Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Рэй Харрихаузен

Рэй Харрихаузен (Ray Harryhausen, Raymond Harryhausen) фотографии
Годы жизни
Категории
Художник-постановщик, Режиссёр, Сценарист, Продюсер
Фильмография
Фотоальбом
Обсуждение

Рэй Харрихаузен

Ray Harryhausen

Raymond Harryhausen

Американский продюсер, сценарист и постановщик спецэффектов.

Родился 29 июня 1920 года в Лос-Анджелесе.
Огромное влияние на него в детстве оказал фильм «Кинг-Конг» 1933 года. Уже в 13-тилетнем возрасте он начал посещать клуб любителей фантастики. Там он познакомился с Рэем Брэдбери, который стал его товарищем на всю жизнь.

Во время Второй мировой войны Харихаузен работал в компании, производящей образовательные фильмы для армии. Его командиром и руководителем в этот период был полковник Фрэнк Капра. Молодой кинематографист создал несколько анимационных работ о боевом развёртывании военной техники в условиях, когда съёмка реального вооружения была невозможна. У него сохранились несколько рулонов плёнки с этими работами, из которых он позже смонтировал короткометражные фильмы. Демонстрация этих роликов позволила Харихаузену после завершения войны получить работу в коммерческом кинематографе. Одной из первых его работ (под руководством аниматора «Кинг-Конга» Виллиса О’Брайена) стала картина «Могучий Джо Янг», вышедшая в 1949 году.

В начале 1950-х годов руководители студии Warner Brothers Pictures выкупили у Рэя Брэдбери недавно изданный рассказ «Туманный мыс» и, как товарищу писателя, доверили Харихаузену самостоятельную работу надо всеми анимационными эффектами. Фильм вышел в 1953 году под названием «Чудовище с глубины 20000 морских саженей» (в СССР был известен как «Чудовище из глубины океана») и при бюджете в 210 тысяч долларов собрал в прокате более 5 миллионов. Именно с этой картины получил широкое применение метод монтажа натурных съёмок и анимации, при котором сначала снимался задний план в естественных условиях (город, пустыня, побережье и так далее). Полученные кадры проецировались на небольшой экран, служивший фоном для действия анимационных моделей. В свою очередь, на эту запись накладывались кадры с действиями актёров. Таким образом, фантастические персонажи функционировали, зажатые в своеобразный бутерброд из «живых» киносъёмок.

Приблизительно в это же время Харихаузен познакомился и начал плодотворное сотрудничество с продюсером Чарлзом Шниером и студией Columbia Pictures. Их первой совместной работой стала картина «Это прибыло со дна моря» о нападении гигантского осьминога на Сан-Франциско. На волне кассового успеха этой работы в следующем году был выпущен фильм «Земля против летающих тарелок», а спустя ещё год — «Двадцать миллионов миль до Земли» на модную в этот период тему освоения космоса. В конце 1950-х годов студия активно внедряет в производство цветные фильмы. Это ставит перед Харихаузеном новые технические задачи, с которыми он успешно справляется. Доказательством этого стал фильм «Седьмое путешествие Синдбада». Кинематографист, ставший к тому же одним из продюсеров ленты, сумел найти решение проблем достижения цветового баланса между анимационным и «живым» изображением. Хотя работа над картиной заняла почти два года, она достигла чрезвычайного коммерческого успеха (в том числе несколько позже в СССР). Columbia Pictures подписала с Харихаузеном контракт на несколько фильмов.

В 1963 году он создаёт один из самых знаменитых, вероятно, фильмов в своей карьере — «Ясон и аргонавты». Вручая кинематографисту в 1992 году специальную премию «Оскар» (Награда имени Гордона Сойера), Том Хэнкс так высказался о картине:
«Некоторые говорят «Касабланка» или «Гражданин Кейн»… А я говорю — «Ясон и аргонавты» — вот величайший из созданных фильмов!»
В 1964 году кинематографист работает над очередным проектом «Первые люди на Луне». Однако, руководители студий начинают замечать охлаждение зрительского интереса к фильмам подобного рода, и, соответственно, снижение эффективности вложений в эти проекты. Набирают силу контркультура и независимый кинематограф США. Columbia Pictures отказывается продлить контракт с Харрихаузеном. Достаточно скоро он был приглашён студией 20th Century Fox для создания сцен с доисторическими чудовищами в ставшем культовым фильме «Миллион лет до нашей эры», а чуть позже Warner Bros - в фильм «Месть динозавров». После этого кинематографиста ожидало несколько лет творческого простоя.

Только в 1973 году Columbia Pictures решила вернуться к путешествиям Синдбада и выпустила с широким творческим участием Харрихаузена «Золотое путешествие Синдбада» и «Синдбад и Глаз тигра». Последним крупным полнометражным художественным проектом Рэя Харрихаузена стал фильм «Битва титанов» 1981 года.

Умер 7 мая 2013 года в Лондоне.
призы и награды
2006, Сатурн: Награда имени Джорджа Пэла

1992
Оскар: Награда имени Гордона Сойера
Сатурн: Специальная награда

1982, Сатурн: Награда за достижения в карьере

1975, Сатурн: Лучшая покадровая анимация («Золотое путешествие Синдбада»)

последнее обновление информации: 09.05.13

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 4
Aleg (Минск)   10.05.2013 - 09:35
Школьником посмотрел фильмы про Синдбада - неизгладимое впечатление! читать далее>>
№ 3
Алексей Волков (однофамилец) (Ярославская обл., Рыбинск)   8.05.2013 - 22:42
Светлая память! читать далее>>
№ 2
Т-татьян@   8.05.2013 - 20:47
Светлая память. читать далее>>
№ 1
Vadim.M   8.05.2013 - 15:50
Светлая память! читать далее>>

Рэй Харрихаузен: новости >>

Все новости >>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен