Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Михаил Гнесин

Михаил Гнесин фотографии
Годы жизни
Категория
Композитор
Фильмография
Фотоальбом

Гнесин Михаил Фабианович

2 февраля 1883, Ростов-на-Дону, Российская империя — 5 мая 1957, Москва, РСФСР, СССР.

Русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927).
Доктор искусствоведения (1943).

Брат сестёр Гнесиных.
Сын ростовского казённого раввина. В 1901-1909 годах учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу композиции, сперва в классе Н.А. Римского-Корсакова, затем у А.К. Лядова (перерыв в занятиях был связан с участием в студенческих волнениях 1905 года).
С 1908 года преподавал в музыкальном училище в Екатеринодаре.
В 1914-1921 годах снова в Ростове, руководил музыкальной школой и Народной консерваторией.
В 1914 и 1922 годах ездил в Палестину для изучения музыкального фольклора еврейских общин.
С 1923 года в Москве: преподавал композицию в Музыкальном техникуме, руководимом его сёстрами.
В 1925-1936 годах — профессор Московской, в 1936-1944 годах — Ленинградской консерватории; в 1941-1942 годах в эвакуации заведовал музыкальной частью Марийского музыкального театра в Йошкар-Оле.
С 1944 по 1951 годы заведовал кафедрой композиции Музыкально-педагогического института имени Гнесиных.

В дореволюционный период творчества Михаил Гнесин был близок к деятелям культуры символистского направления. Им были созданы вокальные циклы на стихи Константина Бальмонта и Фёдора Сологуба, симфонический дифирамб «Врубель» на стихи Валерия Брюсова, музыка к трагедиям Софокла и Еврипида.
В 1910-1920-е годы в творчестве Гнесина сильны еврейские мотивы: среди его произведений этого периода — опера «Юность Авраама» (1923), «Страницы из Песни Песней» (1919), «Пляски галилейских рабочих для оркестра» (1923), вокальный цикл «Повесть о рыжем Мотэле» на стихи Иосифа Уткина (1929), — однако затем педалирование таких мотивов стало в СССР нежелательным, и опера Гнесина «Бар-Кохба» (о восстании евреев против римлян во II веке и его руководителе Бар-Кохбе) осталась незаконченной.
С середины 1920-х годов Гнесин предпринимает усилия для того, чтобы встроиться в советскую официальную музыкальную культуру: он сочиняет симфонию-монумент «1905-1917» (1925), отдаёт дань обработке музыкального фольклора народов СССР (например, в секстете «Адыгея», 1933).
Среди поздних произведений композитора — как кантата «Красной Армии», так и трио «Памяти наших погибших детей» (оба — 1943). Гнесиным также написаны учебник «Начальный курс практической композиции» (1941) и книга «Мысли и воспоминания о Римском-Корсакове» (1956).
призы и награды
Лауреат Сталинской премии (1946, за сонату-фантазию для фортепианного квартета).

последнее обновление информации: 05.05.11

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен