Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Александр Спендиаров (Alexander Spendiaroff, Спендиарян) фотография
Годы жизни
Категория
Композитор
Фильмография
Обсуждение
Убедительная просьба подписываться благозвучными именами и отправлять содержательные сообщения, которые будет интересно читать другим посетителям.
Пожалуйста, соблюдайте правила нашего форума
  • запрещено обсуждение политики, классовых, религиозных и национальных вопросов;
  • запрещено обсуждение личной жизни публичных людей;
  • запрещено использование в сообщениях нецензурных слов, брани, выражений, оскорбительных для других посетителей;
  • запрещена публикация сообщений, содержащих ссылки на "пиратский" контент (фильмы, музыка и т.п.);
  • запрещено отправлять сообщения под разными именами с одного компьютера;
  • запрещено обсуждение действий модераторов;
  • запрещено повторять удаленные сообщения.

Войти через Facebook     Войти через Вконтакте     Войти через Mail.ru



Ж
К
П
З
цит
url
e-mail
спойлер



2
Irnil   7.02.2018 - 14:45
Комаров Григорий Михайлович (1904-1937), старший брат моего дед, выпускник ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, был первым мужем (погиб трагически) младшей дочери А.А. Спендиарова, Марии.
1
HAYK (Erevan)    28.08.2014 - 19:46
НОСТАЛЬГИЯ – НОТА ПРОТЕСТА!

Рождественская елка 1927 года явно не забавляла музыканта: увенчанная пятиконечной звездой она и по форме весьма напоминала Спасскую башню Московского Кремля. Вероятно, именно по этой причине музыкант и уселся спиной к ней; так во всяком случае подумалось хозяину квартиры Михаилу Булгакову. Нет, это, разумеется, не было знаком неуважения в отношения великого зодчества; в Кремле жил непростой Хозяин, который смотрел на композитора всеми глазами зажженных гирлянд. Во второй половине 1920 гг. видимо в такой форме и принято было игнорировать его присутствие в каждом советском доме. По крайней мере, Булгаков это чувствовал «спинным мозгом»…

Отрешенным взглядом музыкант глядел на тарелку и говорил о постигших несчастьях. Сам писатель, который вероятно также не имел особых причин быть оптимистом, слушал своего друга не менее исступленным поддакиванием: время действительно сатанинское…

Неделей раньше чета Булгаковых сама гостила у Александра Спендиарова – они часто навещали друг друга – однако, вопреки всем усилиям врача настроение музыканта, в отличие от его же температуры, не поднималось. О расстроенном как клавиши пианино состоянии композитора, свидетельствовала и книга Серена Кьеркегора «Болезнь смерти» - замеченная Булгаковым на краю журнального столика: Господи! Дай нам ослепнуть для вещей, которые не научают добродетели, и ясные глаза для всей твоей истины. Александр Спендиаров называл великого писателя своим камертоном.

Неизвестно, что именно починил гениальный камертон внутри расстроенного пианино, однако в тот «рождественский» вечер настроение Александра Спендиарова постепенно стало подниматься и приблизилось к уровню ртутного столбика: полнейшая гармония души и тела. Музыкант преобразился и начал в мажорных тонах говорить об Армении и выдающихся успехов своей родины. Михаил Булгаков слушал живой рассказ музыканта с интересом: у него всегда – еще с Владикавказа было много армянских приятелей – и ему действительно было любопытно знать, что на самом деле происходит за далеким хребтом. Впрочем, одно обстоятельство особенно угнетало писателя: резкая смена настроений – это всегда опасно; тем более, Булгаков понимал, что друг выдает желаемое за действительное.
По крайней мере, в отдельных случаях…

Дочь композитора Марина обладала незаурядными творческими способностями. К тому же она обучала Булгаковых английскому: Михаил Афанасьевич давно готовился вместе с супругой покинуть Советский союз; Любовь Евгеньевна уже подавала два прошения, а в июле 1929 года уже сам писатель обратится к Сталину: «… силы мои надломились, не будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставиться более в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства, я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР об изгнании меня за пределы СССР вместе с женой своей Л. Булгаковой, которая к прошению этому присоединяется». Долгое время супружеская чета наивно уповала на благосклонность Хозяина, который в тот зимний вечер 1927 года наблюдал за домашней обстановкой разноцветными глазами зажженных гирлянд: правый глаз у него черный, левый – почему – то зеленый…

«Марина Александровна всегда была в центре внимания – она не только преподавала нам английский, но и пела, танцевала, проявляла артистический дар», - вспомнит позже Любовь Булгакова. Впрочем, у самой дочери будет, что вспомнить из этого вечера: «Меня поразило, что он весь грустный и поникший. Он был весь в себе, в своих мрачных мыслях, и не выходил из своего мрачного в то время мирка. Потом, как – то неожиданно для всех нас перешел на восхваление Армении. Чувствовалось, что сутолочной Москве он очень соскучился по ней». Михаил Булгаков слушал живой рассказ музыканта с интересом: у него всегда – еще с Владикавказа было много армянских приятелей – и ему действительно было любопытно знать, что на самом деле происходит за далеким хребтом. Потом он как врач поставит диагноз – Ностальгия!

Этой традиционной для армян болезнью знаменитая в Тавриде фамилия Спендиаровых болеет давно. Сам музыкант родился 1 ноября 1871 года в крымском местечке Каховка, куда в период Крымской войны и перебрался в 1855 году дед будущего основоположника национальной композиторской школы и армянского симфонизм Авксентий Спендиарян; война вынудила его был покинуть кусочек Армении «Перекоп – Армянск». Впрочем, отец Александра – Степанос (Афанасий) от национальных корней никогда не отойдет; женится на внучатой племяннице Ованеса Айвазовского– Варваре Леонидовне; естественно, семья Спендиаровых дружила с великим маринистом. Отец композитора очень заботится о том, чтобы дети Леонид и Александр изучали армянский язык, литературу и историю. В 1880 году, 9 летний Саша напишет Афанасию Авксентьевичу из Семфирополя: «Милый папа! Я уже учусь по- русски и по-армянски, и скоро напишу тебе по-армянски».

Он конечно сдержит данное отцу слово: напишет первые образцы симфонической музыки на армянском языке и прославит на весь мир национальное музыкальное искусство. Но до этого композитор еще должен всесторонне изучить армянскую культуру и открыть для себя много неожиданного: оказывается мы ровесники Вавилона и Ассирии: Себастийская когорта стояла перед моими соотечественниками. Историю Родины будут постигать в Москве, в кругу армянских семей – профессора Нерсеса Нерсесова, банкира Джамгарова, юриста Юрия Гамбарова, видного общественного деятеля Григора Джаншиева, доктора медицины Сергея Шагинянца – отца удивительной девушки по имени Мариэтта. Уже в 1890 гг. братья напишут отцу: «Теперь мы такие армяне, что держись!». В доме Нерсесова родится и замечательный романс композитора «К розе»; он услышит знаменитого поэта Александра Цатуряна и уже на следующий день романс будет готов…

В 1916 году Александр Спендиаров в Тифлисе: в катастрофические в жизни армянского народа годы он приезжает в традиционный центр национальной культуры: к Ованесу Туманяну, Мартиросу Сарьяну… последний поставит композитора в известность о том, что Гречанинов собирается писать оперу на сюжет поэмы Ованеса Туманяна «Ануш»: «Я сказал об этом Александру Афанасьевичу желая задеть его патриотическое самолюбие, - вспоминал великий живописец. – Думаю, что я добился поставленной цели». Позже он начнет писать оперу «Алмаст»…

Рождественская елка 1927 года явно не забавляла музыканта: увенчанная пятиконечной звездой она весьма напоминала Спасскую башню Московского Кремля. Вероятно, именно по этой причине музыкант и уселся спиной к ней. Он был весь погружен в себя, и не выходил из своего мрачного мирка. Потом, неожиданно для всех перешел на восхваление Армении. Михаил Булгаков слушал живой рассказ музыканта с интересом: он как врач знает диагноз – Ностальгия! От этого умирают.
Выдающемуся музыканту Александру Спендиарову оставалось жить несколько месяцев.

-
Арис Казинян.
Из книги "100 вел. армян 20 века"
Москва, 2007 год.

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

фэнтези, экранизация
Россия, 2018
драма, экранизация
Россия, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2017
приключения, сказка, экранизация
Россия, 2017
комедия, молодежный фильм, эротика
США, 2018
комедия, музыкальный фильм
Канада, США, 2018
боевик, приключения, фэнтези
США, 2018
спортивный фильм
Великобритания, 2017
комедия, мелодрама
США, 2018
боевик, комедия, фэнтези
США, 2018
драма, триллер
Великобритания, Венгрия, Гонконг, США, 2018
комедия
Франция, 2018
детский фильм, комедия, семейное кино
Австралия, Германия, 2018
детектив, драма, криминальный фильм, триллер
Япония, 2017
комедия, криминальный фильм, молодежный фильм, приключения, трагикомедия
Ирландия, 2016
драма
Италия, 2014
все фильмы в прокате >>