Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Дэвид Уорк Гриффит

Дэвид Уорк Гриффит (David Wark Griffith, Дэвид Ллевелин Уорк Гриффит) фотография
Годы жизни
Категории
Режиссёр, Сценарист, Продюсер, Композитор
Фильмография
Обсуждение

Дэвид Уорк Гриффит

David Wark Griffith

Дэвид Ллевелин Уорк Гриффит

22 января 1875 (США) - 24 июля 1948

Американский кинорежиссер, актер, сценарист.

Родился в Ла-Гранже, штат Кентукки, США.
Его отец, Джекоб Уорк, — отставной полковник, воевавший на стороне Конфедерации. Мать, Мэри Перкинс Оглсби, занималась домом и воспитанием детей.

Гриффиту было всего семь лет, когда умер его отец, оставивший многодетной семье одни долги.
Он перепробовал много профессий. Был редактором маленькой газетки в своем городе, затем в «Луизвильском курьере», чернорабочим, металлургом, служащим, библиотекарем, лифтером, «мальчиком» при площадке для игры в гольф, пожарным. К 20 годам он стал мелким актером в труппах, совершающих турне по провинциям. Гриффит мечтал стать писателем и весь свой досуг употреблял на сочинение поэм, рассказов и даже пьес. Некоторые из его новелл и стихов были опубликованы в популярных журналах.

В самом конце 1899 года Дэвид решил завоевать Нью-Йорк. Продав велосипед брата за девятнадцать долларов, он товарным поездом отправился на восток. Когда деньги кончились, пришлось добираться пешком и "зайцем".
В Нью-Йорке Гриффит поселился в нищем квартале Бауэри. Он убирал хмель на полях, работал на металлургическом заводе, устраивался матросом на баржу, а то и просто попрошайничал.

В 1904 году судьба свела Гриффита с актрисой Линдой Арвидсон. Они поженились и в июне 1906 года приехали в Нью-Йорк, поступив там в труппу Томаса Диксона. Но денег не хватало. Гриффит подрабатывал сочинительством, но и это занятие приносило гроши.

Наконец один из друзей посоветовал гриффиту пойти в киноактеры. Это считалось унизительным, но за день съемок платили пять долларов, а за сценарий - пятнадцать.
И в декабре 1907 года Дэвид пришел на студию "Байограф". Небольшие роли, несколько принятых сценариев...А потом произошла счастливая случайность: Гриффиту предложили заменить заболевшего режиссера. Дэвид согласился с неохотой, так как боялся, что в случае неудачи его уволят со студии. Лишь получив заверения в обратном, он приступил к работе. Через три дня картина "Приключения Долли" ("The Adventures of Dolly") (девять минут!) была готова. Зрителям фильм понравился, и на следующий день был заключен договор с Гриффитом как с режиссером.
Фильмы Гриффита сразу же получили известность. В 1908–1913 он поставил для «Байографа» более 450 одночастных картин, разрабатывая новые выразительные средства, среди них и фильм "В старой Калифорнии" ("In Old California", 1910), снятый в новом тогда для кино месте, Голливуде.

Гриффит первым использовал психологически мотивированный крупный план, ввел его в монтажный контекст в фильме "Много лет спустя" ("After Many Years"), что породило множество кинематографических приемов, а это, в свою очередь, привело к созданию более сложных элементов киноязыка.

В поисках большей творческой независимости Гриффит в 1913 оставил «Байограф» и присоединился к новой кинокомпании – «Рилайанс маджестик».

В 1915 на экраны вышел фильм "Рождение нации" ("The Birth of a Nation"). Постановка и прокат осуществлялись Гриффитом как «независимым» продюсером. Сюжет фильма разворачивался в эпоху Гражданской войны и Реконструкции на Юге США. Картина шла более трех часов и по продолжительности превосходила любую ранее снятую американскую картину. Провозглашенная шедевром киноискусства и снискавшая поразительный коммерческий успех, лента вызвала бурную полемику из-за тенденциозного подхода Гриффита к проблеме негритянского населения на юге США. Никто никогда не оспаривал художественных достоинств кинокартины, но сюжет и моральный вывод "Рождения нации" в настоящее время вызывают настоящий шок.

Многие обвиняющие сейчас Гриффита в расизме не вспоминают, что буквально через год он снял фильм "Нетерпимость" ("Intolerance", 1916), ставший вехой в развитии гуманизма, пацифизма в искусстве. Равно как и в развитии кино и, в частности, монтажа.

В декабре 1918 года Мэри Пикфорд, Дуглас Фербенкс вместе с Гриффитом и Чаплином создали кинокомпанию "Юнайтед артистс" - "Объединенные художники".

После 1925 карьера Гриффита пошла на спад, он попал в полосу неудач. Он начал нервничать и избавляться от актеров.
В это время он увлекся актрисой Кэрол Демпстер и начал губить себя как режиссер, лишь бы сделать из нее звезду. Ее не любили ни публика, ни люди кино, - зато он любил...
Гриффит ставил фильм за фильмом, сам выбирал темы и сценарии, при этом неизменно снимал в главных ролях Демпстер.
Компаньоны Гриффита по "Юнайтед Артистс" были поражены легкомыслием человека, "сделавшего американский кинематогрф". Да и банки уже отказывались субсидировать фильмы Гриффита.
Он уехал в Европу - пробовал достать деньги в Англии и в Италии, но возвратился ни с чем.

Чтобы платить долги, в 1924 году Дэвид Уорк поступил на службу в фирму "Феймос Плейерс" ("Парамаунт"), к Адольфу Цукору. но и здесь его преследовали неудачи.
Гриффит вернулся в фирму "Юнайтед Артистс". Но год 1927-й стал еще более катастрофическим для режиссера. Провалы фильмов и - потеря актрисы. Демпстер предпочла бросить неудавшегося гения. Гриффит стал сильно пить, "король экрана" превратился в беспомощного старика.
"Веласкез экрана" стал появляться в городе в старых костюмах с потрепанными манжетами. Иногда его сопровождали сомнительные женщины.
Линда Арвидсон давно покинула Гриффита, и после их официального развода он женился в 1936 году на молодой актрисе Эвелин Болдвин. Через несколько дней после свадьбы его наградили «Оскаром» за вклад в киноискусство.

После этого он редко появлялся на людях, в течение пятнадцати недель вел радиопередачу "Голливуд глазами Гриффита", писал стихи, мемуары, иногда участвовал символически в фильмах других режиссеров.

В годы Второй мировой войны Гриффит и Эвелин Болдвин жили в Голливуде. По воскресеньям он выезжал в небольшое ранчо в Сан-Фернандо.
Летом 1945 года Гриффиту было присуждено почетное звание доктора литературы за большой вклад в развитие киноискусства. Но поехать в Луисвилльский университет для получения диплома он не смог.

Гриффит заметно сдал, он оскорблял друзей, тяготился домом, говорил, что его стесняют узы брака. Эвелин в конце концов не выдержала и в октябре 1947 года подала на развод. Гриффит не возражал, заявив, что он "холостяк по убеждению".
Дэвид Уорк поселился в гостинице и обрек себя на одиночество. По ночам бродил по улицам Лос-Анджелеса, не отвечал на телефонные звонки.
22 июля 1948 года у Гриффита случилось кровоизлияние в мозг. Он нашел в себе силы спуститься в вестибюль отеля. Его отвезли в госпиталь. 24-го числа гений кино скончался.

Хоронили его 28-го июля в "Масонском храме" в Голливуде (Гриффит стал масоном еще в дни "Байографа"). На панихиде было около двухсот человек, в основном - стариков.
После похоронной церемонии тело Гриффита было доставлено самолетом в Ла-Гранж и похоронено в фамильном склепе. Два года спустя прах перенесли в новую могилу, окруженную оградой с гриффитовской фермы, а гильдия режиссеров поставила там памятник.

последнее обновление информации: 30.06.16

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 1
Vektor (Москва)   5.03.2011 - 02:02
Непростая судьба человека! И радости, и разочарования; и взлеты и падения... Но насколько поразительна его биография! И очень интересна! Представляется Америка того времени... Ее история глазами... читать далее>>

Дэвид Уорк Гриффит: новости >>

Все новости >>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен