Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Тамара Лисициан

Тамара Лисициан (Tamara Lisitsian) фотография
Годы жизни
Категории
Режиссёр, Сценарист
Фильмография
Обсуждение

Лисициан Тамара Николаевна

Tamara Nicholas Lisitsian

Родилась 3 марта 1923 года в Тифлисе.

Армянский советский режиссёр и сценарист.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (23.07.1985).

По отцовской линии была двоюродной сестрой оперного певца, народного артиста СССР Павла Лисициана.
В 1939-1940 училась на актёрском факультете Тбилисского театрального института, в 1941 и 1944-1946 годах — в Московском городском театральном училище.

С началом Великой Отечественной войны обратилась в ЦК комсомола с просьбой отправить её на фронт. Была направлена в разведывательно-диверсионную часть особого назначения при Западном фронте, заброшена в тыл противника, попала в плен. Смогла бежать из концлагеря и присоединиться к партизанскому отряду, в составе которого принимала участие в боевых операциях. В ходе одной из них получила сильную контузию.
После окончания войны вышла замуж за Луиджи Лонго, сына и полного тёзку одного из руководителей Итальянской коммунистической партии. Несколько лет жила в Италии, работала там в представительстве «Совэкспортфильма».

В 1952 году вернулась в СССР, училась на режиссёрском факультете ГИТИСа, потом перевелась во ВГИК, который окончила в 1959 году (мастерская Г.М. Козинцева).

Автор сценариев и режиссёр научно-популярных, рекламных, короткометражных фильмов, режиссёр восстановления фильмов: «Пётр Первый», «Крестьяне», автор сюжетов в «Альманахе кинопутешествий».
В 1997 году в Италии, а в 2002 и 2005 годах в России была издана её автобиографическая повесть «Нас ломала война…»

Ушла из жизни 29 ноября 2009 года в Москве. Похоронена на 24-м участке Ваганьковского кладбища рядом с мужем, кинооператором Виктором Листопадовым (1923-2004).
призы и награды
Орден Отечественной войны II ст. (06.04.1985).

последнее обновление информации: 25.10.18
К 90-летию Тамары Лисициан

Тамара Николаевна Лисициан – кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР, отважная разведчица, партизанка, инвалид Великой Отечественной войны.
Тамара Николаевна родилась и выросла в Тбилиси. В 1938 году в пионерском лагере она познакомилась с Луиджи Лонго – сыном будущего генсека Итальянской компартии. Они сразу испытали взаимную симпатию, подружились. Им было по 15 лет, и это была их первая, и как оказалось, единственная любовь. Потом он уехал, они переписывались, а вновь встретились весной 1941 года, когда Тамара приехала в Москву и поступила в ГИТИС, на актерский факультет. Война, начавшаяся через месяц, вновь развела их пути. Тамара пошла в горком комсомола проситься на фронт. Она отлично стреляла – была чемпионкой Грузии 1939 года по стрельбе из мелкокалиберной винтовки, управляла мотоциклом и говорила по-немецки. Неожиданно ей предложили пойти в разведку, вначале приписали к разведотделу 5-ой армии, с которым она дошла до Можайска, часто бывая с заданием на передовой. Потом направили в разведывательно-диверсионную часть особого назначения No 9903 при Западном фронте – спецназ образца Великой Отечественной.
Там же служили Зоя Космодемьянская, Вера Волошина и многие другие девушки-герои. За три месяца они изучили минное дело, самбо, прыжки с парашютом, кидание ножей; каждый мог справиться один на один с кем угодно.
Вместе с товарищами Тамару выбросили на оккупированной территории Белоруссии. Летчик ошибся на 100 километров, и группу разбросало очень далеко друг от друга, а один из мешков с грузом свалился прямо на машину с немцами. Их сразу стали искать; когда они дошли до опушки леса, столкнулись с полицией. Чтобы отвлечь от всех внимание, Тамара вышла к немцам сама. По легенде, она была грузинкой Этери и разыскивала своего «любимого Ганса». Однако, все получилось не так, как планировали, и 19-летней Тамаре пришлось пройти все круги гестаповского ада, пытки, издевательства, концлагерь с царившими там ужасом, голодом, грязью, болезнями, безысходностью. Но она не сдалась. Тамара нашла тех, кто решился на побег, и они чудом спаслись. Долго блуждали по лесу в поисках партизан... В партизанском отряде все они участвовали в боевых операциях, сражались отчаянно, потом Тамара получила сильную контузию, и ее переправили через линию фронта в госпиталь. Вскоре война закончилась.
Тамара вновь встретилась с Луиджи Лонго, и они поженились.
...Карьера Тамары Николаевны в кино началась в Италии. Cупруги жили в Риме, родился сын. Но ее деятельная натура стремилась к самореализации, и еще ей было необходимо занять свои мысли делом, чтобы поменьше вспоминать о войне.
Она устроилась курьером в «Совэкспортфильм». Постепенно увлеклась монтажом, научилась дублировать картины.
И однажды Тамаре Николаевне самой захотелось снять фильм. На свои деньги она купила пленку и попросила знакомых операторов поснимать эпизоды из политической жизни Италии – забастовки, митинги. В итоге получилась 45-минутная документальная лента, которую ей очень хотелось показать специалистам. В то время в Италию приехал великий Всеволод Пудовкин, он посмотрел картину и посоветовал Тамаре вернуться в Москву и поступить во ВГИК.
В 1952 году они с мужем вернулись в Советский Союз. Она поступила в ГИТИС на режиссерский факультет, но Пудовкин уговорил перевестись во ВГИК в мастерскую Сергея Юткевича. Кино стало ее страстью, уже в 1959 году Тамара Николаевна сняла свой первый полнометражный игровой фильм – дипломную работу «Сомбреро» (экранизацию детской повести Сергея Михалкова). Сразу после этого ее распределили на «Мосфильм».
Однако, там ей много лет пришлось заниматься дубляжом иностранных картин, чаще итальянских, синхронным переводом фильмов на фестивалях, восстановлением старых картин. Только в 1972 году ей удалось «пробить» и снять свой новый детский фильм «Чиполлино», во многом благодаря автору – знаменитому писателю Джанни Родари. Через четыре года на Одесском телевидении она сняла еще один фильм по сказке Родари – «Волшебный голос Джельсомино».
Как человек с четкой гражданской позицией и твердым характером, хорошо разбирающийся в политике, Тамара Николаевна решила перейти во «взрослое кино» и стала «пробивать» на Мосфильме серьезные политические картины. Первой, в 1981 году, экранизировала острую пьесу Генриха Боровика «На Гранатовых
островах», о попытке государственного переворота в одной из латиноамериканских стран; затем спустя три года сняла «Тайну виллы «Грета» – картину, где впервые в нашем кино откровенно рассказала о масонах и даже показала обряд посвящения.
Потом ей попался в руки роман Вячеслава Костикова «Наследник», заинтересовавший редкой тогда у нас темой – судьбой наших соотечественников за рубежом.
Она получила от автора «добро», написала сценарий, и вновь с «боями» сняла свой последний игровой фильм «Загадочный наследник». Его хорошо приняла публика и сегодня часто показывают по телевидению.
...Лишь спустя 50 с лишним лет Тамара Лисициан смогла написать повесть «Нас ломала война», до этого всю жизнь борясь с ужасными воспоминаниями... Вначале она написала ее на итальянском языке, такбыло легче, и лишь через три года перевела на русский. В 2002 году она выпустила за свой счет тысячу экземпляров.
Тамара Николаевна великолепно владела пером, была автором или соавтором сценариев всех своих фильмов. Она мечтала рассказать молодым о своих встречах с известными, талантливыми, великими людьми, с которыми сводила жизнь в разные годы: Всеволодом Пудовкиным, Сергеем Юткевичем, Андреем Тарковским, Юлией Солнцевой, Федерико Феллини, Джульеттой Мазиной, Пьером Паоло Пазолини, Арамом Хачатуряном и многими другими.
Она много не успела сделать, но оставила зрителям свои великолепные детские фильмы, острые политические картины и честные бесценные воспоминания о Великой Отечественной войне.

Лидия Андреева

Остановленное мгновение

...Он сразу заметил её в толпе, ожидавшей трамвая у Покровских ворот. Матовое, с лёгким молодым румянцем и яркими крупными глазами лицо в ореоле тёмных волос, на которых как-то особенно весело сидела белая ушанка, её ладная, перетянутая ремнём фигурка и впрямь выделялись. Подошёл, заговорил. Она равнодушно скользнула незаинтересованным взглядом и молча отвернулась. В это время приблизился трамвай. Девушка вскочила в него. Он за ней. И уже там,в холодной тесноте вагона, продолжал приглашать к себе в мастерскую. Она долго отказывалась, а потом вдруг какая-то тревога или печаль мелькнула в её глазах, она очень внимательно посмотрела на черноволосого человека, так неумело-смущённо уговаривавшего её, и решительно махнула рукой: "Хорошо, рисуйте, раз вам так этого хочется..."
Потом она ещё раз или два, отрывая от уплотнённого командировочного времени минутки, забегала в мастерскую. И уехала, успев назвать лишь своё имя - Тамара Лисициан.
Это было 35 лет назад.
Сейчас Тамара Николаевна Лисициан - кинорежиссёр на "Мосфильме". Именно здесь я услышала, как про неё сказали: "Дважды рождённая". Правда, так называют её лишь те немногие, кто слышал о её судьбе.
За два дня до начала войны Тамара спокойно простилась с мамой на перроне Тбилисского вокзала. Встретившая её уже в военной Москве тётка потребовала, чтобы девушка немедленно вернулась назад. Но Тамара пошла сдавать экзамены в театральное училище, о котором мечтала все десять школьных лет. Сдала их и была зачислена.
Обстановка на фронте день ото дня осложнялась. Сводки Совинформбюро становились всё тревожнее. И Тамара решила идти на фронт. Ей казалось, что у неё шансов больше, чем у многих её сверстниц. Как-никак, она - чемпион Грузии по стрельбе, умеет ездить верхом, водить мотоцикл.
...Осенним солнечным утром, когда горько пахнущие увяданием листья шуршали под ногами, отправилась она к проезду Серова, в ЦК ВЛКСМ. Там стояли сотни таких же юных,как она, добровольцев. И гул от их голосов был слышен далеко окрест.
Достоевский говорил, что сознательное "самопожертвование в пользу всех есть признак высочайшего развития личности". Но мальчики и девочки, рвавшиеся в октябре 41-го на фронт, едва ли помнили эти слова. Они просто не могли поступить иначе.
Тамару направили сначала в разведывательный отдел армии, а позже в авиадесантную часть специального назначения, где она получила имя Этери Гванцеладзе.
Вскоре в числе одиннадцати таких же юных, как она, ребят её забросили в тыл врага где-то в районе Гомеля. Не успела она отыскать сброшенных вместе с ней товарищей, как её схватили гитлеровцы.
Одна мысль мучила Тамару во всё время допроса: как отвести беду от остальных десяти десантников, успевших скрыться в лесу и не подозревавших об опасности?
Её допрашивали, били, снова допрашивали...И, наконец, надев наручники, втолкнули в машину... Это дало основание переводчице, связанной с партизанами и присутствовавшей на допросах, сообщить центру, что Этери Гванцеладзе расстреляна...
Её в это время отправили сначала в Мозырь, потом в житомирскую комендатуру, где опять были и допросы и пытки... А 10 августа 1942 года приговорили к расстрелу.
Но не убили. Судьба? Едва ли. Скорей всего фашисты считали, что её грузинский, русский и немецкий смогут им ещё пригодиться.Так полуживая, истерзанная пытками, она попала сначала в житомирский лазарет, а затем в Словутский концентрационный лагерь.
Снова колючая проволока и неотступная мечта о побеге!
В конце концов вместе с тремя другими заключёнными ей удалось бежать. Это произошло в ночь на 23 июня 1943 года.
Четыре дня оборванные, голодные, поминутно опасаясь наткнуться на фашистов, шли беглецы по незнакомому лесу. Им повезло: в сторожке, на которую они случайно набрели, жили люди, связанные партизанами. И вскоре все четверо стали бойцами партизанского соединения.
Тамара-Этери вошла в группу подрывников Александра Майорова. Зимой 1944 года у неё была короткая командировка в Москву. Именно тогда художник Михаил Михайлович Ещенко и написал её портрет.
В это время он, известный актёр Центрального детского театра, член Союза художников, окончательно оставил сцену и, одержимый желанием рассказать на этот раз языком живописи о героических защитниках Отечества, искал подходящие "сюжеты".
Таким "сюжетом" показалась ему Тамара. Он не знал ни её адреса, ни рода войск, в которых она служила. И когда портрет был готов, сделал несколько попыток отыскать свою героиню, но поиски успехом не увенчались, и он отложил их, надеясь, что не навсегда.
Ранней весной 1945 года, когда группа Майорова, соединившись с частями Советской Армии, воевала уже на польской земле, Тамару контузило. Поправившись, она снова встала в строй. Но после второй контузии вынуждена была демобилизоваться.
Так для Тамары-Этери Лисициан-Гванцеладзе закончилась война.
Шёл победный 1945 год, и девушка вернулась в Московское городское театральное училище, слившееся позднее с ГИТИСом. Но вскоре, прервав учёбу, уехала в Италию, где работала в римском отделении "Союзэкспортфильма".
Шесть лет провела она в Риме. Изучила итальянский. И, вернувшись в Москву, сохранила привязанность к народу Италии, его искусству и литературе. Не случайно, закончив в 1959 году ВГИК (мастерская С.И.Юткевича) и начав работать режиссёром на "Мосфильме", Тамара Николаевна Лисициан сняла "Итальянский дневник" и "Сомбреро" - фильмы хорошо принятые зрителем. Участвовала она и в съёмках картины "СССР глазами итальянце", а также стала автором синхронного русского текста таких известных лент, как "Бум", "Они шли за солдатами", "Развод по-итальянски"...
Не так давно режиссёр Лисициан сделала на "Мосфильме" картину "Чиполлино" по известной сказке Джанни Родари, а несколько месяцев назад перевела на русский язык его новую сатирическую сказку, предназначенную уже для взрослых, предполагая не её основе со временем снять телевизионный фильм.
...В канун 1978 года, когда Тамара Николаевна торопилась закончить фильм "Волшебный голос Джельсомино", сделанный также по книге Джанни Родари, кстати уже высоко оценённый не только нашей, но и итальянской прессой, на студии раздался телефонный звонок. Артур Карлович Спрогис, воевавший в своё время в Испании, командовавший десантной частью в 41-м (Тамара по праву считает его своим первым военным учителем), сообщил, что видел её портрет.
- Да, наши операторы хорошо снимают, - спокойно ответила Тамара Николаевна, привыкшая к тому, что её фотографии время от времени появляются на различных мосфильмовских выставках.
- При чём тут операторы? На выставке в Центральном Доме работников искусств я видел твой живописный портрет!
И только тут Тамара Николаевна вспомнила заснеженный Покровский бульвар и промёрзшую мастерскую, наполненную запахами керосина и красок. Но фамилия художника начисто вылетела из головы. Артур Карлович тоже её не запомнил.
Когда Тамара Николаевна позвонила в ЦДРИ, выставка уже закрылась. Она поинтересовалась именем живописца.
- У нас выставлялся не один художник, а три...
Пришлось добывать телефоны всех троих. Первый художник, которому позвонила Тамара Николаевна, оказался декоратором. Позвонила второму, назвала себя. Минута замешательства, и вслед радостное:
- Тамарочка! Цела? Как я рад,как рад! Надо бы повидаться...
- Но ведь вы не хуже меня знаете ,как у нас,москвичей, летит время, - сокрушённо говорит мне Тамара Николаевна. - Хотя выбраться, конечно, надо!
И мы выбираемся. Уже вдвоём.
Михаил Михайлович идёт навстречу по переулку.
- А я бы обязательно узнал вас! - говорит он, подходя. - Значит, вы всё же увидели свой портрет?
- Даже купила. Он висит у меня дома.
- А теперь скажите,- спрашивает Михаил Михайлович,- почему вы всё же согласились позировать? Ведь поначалу вам этого не хотелось? Боялись не вернуться?
- Нет, нет! Впрямую нет. Я тогда верила, что не могу погибнуть. Не случайно моими любимыми были строчки Ольги Берггольц:
Прекрасна жизнь,
И мир ничуть не страшен,
И если надо только,- вновь и вновь
Мы отдадим всю молодость за нашу
Республику, работу и любовь.

И я твердила их, как заклинание. Но когда вы начали меня уговаривать, где-то в подсознании мелькнуло: а может, это судьба? Меня не станет, так у мамы хоть портрет останется...
- Всё-таки, выходит я не совсем не прав...
Но вот и дом Михаила Михайловича. Старая московская коммунальная квартира. На пороге небольшого роста, седая, коротко подстриженная, приветливая женщина.
- Моя жена Анна Петровна Бурцева, в прошлом тоже актриса детского театра,- представляет Михаил Михайлович.
Стены сплошь увешаны картинами: портреты, пейзажи...
- Знаете, -говорит Михаил Михайлович,- меня как на театре, так и в живописи всегда интересовал характер. Я потому и к вам пристал, - обернулся он к Тамаре Николаевна,- что в вашем облике мне увиделся характер.
- А почему вы бросили театр? - спрашиваю я. -Ведь вы, помнится, были любимцем довоенных московских школьников. Я знаю женщину, которая в детстве более десяти раз побывала в театре, чтобы увидеть вашего Серёжку Стрельцова.
- Я как-то рано стал думать о том, что актёр жив, пока он на сцене. Бессмертие даётся немногим. Захотелось продлить свой век, тем более что живописью я занимался всегда, сколько себя помню. И как видите,- смеётся он,- продлил, даже в самом прямом смысле: недавно отметил своё семидесятипятилетие...
Время, время,- помолчав, вздыхает Михаил Михайлович,- тридцать пять лет прошло с нашей встречи. Кто бы мог подумать, что они так быстро пролетят!
Да, 35 лет и одно остановленное мгновение.

(статья Е.Тарасовой "Остановленное мгновение" для журнала "Работница" № 6 1979)

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 15
Сова М.   14.08.2023 - 12:06
К 100-летию со дня рождения Тамары Николаевны Лисициан телеканал Культура будет показывать документальный фильм о ней «Непобеждённая». Видимо, тот же фильм, который уже доступен в интернете на канале... читать далее>>
№ 14
Дора Ветчинина (Москва)   19.05.2015 - 18:26
Вспоминаю с уважением эту добродушную, тактичную женщину - Тамару Лисициан. Светлая ей память! Особенно это актуально в связи с 70-летием Победы в ВОВ, читать далее>>
№ 13
Ирина Ромзак (Астрахань)   19.05.2015 - 15:59
В конце восьмидесятых, когда я заканчивала обучение на факультете журналистики МГУ,я бывала на встречах с творческой интеллигенцией и слышала рассказы Тамары Николаевны о том, как она работала над созданием... читать далее>>
№ 12
Дора Ветчинина (Москва)   29.11.2014 - 11:40
Помню, благодарна, люблю. Б-г да упокоит вас в мире. читать далее>>
№ 10
Дорина Ковалёва (Москва)   4.03.2014 - 13:38
Здравствуйте дорогие форумчане, почитающие память уважаемого человека, Тамары Лисициан. Я мало знала её. Мы познакомились в Грузии, в горах, в 1988 году, в русском селе Богдановка. Тамара Николаевна собиралась... читать далее>>
Кино-театр.ру в Telegram