак, вот самые гармоничные киноперсонажи, ведущие двойную жизнь:


«Шарада»
Charade, 1963

Кадр из фильма Шарада

Всякий режиссёр, снимавший Одри Хепберн, заслуживает глубокой благодарности кинозрителей; те же, кто снимал её в дурашливых и бестолковых фильмах, заслуживают высших государственных наград. Фильм «Шарада» именно таков: здесь целая команда мультяшных злодеев безуспешно пытается хотя бы испугать главных героев; сами герои катаются на пароходиках, болтают, корчат смешные рожи и играют в «передай апельсин без помощи рук»; Одри Хепберн непрерывно ест. Что касается двойного агента, то его тут играет Кэри Грант — несколько законсервированный (59 лет), но всё ещё бодрый секс-символ. За два часа с него срывают столько личин, что на титрах Хепберн зарекается рожать девочек — чтобы ни одно папино имя не пропало даром.


*
«Пикок»
Peacock, 2009

Кадр из фильма Пикок

Фильм успешно продолжает сразу две традиции: логичную — переодевать Киллиана Мёрфи в женщину («Завтрак на Плутоне»), и необъяснимую — давать ему странные имена (Бардольф в «Холодной горе», Капа в «Пекле», Скиллпа в «Пикоке»). Персонаж Мёрфи — нелюдимый банковский клерк с причёской гестаповца — никак не может выйти из-под влияния своей авторитарной, мёртвой матушки. Отсюда его альтер-эго Эмма, которая убирается, стирает, гладит и собирает на работу своего непутёвого сожителя. После неудачного происшествия с Эммой знакомятся добрые соседи, и Скиллпе отныне приходится поддерживать иллюзию брака с самим собой. Что он успешно и делает — в отличие от Нормана Бейтса из «Психо», чей «костюм мамы» сочли бы неубедительным и смешным даже его жертвы. Если бы не были мертвыми.


*
«Дневная красавица»
Belle Du Jour, 1967

Кадр из фильма Дневная красавица

На самом деле название фильма переводится как «красноднев» — цветок, который французы назвали «дневной красавицей» за склонность зацветать рано утром и увядать к ночи. Обворожительная домохозяйка Северин не может спать с мужем, хотя и любит его; в конце концов она находит выход своим фантазиям, работая в борделе с двух до пяти, пока супруг на работе. Как и следовало ожидать, кончается всё не очень здорово. Первый цветной фильм Бунюэля стал и самым успешным у зрителей, что, увы, подтверждает древнюю истину - «сиськи продают». К счастью, это никак не сказывается ни на качестве сисек (принадлежащих 24-летней Катрин Денёв, которую здесь одевал лично Ив Сен-Лоран), ни на качестве фильма (который получил Золотого Льва на Венецианском фестивале, а в 1995 году даже вышел на американские экраны — по настоянию Мартина Скорсезе).


*
«Мистер и миссис Смит»
Mr. & Mrs. Smith, 2005

Кадр из фильма Мистер и миссис Смит 2005

Классическая семейная комедия положений, только с пушками и Анджелиной Джоли в латексе. Вопреки здравому смыслу, здесь два элитных убийцы пять (или шесть) лет притворяются друг перед другом обычными трудягами, проживая на одной жилплощади. И если строительный подрядчик Брэд Питт почти не вызывает подозрений (кроме его склонности проводить отпуск в колумбийской наркостолице), то системный администратор с внешностью Анджелины Джоли — это всё равно что секретный агент-резидент с внешностью и акцентом Арнольда Шварценеггера (да-да, «Правдивая ложь» и «Терминатор»). Несмотря на радостный идиотизм завязки, комедия вполне удаётся, а от положений захватывает дух — во многом благодаря немудрящим шуточкам на стереотипные темы: от тайников в духовке/коробке с «Морским боем» до мужа, узнанного по характеру стряхивания капли над унитазом. А для тех, кто из принципа не смотрит подобную ерунду, есть одноимённый фильм Хичкока — тоже в каком-то смысле про семейные перевоплощения.


ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Многие психиатры твердо уверены, что болезни под названием «раздвоение личности», или, точнее, «диссоциативное расстройство идентичности» просто не существует. В доказательство они приводят статистику, согласно которой подавляющее большинство подобных больных живут в США, Великобритании и Канаде (где эту болезнь издавна показывают в кино), мало того — после выхода тематического фильма «Сибил» в 1973 году их количество выросло в десятки раз. Конечно, этот факт не делает эту, вполне реальную, реакцию на психологические травмы менее печальной; и потом, эта болезнь подарила нам сериал «Соединённые штаты Тары» — со сценариями Диабло Коуди и великолепной Тони Колетт в главной роли.


*
«Солдаты неудачи»
Tropic Thunder, 2008

Кадр из фильма Солдаты неудачи

Самый придурковатый фильм про раздвоение личности, «Солдаты неудачи» прошёл почти незамеченным нашей интеллектуальной публикой — хотя за рубежом вызвал дружный хохот киноманов и работников культуры. Бен Стиллер — человек с невероятно тупым лицом и умной головой, фанат жанра мокьюментари, создал весьма жизнеспособную сатиру на всё, до чего дотянулся — от мифологии «Апокалипсиса сегодня» и бесноватых евреев-продюсеров до ужасного киномаркетинга и «фильмов по реальным событиям». Что касается актёрского расслоения личности, тут его виртуозно демонстрирует Роберт Дауни-мл. («Я не выхожу из образа, пока не закончил комментарии для DVD» и коронное «Я-то знаю, кто я! Я чувак, играющий чувака, который притворяется другим чуваком!»). Чтобы по-настоящему оценить глубину падения Кирка Лазаруса в бездну им. Станиславского, можно посмотреть мокьюментари «Депеши с края безумия», которые в свою очередь пародируют одновременно фильмы Вернера Херцога и документалку «Сердца тьмы: Апокалипсис кинематографиста».


*
«Бойцовский клуб»
Fight Club, 1999

Кадр из фильма Бойцовский клуб

Тысячи усталых клерков (и миллионы энергичных бездельников) увидели в «Бойцовском клубе» гимн нонконформизму и антикорпоративной борьбе. Однако, если присмотреться, можно заметить, что Тайлер Дарден для героя является точно таким же «довлеющим папочкой», как его собственные родители и начальник; а настоящая победа Рассказчика в фильме — это победа над своими неврозами и неспособностью поддерживать отношения, которая приходит к нему лишь после смерти его сверхуспешного альтер-эго (для таких у Юнга был меткий термин: «хтонический фаллос»). Продолжая тему психоанализа, можно вспомнить слова режиссёра Дэвида Финчера, который прямым текстом сравнил фильм с одной из концепций просветления: на пути к нему человек должен символически «убить» сначала родителей, потом Бога (здесь — ожидания общества), а потом учителя-наставника (Тайлера). Интересующихся гендерно-психологической трактовкой «Бойцовского клуба» отсылаем к соответствующему тексту, а здесь отметим трогательность семейного быта двух мужиков: подёнщика-хулигана и страхового аналитика. «Всю неделю мы были как Оззи и Харриетт», замечает Рассказчик, нежно поправляя галстук уходящему на работу… себе.


*
«Ледяной»
The Iceman, 2012

Кадр из фильма Ледяной

Пожалуй, самый невероятный пример по-настоящему двойной жизни, мало того — основанный на абсолютно реальных событиях (а где-то даже и слегка приглушённый в сравнении с жизнью). Поляк Ричард Куклинский слыл примерным, даже скучноватым семьянином и успешным валютным брокером; в параллельной реальности у него тоже была репутация — самого безжалостного наёмного убийцы итальянской мафии. Спустя тридцать лет и 100 или 200 трупов (точнее Куклинский вспомнить не смог) его разоблачили на мелочи; до этого ни семья, ни закон не подозревали Ричарда, который хитроумно замораживал трупы и выбрасывал их в других городах и даже штатах. «Ледяной», только теперь выходящий на российские экраны, стал бенефисом восходящей звезды «серьёзного» Голливуда — театрального актёра Майкла Шэннона. Подобно Дэниэлу Дэй-Льюису и Хоакину Фениксу, Шэннон славится среди коллег маниакальным погружением в роль и инфернальной харизмой. Эта комбинация сперва принесла ему «Оскар» за роль второго плана («Дорога перемен»), а потом и подарила настоящую известность — которая в наше время достигается игрой в супер-сериалах («Подпольная империя»).

Аюр Санданов

обсуждение >>

№ 1
Т-татьян@   25.08.2013 - 09:10
В обзоре представлены в основном триллеры и боевики, а если вспомнить некоторые мелодрамы, то в них тоже есть герои, ведущие двойную жизнь. "Туфелька для Золушки" ("Если туфелька не жмёт")... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

военный фильм, драма
Великобритания, США, 1978
мелодрама, экранизация
Австрия, Германия, 2018
триллер
США, 2018
научная фантастика, триллер
Австралия, 2019
драма
Россия, 2019
драма, музыкальный фильм
Великобритания, Канада, США, 2018
боевик, военный фильм, драма
Франция, 2019
музыкальный фильм, приключения
Россия, 2018
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен