Хельмут Койтнер


Helmut Käutner

биография


Немецкий режиссёр, сценарист и продюсер.

25 марта 1908, Дюссельдорф, Германия — 20 апреля 1980, Тускания, Италия.

Хельмут Койтнер любил подчеркивать, что стал кинематографистом как бы помимо своей воли. И действительно, первые годы его самостоятельной творческой деятельности были безраздельно отданы сцене.
В 1931 году он стал одним из основателей студенческого кабаре "Четверо палачей", просуществовавшего вплоть до 1935 года. Он писал скетчи, инсценировал их, выступал как актёр. Вскоре после прихода к власти Гитлера студенческому вольнодумству пришел конец, и мюнхенское кабаре "Четверо палачей" прекратило свое существование. Койтнер вступил в труппу Баварского народного театра. Потом переехал в Лейпциг и наконец оказался в Берлине, центре кинематографической жизни Германии 1930-х годов.
В 1939 году режиссёр Виктор Де Кова предложил Хельмуту Койтнеру написать сценарий фильма "Портной Виббель", а в 1939 году начинающий сценарист неожиданно для себя самого получил самостоятельную постановку.
Начало его кинематографической карьеры пришлось на годы фашистской диктатуры. За это время он снял девять лент. Две из них — "Китти и международная конференция" и "Большая свобода № 7" — были запрещены цензурой.
Когда в 1946 году критики разных стран мира смогли ознакомиться с продукцией УФА конца 1930-х — начала 1940-х годов, творчество Койтнера поразило их. Особенно большое впечатление произвели два фильма "Романс в миноре" (1942) и "Под мостами" (1945).
Первым послевоенным фильмом Койтнера стала лента "В те дни" (1947). Но вслед за ним Койтнер создал целую серию откровенно неудачных произведений — "Яблоко падает" (1948), "Королевские дети" (1949), "Белые тени" (1951), "Капитан Бай-Бай" (1952).
Продюсеры отказались финансировать его фильмы. Два года Койтнер оставлся не у дел. Но однажды он встретил оператора А.Эшли, только что вернувшегося из Югославии и утверждавшего, что там можно снимать дешевые фильмы. Койтнер уговорил австрийского продюсера К.Сцоколу дать ему деньги на постановку и поехал в Югославию писать сценарий, посвященный партизанской войне. Так началась работа над фильмом "Последний мост".
В 1940-1960-е годы он ставил спектакли в театрах Гамбурга, Берлина, Бохума, Дюссельдорфа и даже порой брал на себя их художественное оформление.
Фильмы, поставленные Койтнером во второй половине 1950-х годов, — лучшее, что было создано этим режиссёром за долгие годы работы в кино. В 1960-е годы тон в его творчестве задавали развлекательные ленты, которые он ставил уже на телевидении. Весьма показательным образцом может служить картина "Дом в Монтевидео" (1963).
В последний период своей творческой биографии Хельмут Койтнер был полностью интегрирован в западногерманскую индустрию кино, покорно выполняя самые невзыскательные требования и предложения. Карьера этого художника, столь щедро одаренного умом, юмором и талантом, представляется одной из самых печальных в истори кино ФРГ 1950-1960-х годов.

последнее обновление информации: 17.10.19



Энциклопедия сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия биографии: //www.kino-teatr.ru/kino/director/euro/209601/bio/