Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Николай Пейко

Николай Пейко фотографии
Годы жизни
Категория
Композитор
Фильмография
Фотоальбом
Николай Пейко: смотреть фильмы онлайн
Николай Пейко:
смотреть фильмы онлайн

Пейко Николай Иванович

12 (25) марта 1916, Москва — 1 июля 1995, Москва.

Композитор.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (25.08.1964).

В 1933-1937 годах обучался в музыкальном училище при Московской консерватории у Г.И. Литинского (композиция) и И.В. Способина (гармония).

Весной 1942 года был призван на срочную военную службу и одновременно учился в аспирантуре Московской консерватории у Мясковского (композиция) и В. А. Цуккермана (анализ музыкальных произведений).

С 1940 года выступал как пианист, с 1946 — как дирижёр с исполнением своих произведений.
В 1942–1959 годах преподавал в Московской консерватории (с 1958 года — профессор), в 1954–1993 — в ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных, был руководителем факультета композиции в Институте имени Гнесиных. Среди учеников — Е. Ботяров, А. Бузовкин, А. Журбин, Е. Птичкин, В. Пьянков, В. Суслин, Е. Туманян, В. Шуть.

Похоронен на Домодедовском кладбище рядом с женой, Ириной Михайловной Пейко-Оболенской.

Сочинения: оперы — «Айхылу» (по мотивам драмы С. Мифтахова, 1943, в соавторстве с М. М. Валеевым, 2-я редакция 1953, без соавтора), «Дней давних бой» (1981), «Ночь царя Ивана» (по А. К. Толстому; 1982); балеты — «Весенние ветры» (по одноимённому роману К. Наджими, 1950, в соавторстве с З. В. Хабибуллиным), «Жанна д'Арк» (1953–1956, 2-я редакция «Легенда о Жанне», 1979), «Берёзовая роща» (1964), «Абакаяда» (1982); для солистов, хора и оркестра — кантаты: «Строители грядущего» (на слова Н. А. Заболоцкого, 1952), «Пинежье», для контральто, тенора и струнного оркестра (по рассказам Ф. А. Абрамова из цикла «Трава–мурава», 1984), «Ночь царя Ивана», оратория (по мотивам произв. А. К. Толстого, 1968), «Дней давних бой» (к 600-летию Куликовской битвы, 1980); для оркестра — 8 симфоний (1946, 1946–1960, 1957, 1965, 1969, 1972, 1977, 1986), Симфониетта (1940), Концерт–симфония (1947), сюиты: «Из якутских легенд» (1940, 2-я редакция 1957), «Из русской старины» (1948, 2-я редакция 1963), Молдавская сюита (1950), Симфоническая баллада (1959), Каприччио для малого симфонического оркестра (1960); для скрипки с оркестром — Концертная фантазия на финские темы (1953), Вторая концертная фантазия (1964); инструментальные ансамбли — 3 струнных квартета (1963, 1965, 1976), фортепианный квинтет (1961), децимет (1971); для фортепиано — 2 сонаты (1950, 1975); для голоса с фортепиано — свыше 85 сочинений, 74 из которых объединены в 14 циклов, в том числе: «Сердце воина» (на слова советских поэтов, 1943), «Звуки ночи Гарлема» (на слова американских поэтов, 1946–1965), 3 музыкальные картинки (на слова С. А. Есенина, 1960), «Лирический цикл» (на слова Г. Аполлинера, 1961), «Осенние пейзажи», триптих (на слова Н. А. Заболоцкого, 1976), «Свет василькового венка», для тенора и фортепиано (на слова В .В. Набокова, 1987) и др.; музыка к спектаклям драматического театра («Ярмарка тщеславия», «Любовь Яровая», «Мадам Бовари», «Ревизор»; Малый театр), к художественным, научно–популярным, мультипликационным фильмам и радиопостановкам.

Стиль Пейко связан с традициями русской и западной симфонической музыки, в том числе — сочинениями Н. Я. Мясковского. В поздний период творчества экспериментировал с двенадцатитоновой техникой, оставаясь приверженцем традиционного ладово-тонального мышления. Произведения композитора отличаются яркой и изысканной оркестровкой и поэтической глубиной. Цикл симфоний Пейко принадлежит к числу наиболее значимых в европейской симфонической культуре ХХ века. Композитор обладал редким аналитическим даром, что способствовало написанию ряда блестящих критических статей и эссе, в том числе о 27-й симфонии Мясковского, инструментальных миниатюрах О. Мессиана, В. Лютославского и др. Большое влияние на творческое мышление композитора оказало его серьезное (в продолжение всей жизни) увлечение шахматами.
призы и награды
Сталинская премия (1947) — за Первую симфонию.
Сталинская премия (1951) — за «Молдавскую сюиту».
Орден Трудового Красного Знамени (28.12.1946).

последнее обновление информации: 05.06.16

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен