Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Лев Шеффер

Лев Шеффер фотографии
Годы жизни
Категория
Режиссёр
Фильмография
Фотоальбом

Шеффер Лев Борисович

Советский кинорежиссёр, сценарист, переводчик.

Родился в 1894 году в Одессе.
В 1910 году уехал «в поисках лучшей жизни» в Шотландию, где в городе Глазго впервые приобщился к киноиндустрии - работал киномехаником.
После Февральской революции, в мае 1917 года, вернулся в Россию.
Участвовал в 1-й Мировой войне рядовым на Румынском фронте.
В 1918 году, с началом Гражданской войны, добровольцем пошел в Красную Армию, был назначен на должность помкомвзвода.
В 1919 году вступил РКП(б), переведен на должность ротного политрука.

После окончания Гражданской войны работал в отделе культуры Свердловского райкома партии Одессы, откуда перешел на кинофабрику и стал сначала оператором, а затем вторым режиссёром у П. И. Чардынина (1873 – 1934), одного из создателей русского кино, которого Лев Шеффер считал своим учителем.

Эта киностудия, образованная в 1919 году на базе частных кинофабрик, в 1922 году была реорганизована в Одесскую кинофабрику ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление). В 1924-1925 гг. Л. Б. Шеффер работал на ВУФКУ режиссером, одновременно возглавляя партийную организацию.

В 1925 году переезжает в Москву и работает режиссером на Московской киностудии «Совкино» (впоследствии «Мосфильм»).
За 10 лет работы на этой студии он поставил не менее 10 художественных фильмов (немых), среди которых:
1925 – «Советский воздух»
1926 – «Красная» Пресня (совместно с Абрамом Роомом, Александром Перегудой, Лео Муром)
1926 – «Ветер» (по одноименной повести Бориса Лавренева)
1927 – «Путь в Дамаск» («Утриш»)
1928 – «Красавица Харита» (по мотивам рассказа Анны Караваевой "Двор")
1929 – «На повороте» («Люди камня»)
1931 – «Две матери» («Борьба этажей», «Суд Соломона»)

В фильмах Л.Б. Шеффера снимались признанные красавицы, кинозвёзды 20-30-х годов Оксана Подлесная, Эмма Цесарская и др.

В середине 30-х годов руководством Советского кинематографа было принято решение развивать национальное кино, в т.ч. в братской Монголии. В 1935 году начальник Главного управления кинопромышленности при СНК СССР Б.З. Шумяцкий, бывший в свое время одним из организаторов монгольской революции, отправил Льва Шеффера, как опытного человека, партийца с боевой биографией, в длительную командировку в МНР для помощи в создании национального кино. В Улан-Баторе он принимал участие в постановке нескольких документальных и игровых фильмов, в частности, первого монгольского художественного фильма «Путь Норжмы». Л. Б. Шеффер стал, таким образом, одним из основателей монгольского кино.

После возвращения в СССР работал в документальном и научно-популярном кино. В частности, занимался производством военно-учебных фильмов.
При обороне Москвы в 1941 году был в ополчении политруком батальона.
В начале 1942 года отозван для работы на студии «Воентехфильм», выпускавшей учебно-инструктивные фильмы по использованию военной техники в боевых условиях.

После войны работал на студии «Моснаучфильм».
Снял большой учебно-игровой фильм «Английский язык», который, по отзыву преподавателей-экспертов, был лучшим учебным средством для овладения навыками разговорного английского языка. Но вскоре фильм был положен на полку (затем, вероятно, смыт), а Шеффер арестован и осуждён на 10 лет, как шпион трёх разведок.
В частности, ему инкриминировали то, что в учебном фильме для студентов Военного института иностранных языков он снял «в значительной мере лиц еврейской национальности... тем самым... не дал верного представления о многонациональном составе учащихся учебных заведений...» (Г. В. Костырченко. Тайная политика Сталина).

В 1954 году, после смерти Сталина, Л. Б. Шеффер был освобожден и в 1956 году полностью реабилитирован.
В дальнейшем работал сценаристом и переводчиком. В этом периоде его деятельности следует особо отметить перевод (совместно с Б. Грибановым) монументального 700-страничного труда американского поэта начала XX в Карла Сэндберга – биографии президента Авраама Линкольна в серии «Жизнь замечательных людей» (1961).

Член Союза кинематографистов СССР.

Ушёл из жизни в 1987 году.

НЕИЗВЕСТНЫЙ ФАКТ.
Знаменитые кадры трёхорудийных корабельных башен из к/ф «Броненосец Потёмкин» принадлежат Л. Шефферу. Дело в том, что С.М. Эйзенштейн снимал фильм на Чёрном море, в Одессе, а Л. Шеффер в то же время делал фильм о Балтийском флоте (и тоже к годовщине Октября). На Чёрном море линкоров с трёхорудийными башнями не было, а на Балтийском были. Плёнка Л. Шеффера была в монтажной (тогда общей), там её и увидел Эйзенштейн, кадры ему понравились, и он вставил их в свой фильм.

Впоследствии С.М. Эйзенштейн так объяснял Л. Б. Шефферу свой поступок: «Вас в Москве не было, спросить было не у кого. Кадры мне очень понравились, а сроки поджимали, надо было выпустить фильм до годовщины. Вы же понимаете, какое значение ЦК придавал картине». Потом эти кадры попали на плакаты, став визитной карточкой великого фильма.

последнее обновление информации: 05.05.15

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен