Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Бимал Рой

Бимал Рой биография
Годы жизни
Категория
Режиссёр
Фильмография

Бимал Рой

Индийский кинорежиссер.
Родился 12 июля 1909 года в Дакке (ныне Бангладеш), умер 8 января 1967 года в Бомбее.

Один из самых известных режиссеров Индии, определявший лицо кинематографии страны в 40-е и 50-е годы, период становления на­ционального киноискусства, Бимал Рой мечтал о профессии кинематографиста с детства.

Сын богатого землевладельца, он получил хорошее образование в университете в Дакке, где вместе со своими сокурсниками проникся идеями борьбы за независимость страны. Искусство экрана представлялось юноше идеальным орудием пропаганды своих демократических устремлений.
В 1933 году он окончил операторскую школу в Калькутте. Но прежде чем стать режиссером, Рою пришлось несколько лет поработать ассистентом оператора на картинах режиссера Нитина Боса (одного из самых талантливых и интересных кинематографистов Индии того времени) на киностудии "Нью Тиэтрс", затем — главным оператором на фильмах других ведущих режиссеров фирмы: Баруа, Амара Муллика и других. Опыт, приобретенный в качестве оператора, не прошел для Роя даром. Требовательность к качеству изобразительного ряда, внимание к мельчайшим деталям мизансцен являются отличительными чертами всех его работ.

Дебют Роя в качестве режиссера состоялся в 1943 году, когда на экранах страны появился фильм "Победный марш". Название ленты оказа­лось пророческим, и ведущие специалисты в области кино не могли не обратить внимания на необычный для индийского кино подход начи­нающего режиссера к жанру мелодрамы. Творческую манеру Роя не случайно впоследствии часто сравнивали с приемами, присущими мастерам неореализма,— увлечение съемками на натуре, приглашение непрофессиональных актеров, а главное — в выборе в качестве объекта исследования жизнь и быт простых людей.

Демократические взгляды Роя встретили поддержку в среде социально ориентированных художников страны, объединившихся в то время в Ассоциацию прогрессивных народных театров, которая на протяжении ряда лет оказывала режиссеру не только материальную поддержку, но и способствовала продвижению его картин на экран, что было особенно важно в условиях жесткой конкуренции в сфере индийского кинопроката.

Добившись успеха и признания своих картин, Рой покинул студию "Нью Тиэтрс" и переехал в Бомбей, цитадель национального кине­матографа, где организовал собственную кинофирму "Бимал Рой продакшнс", приобретя тем самым полную самостоятельность. Здесь он создал свои самые значительные фильмы — "Мать", "Бирадж Баху", "Служба" и, наконец, "Два бигха земли" — ленту, ставшую классикой национального кино.

Фильмы Роя стали настоящей школой для многих режиссеров Индии, и даже великий Сатьяджит Рей немало почерпнул полезного для себя из картин своего старшего коллеги. Практически все ленты Роя отличали не только высокий профессионализм и точность в показе реальной жизни Индии, но и подлинный интерес к чувствам и проблемам героев. Не отходя от традиционно любимого населением Индии жанра мелодрамы, Рой не боялся говорить о болезненных социальных проблемах общества, которые оказались неразрешимыми и после завоевания страной независимости.

Так, в картине "Служба" режиссер главным героем своего повествования делает молодого паренька, долго и мучительно ищущего работу, ибо от этого зависит не только его будущее, но и судьба всей семьи. В центре другого фильма Роя — "Бирадж Баху" — история молодой жены бедняка-крестьянина, приглянувшейся богатому помещику, для которого жизнь и честь женщины ничего не стоят.

Тривиальные и типичные сюжеты мелодрамы в исполнении Роя выходили далеко за пределы жанра. Режиссер неукоснительно требовал от актеров реалистической, а порой и подчеркнуто аскетичной манеры исполнения роли, никогда не "педалировал" страстей, желая вызвать у зрителя поток слез, чем так часто "грешили" его коллеги, а главное, он стремился показать жизнь общества такой, какая она есть, без прикрас, чудес и непременных "хэппи-эндов", которые были и остаются обязательными атрибутами индийской мелодрамы.

Чувство меры, безукоризненный вкус присущи и самому значительному в творчестве Роя фильму "Два бигха земли" (1953), где семейная драма разоренного крестьянина Шамбу (одна из лучших ролей звезды экрана того времени — Балраджа Сахни), потерявшего свое единственное достояние — крошечный клочок земли, вырастала до размеров эпической трагедии... Для своего времени этот фильм был во многом открытием и резко отличался от всего сделанного ранее в национальном кино. Непривычно динамичный монтаж (большинство индийских лент и по сей день отличает нарочито замедленное развитие действия), органичное использование музыки как полноправного драматургического компонента ленты (обычно песни и танцы включены в фильм в качестве самостоятельных вставных номеров), убедительная и реалистичная манера игры актеров, мягкий юмор и открыто выраженная четкая социальная позиция автора выдвинули эту ленту в разряд самых значительных произведений национа­льного кино. А приз МКФ в Каннах в 1954 году полученный Роем, доказал, что эта лента стала событием и в мировом киноискусстве.

Уроки Роя не прошли даром, и многие приемы, использованные им в своих лентах, впоследствии не раз находили применение в фильмах его последователей. Признавая самостоятельность и значимость движения "нового кино", возникшего в стране в конце 60-х годов, следует отметить, что без открыто социальных и реалистических картин мастеров 50-х — Сатьяджита Рея, Ходжи Ахмада Аббаса, Ритвика Гхатака и Бимала Роя — оно могло бы и не состояться. Режиссеры старшего поколения во многом подготовили почву для возникновения в стране "параллельного" кино, открыто противостоящего потоку развлекательных пустых лент. Бимал Рой был в их числе. Многие из его лент имели огромный коммерческий успех в прокате (в частности, картины "Отец и дочь", по мотивам рассказа Ги де Мопассана, "Папа Симона" и динамичный боевик "Мадхумати"), опровергая еще одно устоявшееся убеждение, что фильмы режиссеров, в чьем творчестве преобладает социальная проблематика, не рассчитаны на широкого зрителя.

В прокате же нашей страны большой популярностью пользовались такие картины Роя, как "Любовь матери", "Бирадж Баху" и "Неприкасаемая". (Фильм "Два бигха земли" был показан в рамках первого Фестиваля индийского кино в Москве в 1954 году).

Бимал Рой всегда охотно общался и с журналистами, и со своими коллегами, а многим из них и помогал, будучи продюсером их лент. При его поддержке в кинематограф Индии пришли такие интересные и талантливые режиссеры, как Хемен Гупта, Асит Сен, Ришикеш Мукхерджи, Гульзар, Бимал Датт, Басу Бхаттачария.

В 1989 году в стране была опубликована монография, посвященная творчеству Бимала Роя. Автором книги стала его дочь Ринки, известная журналистка и жена одного из наиболее известных режиссеров Индии и учеников Бимала Роя — Басу Бхаттачария.

И. Звегинцева

последнее обновление информации: 31.03.19

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен