Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Мария Сауц

Мария Сауц фотографии
Годы жизни
Категория
Режиссёр
Фильмография
Фотоальбом

Сауц Мария Михайловна

22 сентября 1909, Петраков, ныне Польша — 29 мая 1986

Окончила Московский нефтехимический техникум (1933), режиссёрский факультет ВГИКа (1943, мастерская С. М. Эйзенштейна).

В 1943-1974 гг. — режиссёр киностудии им. М.Горького.
Режиссёр дубляжа.

последнее обновление информации: 28.01.19

Мария Сауц – ученица Сергея Эйзенштейна

Имя Марии Михайловны Сауц в городе Феодосии прозвучало впервые совсем недавно. Сегодня в артистических кругах всех уровней о ней редко вспоминают, а между тем, она внесла значительный вклад в развитие советского киноискусства. Мария Михайловна похоронена на новом городском кладбище. Мария Сауц меня заинтересовала, как человек, сделавший очень многое в области кинематографии. В этом 2019 году, 22 сентября, Марии Михайловне Сауц исполнилось бы 110 лет со дня рождения.

• Молодые годы Марии.
Мария родилась 22 сентября 1909 года в городе Петраков, сейчас город принадлежит Польше. Первое, техническое, образование Мария получила в нефтехимическом техникуме, который закончила в 1933 году, а уже после училась на знаменитом военном курсе Сергея Михайловича Эйзенштейна режиссерском факультете ВГИКа, который был выпущен в 1943 году. Студенты получали серьезные уроки мастерства в процессе детального обсуждения знаменитого фильма С. Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин». В дискуссиях активно участвовала и будущий режиссер Мария Сауц. В основе киноленты – события, происходившие на корабле с 14 (27) июня по 25 июня (8 июля) 1905 года. Картина имела огромный успех, как в Советском Союзе, так и за рубежом, и названа «лучшим фильмом всех времен и народов». • Карьера Марии Сауц как режиссера.
Фильм «Броненосец Потемкин» стал учебным пособием для студентов мастерской Сергея Эйзенштейна, куда входила и Мария Сауц. С режиссурой Мария связала всю свою творческую жизнь. На счету режиссёра несколько известных и любимых фильмов многих поколений. Ее ценили за строгость в оценке сущности прекрасного. Мария быстро и увлеченно постигала секреты будущей профессии, но постоянно сомневалась, в том числе и в самой себе. Многие известные в будущем деятели искусств высоко ценили ее талант, богатство внутреннего мира, самокритичность, волю. О том, как коллеги относятся к Марии Сауц, ярко отражено в переписке двух ее однокурсников Владимира Венгерова и Михаила Швейцера. Михаил пишет Владимиру: «…И еще хорошо, если Маша Сауц осуществит свое намерение переселиться в Ленинград. Что там у ней внутри – бог ведает. Но честностью, « без дураков», и ясностью она подкупает. Люблю и уважаю ее. Из женского полу, слабого, но прекрасного, она будет лучшим режиссером. Она уже Эйсымонта взяла за рога, я слышал и верю этому. Поговори с ней, не обращая внимания на ее постоянный скепсис: ей что – то все время не нравится; что-то кажется, вообще, Солнечная система. Порасспроси ее о Ленинграде, не очень доверяя – она не склонна к восторгам, а Ленинград их заслуживает. Восторги в этом случае есть форма, отвечающая содержанию. Так что мое письмо можешь считать реалистическим…» (письмо от 21. 07. 44г. Ленинград.)
Эти два кинематографиста сами создали яркие страницы в нашем кино. Так, Владимир Яковлевич Венгеров (1920–1997 гг. ) поставил картины: «Два капитана» (1955), «Балтийское небо» (1961), «Порожний рейс» (1962), «Живой труп» (1968), «Вторая весна» (1979). Михаил Абрамович Швейцер (1920-2000), неизменно называвший Марию “нашей талантливой сокурсницей», создал широко известные современному зрителю киноленты «Чужая родня» (1955), «Воскресение» (1960–1961), «Золотой теленок» (1968), «Маленькие трагедии» (1979), «Мертвые души» (1984), «Крейцерова соната» (1987). В 1954 году Щвейцер и Венгеров вместе сняли популярную приключенческую картину «Кортик».
Действительно, первым серьезным испытанием для Марии стала картина Виктора Владиславовича Эйсымонта 1944 года, где она выступила ассистентом режиссера. “Жила - была девочка” - фильм о жизни блокадного Ленинграда, история жизни двух девочек, переживших страшную блокаду. В картине военной поры вышли в центр авторского внимания извечные ценности: дом, семья, любовь, душевная связь родителей и детей. Картина известна во многих странах мира, а на седьмом Венецианском фестивале в 1946 году фильм получил приз. Молодая актриса Нина Иванова сыграла роль Насти, а ее партнершей стала пятилетняя Наташа Защипина. Нина стала знаменитой, снявшись в фильме Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице» в роли учительницы Татьяны Сергеевны. Ее «учеником» был известный уже тогда Николай Рыбников.
В картине Василия Николаевича Журавлева “ Пятнадцатилетний капитан” Мария Михайловна Сауц – уже второй режиссер. Экранизация по роману Жюля Верна нравится многим, ведь в ней удачно сочетается одухотворенность идеи романтики приключений с воплощением ее смысла на экране. Несмотря на то, что фильм создан в 1946 году, зрители его по-прежнему смотрят с большим интересом, восхищаясь актерским ансамблем. Фильм «Пятнадцатилетний капитан» вошёл в золотой фонд киноклассики: на нем воспитаны поколения людей, родившихся в конце 1930 – начале 1940-х годов и более позднего времени. В нем снимался, например, будущий народный артист СССР, любимый миллионами советских зрителей – Александр Хвыля. В фильме Александр Леопольдович играет капитана Гуля.
Александр Леопольдович Хвыля занят и в следующем фильме Марии Сауц. В 1948 году Мария Михайловна совместно с Владимиром Леонидовичем Сухобоковым (1910- 1973гг.) сняли фильм «Красный галстук» по одноименной пьесе Сергея Михалкова. В 2010 году он демонстрировался на ежегодном фестивале архивного кино «Белые Столбы». В киноленте А.Л.Хвыля в роли директора завода Вишнякова снимался вместе с В.Д. Дорониным (Кочубей).
Есть одна позиция, которая характерна для творчества Марии на первоначальном этапе – она снимала детские художественные фильмы. Эта работа трудная, но молодые режиссеры вместе с Марией Сауц успешно с ней справлялись, талантливо передавая на экране знание психологии внутреннего мира детей. Их с удовольствием пересматривают и в настоящее время. В 1946 году Виктор Эйсымонт и Мария Сауц в качестве второго режиссера выпускают фильм «Крейсер «Варяг», в нем повествуется о событиях 1904 года. На ведущие роли были приглашены будущие народные артисты СССР Борис Николаевич Ливанов (1904 —1972 гг) —театральный режиссёр, лауреат пяти Сталинских и Государственной премии СССР и Ростислав Янович Плятт (1908— 1989гг), артист труппы театра – студии Юрия Завадского, театра имени Моссовета, обладатель Государственной премии СССР и многих других наград. Их творчество находило горячий отклик в сердцах людей.
В течение последующих 30 лет Мария Михайловна работала режиссером дубляжа в студии им. Максима Горького.

• Последние годы жизни Марии Михайловны
В последние годы жизни Мария Михайловна жила в посёлке Коктебель, как его ещё называют «страна голубых вершин». Следует отметить, что известных людей манит в эту замечательную «страну». Мария продолжает проводить много времени на съемочной площадке. Последние фильмы, в которых приняла участие Мария Сауц, как режиссер дубляжа: «Особняк на Зеленой» Польша (1963), «Убить пересмешника» США (1962), «Телефонистка» Азербайджан (1962), «Человек из первого века» Чехословакия(1962), «Жизнь холостяка» Франция (1960), «Пепел и алмаз» Польша (1958). Этот факт можно расценить, как преданность своей профессии.
Мария Михайловна умерла 29 мая 1986 года. Похоронили режиссера ее коллеги с Ялтинской киностудии и друзья в городе Феодосия на новом городском кладбище.

Душа Марии Сауц последний приют нашла в Феодосии.
Друзья по Коктебелю Марию называли старостой сборщиков камешков на берегу моря, о чем свидетельствует скатерть на обеденном столе в ее комнате, на которой её рукой вышиты гладью подписи членов этого общества.
В сохранении памяти о Марии Михайловне участвует дочь подруги Марии – Наталия Скрыпник. Наталия Степановна в 2013 году восстанавливает на свои средства разрушенное надгробие Марии. Она в своих воспоминаниях называет Марию Михайловну ласково – «тетя Муся»:
«Моя мама, Ноэми Гдальевна Скрыпник, была знакома с Марией Михайловной с момента начала своей трудовой деятельности в 30 -е годы в Гос.проектном институте "Гипронефтезаводы". М.М.Сауц, закончив Нефтехимический техникум, поступила в единственное на тот момент в Москве учреждение, проектировавшее нефтеперерабатывающие заводы. Мама там же была переводчицей с английского. Крепкая дружба связывала тётю Мусю с целым кругом подруг: с сёстрами Валентиной и Ниной Карачистовыми и их мужьями, с Раисой Флятау и Екатериной и Иваном Фомиными. 10 января, на день рождения моей мамы, весь этот весёлый коллектив непременно собирался у нас дома. Мама играла на пианино (подростком она училась игре на фортепьяно в Америке, в Чикаго, а вернувшись в Россию, поступила в Гнесинский институт).
Театр был её страстью. Жила тётя Муся на ул. Сергея Эйзенштейна, рядом с киностудией им. Горького, где режиссировала вначале свои фильмы, а после войны стала режиссёром дубляжа трофейных фильмов.
В Крым я с родителями начала ездить с 1958 года, как правило, в Судак. А в конце 60-х годов мама отправила меня одну в Коктебель к тёте Мусе, которая устроила меня жить к даме, знавшей Макса Волошина. Я помню старый Коктебель, дышавший литературой, поэтами, Киммерией и Карадагом...М.М.Сауц в Коктебеле была признанной старостой сборщиков камешков. В её доме стол был накрыт скатертью, на которой расписывались все друзья - любители собирать камни в Лисьих бухтах и бухтах Карадага, а она вышивала эти росписи цветными нитками мулине. Помню, как- то раз тётя Муся взяла меня с собой в поход в Лисью бухту, где я воочию убедилась, что процесс поиска каменных "шедевров" требует отменного здоровья и зорких глаз. Тётя Муся, худенькая, в ситцевом купальнике, с козырьком на голове от солнца, с выцветшим рюкзачком за спиной, бодрым шагом, идущая вдоль берега моря, - такой мне вспоминается Мария Михайловна Сауц, жизнестойкая и жизнелюбивая, впитавшая все советы Мастера, у которого училась, и преданная Юго-Восточному берегу Крыма и Коктебелю настолько, что даже последний покой её Душа нашла в Феодосии.»


Справочная литература:
Гаврилов Б.И. «В борьбе за свободу: Восстание на броненосце «Потемкин» .Москва. Издательство «Мысль», 1987.
Михаил Швейцер, Владимир Венгеров. Эпистолярий. «Ты у меня один» Киносценарии: журнал. — 1999. — № 3—6 «Тут не работать надо, а прочувствовать». Лекция-семинар Сергея Эйзенштейна во ВГИКе, Алма-Ата, 1942.— «Киноведческие записки», № 72, 2005, с. 311.

Галина Манаева, член Союза журналистов РФ, исследователь г. Феодосия.
Татьяна Голуб, председатель Феодосийского отделения Русской общины Крыма

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен