Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

"Строгий юноша": формализм и неясность концепции

Хроника кино >>

Писатель-прозаик и драматург Юрий Олеша предложил режиссеру Абраму Роому оригинальный сценарий, знаменательно названный им "пьесой для кинематографа" и напечатанный в журнале "Новый мир" в 1934 году.
Сценарий режиссеру понравился, и коллектив талантливых энтузиастов: актеров О. Жизневой, М. Штрауха, Д. Дорлиака, оператора Ю. Екельчика, художников В. Каплуновского и Э. Криммера, композитора Г. Попова приступил к работе.
Картина ставилась на Киевской студии и должна была по плану выйти на экраны в середине 1935 года. Фабула пьесы Олеши заключалась в попытке рассмотрения проблем моральных взаимоотношений в будущем бесклассовом обществе.
Продолжая тему советской семьи и любви, начатую еще в "Третьей Мещанской", фильм рисовал некий новый любовный треугольник: пожилой знаменитый хирург из "привилегированных" — его молодая жена — комсомолец-спортсмен, у которого с этой красавицей "из высшего света" завязывается платонический роман-дружба. Действие развертывалось на фоне роскошной приморской дачи профессора, молодежных клубов и скромных городских квартир, было много оригинальных новаторских решений.
Съемки шли к завершению, но вдруг разразилась гроза - в газете "Кино" от 28 июля 1936 года, в которой вторая страница под девизом "Создать серию фильмов по истории партии" выносила на обсуждение читателей схему сценария "Выборгская сторона", подвал на той же второй странице был отведен "Постановлению треста "Украинфильм" о запрещении фильма "Строгий юноша". Основание: формализм, отрыв от действительности, неясность концепции.
Эта публикация, подобно шлагбауму, опустилась на пути фильма.
По материалам Энциклопедии отечественного кино

Из книги воспоминаний Юрия Елагина «Укрощение искусств» (публикация журнала Story):
"Может быть, в жестоком крахе, который потерпел этот фильм, а вместе с ним и автор сценария, было «виновато» не только содержание, сомнительное с точки зрения идеологии, но и замечательная внешность его героя, которая помогала особенно выразительно донести до зрителя основную идею фильма. Внешность Димы Дорлиака не имела ничего обшего с внешностью нового советского человека - рабочего-стахановца, инженера, командира Красной армии. А идея фильма заключалась в том, что, по мысли Олеши, в новом социалистическом обществе должен был быть создан тип совершенного социалистического человека - идеального не только по своим внутренним идейным качествам безукоризненного большевика, но и внешне представляющего собою гармоническое совершенство, то есть некое подобие древнегреческих юношей - дискоболов и атлетов. И эта идея показалась политконтролю настолько вопиюще противоречащей основным идеологическим положениям большевизма, что фильм был провозглашен «антисоветским по духу, проникнутым фашистской идеологией», автор сценария - талантливый Юрий Олеша - был подвергнут литературному остракизму, а режиссеру Роому вынесли строгое порицание с запрещением впредь самостоятельно ставить фильмы"
Номинанты "Ники"
Номинанты "Ники"
Стали известны номинанты на национальную кинематографическую премию "Ника", которая присуждается Российской академией кинематографических искусств. Как сообщает РИА Новости, об этом было объявлено на пресс-конференции.
1 комментарий
Черная комедия о русском Гамлете - призер Римского кинофестиваля!
Черная комедия о русском Гамлете - призер Римского кинофестиваля!
В Риме 21 октября 2006 года закрывается международный кинофестиваль. Обладателей наград за лучший фильм и лучшие роли определяло специальное жюри, состоящее из 50 кинолюбителей, которое возглавлял знаменитый итальянский режиссер Этторе Скола.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен