Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Видок информация о фильме
Оригинальное название
Vidocq
Год
2001
Страна
Франция
Обсуждение
Рейтинг
  7.5 / 4 голоса

   
Убедительная просьба подписываться благозвучными именами и отправлять содержательные сообщения, которые будет интересно читать другим посетителям.
Пожалуйста, соблюдайте правила нашего форума
  • запрещено обсуждение политики, классовых, религиозных и национальных вопросов;
  • запрещено обсуждение личной жизни публичных людей;
  • запрещено использование в сообщениях нецензурных слов, брани, выражений, оскорбительных для других посетителей;
  • запрещена публикация сообщений, содержащих ссылки на "пиратский" контент (фильмы, музыка и т.п.);
  • запрещено отправлять сообщения под разными именами с одного компьютера;
  • запрещено обсуждение действий модераторов;
  • запрещено повторять удаленные сообщения.

Войти через Facebook     Войти через Вконтакте     Войти через Mail.ru



Ж
К
П
З
цит
url
e-mail
спойлер



16
Евгения Вячеславовна Н. (Старый Оскол)    11.09.2018 - 18:58
…Да здравствуют мужчины! Пусть придут сюда все народы мира, посмотрят на такого тореро и умрут от зависти!...
Висенте Бласко Ибаньес, «Кровь и песок»

Как сказал моя любимка великий французский поэт Бодлер - этот мир является «лесом символов» ;D, потому меня заинтриговал и вдохновил отец-создатель этой фильмы на занимательное размышление о некоторых символах этого удивительного кино. Выскажусь о сценах боёв героя и антигероя :)).

[«Видок - бык, Алхимик – тореадор»* >>]

* Питоф ;D

Прежде, чем я начну плести своё имхо, дам слово самому режиссёру: «Я застрял между двумя вещами: впечатляющая сторона любой сцены боя должна иметь и визуальную культуру, которую мы сейчас имеем касаемо сцен боя, что делает стиль «кунг-фу» обязательным, даже если все методы, используемые в этих сценах, являются европейскими… В этом фильме есть только два персонажа: Видок и Алхимик. Первый - это борьба в духе «французского стиля 1830 года», другой – быстрее и легче. Потому что я хотел эту оппозицию: тяжёлый и лёгкий. Для боя в самом начале фильма я попросил каскадёров подумать о «корриде». Я хотел вернуться к сути боевых искусств: как ведут себя животные. Видок - бык, Алхимик - тореадор. Это был способ передать аудитории единственную необходимую информацию из этой последовательности: Видок - сильный персонаж, борющийся с анонимным. Один из них умрёт. Я хотел, чтобы движение этих персонажей было более реалистичным. Никакого троса, никаких трюков в этой сцене. Мы просто обманываем, имея двух людей под плащём Алхимика: один - танцор хип-хопа и другой – каскадёр - для кулаков и движений ног». Итак, все сцены боя между двумя этими персонажами в фабуле фильма и его сюжете радикально отличаются, да ещё и лишены линейного временного решения. Здесь тот же приём, что у Лермонтова в его романе о негероичном герое ;-). Михаил Юрьевич использовал это для раскрытия психологии персонажей, Питоф не стал отличаться и сделал это же ;)).

Вот так сцены идут в фабуле:

1 м 42 с / 4 м 21 с – I бой / Церковь, переделанная в Цех
33 м 33 с / 35 м 3 с – II бой / Дом Инвалидов
1 ч 17 м 42 с / 1 ч 20 м 8 с – III бой / Логово Алхимика
1 ч 27 м 23 с / 1 ч 31 м 52 с – IV бой / Церковь, переделанная в Цех

Вот они же, но в сюжете, где соблюдены логическая и временная последовательность:

33 м 33 с / 35 м 3 с – I бой = первая встреча / Дом Инвалидов
1 ч 17 м 42 с / 1 ч 20 м 8 с – II бой = итог дела / Логово Алхимика
1 м 42 с / 4 м 21 с – III бой = итог противостояния / Церковь, переделанная в Цех
1 ч 27 м 23 с / 1 ч 31 м 52 с – IV бой = финал финала / Церковь, переделанная в Цех

Сравнивая эту диахронность, можно обнаружить массу занимательных деталей. Во-первых, IV бой и в фабуле, и в сюжете на своём месте. Во-вторых, фабула эстетски создана, так как художественный приём – кольцевая композиция: первый и последний бой в Церкви :D, а учитывая, что это бой с Нечистью, то вообче вкусно фсё выстроено, что пальчики оближешь ;]. И самое главное – в сюжете отразилась логика преследования Алхимика Видоком – от Дома Инвалидов до его Логова (и это на контрасте хаоса их встреч в фабуле!), а главные бои между ними в Церкви, что переделана в Цех. Но фабула, будучи отражением жанра, начинается с главного – Загадки. Фильм начинается сценой боя в Цеху (Церкви) – это первая битва в фильме с точки зрения повествования, но уже третья (!) с точки зрения сюжета ;). Потому художественно – главная битва именно эта. Именно о ней и говорил Питоф, которого я цитировала выше. Вот о ней мне и хочется поговорить подробно :).
Прежде всего удивительный саундтрек для этой сцены-боя, который проходит аккурат в Церкви. Церковь переделана в цех – снижение сакральности = осквернение святого места. Свято место пусто не бывает. Именно здесь одержит победу Нечисть. Как она полагает. Именно здесь плутовски инсценирует свою смерть и борец с нечистью. Именно в попранной церкви откроется лик нечестивца Алхимика. Так что музыка, сопровождающая всё это, являясь … Реквиемом вовсе не удивляет ;). Chris Payne – «Declamation» / Крис Пейн – «Декламация». Это произведение в лучших традициях постмодерна. Чисто игрового характера ;). Причём как музыка, так и стихи. В музыке отголоски «Реквиема» и Моцарта, и Верди. Стихи же созданы в традиции центона ;D. Поскольку это и игра, и шифр, то нет ничего проще и лучше, чем сделать дешифровку ;]. Вот стихи произведения, под которые проходит значимый бой-противостояние:

Confutatis maledictis
Juste judex ultionis
Dies irae, eleison
Pie Jesu, in domine


А теперь обратимся к этим строкам по отдельности. Первая - «Confutatis maledictis» взята из стиха «Confutatis» / «Посрамление». Взглянем на полный текст этого песнопения:

Confutatis maledictis,
Flammis acribus addictis,
Voca me cum benedictis.
Oro supplex et acclinis,
Cor contritum quasi cinis,
Gere curam mei finis.
/
Посрамив нечестивых,
Пламени предав их адскому,
Призови меня с благословенными.
Молю смиренный и преклонённый,
Сердце истёртое словно пепел.
Позаботься о моей кончине.


Как занимательно! – во время боя то и дело вспыхивает пламя. Печи, разумеется. Или символически – адский пламень и адские печи. Эти строки по логике могут принадлежать лишь Видоку. Поскольку сам бой проходит в молчании, а музыка слишком говорящая, то это очевидно ;). Именно Силы Небесные и никто больше «позаботились» о «кончине» Видока ;D. Вторая строка «Juste judex ultionis» взята из стиха «Recordare» / «Вспомни»:

Recordare, Jesu pie,
Quod sum causa tuae viae,
Ne me perdas illa die.
Quaerens me sedisti lassus,
Redemisti crucem passus;
Tantus labor non sit cassus.
Juste judex ultionis,
Donum fac remissionis
Ante diem rationis.
Ingemisco tanquam reus,
Culpa rubet vultus meus;
Supplicanti parce, Deus.
Qui Mariam absolvisti,
Et latronem exaudisti,
Mihi quoque spem dedisti.
Preces meae non sum dignae,
Sed tu, bonus, fac benigne,
Ne perenni cremer igne.
Inter oves locum praesta,
Et ab haedis me sequestra,
Statuens in parte dextra.
/
Вспомни, Иисусе милосердный,
Что я был причиной Твоего пути,
Не погуби меня в тот день.
Меня, сидящего в унынии,
Искупил, приняв муку на кресте;
Да не будет жертва бесплодной.
Праведный Судия отмщения,
Даруй прощение
Перед днём Суда
Виновный, со стоном взываю,
С пылающим от стыда лицом;
Пощади умоляющего, Боже.
Оправдавший Марию
И разбойника услышавший,
Мне тоже дай надежду.
Мольбы мои недостойны,
Но Ты, Благой, сделай милость,
Не дай мне вечно гореть в огне.
Среди агнцев дай место,
И от козлищ меня отдели,
Поставив на правую сторону.


Как видно из этого песнопения, продолжается внутренний монолог Видока, просящего сохранить ему жизнь, когда он находится в пламени ;). Третья строка «Dies irae, dies illa» взята из одноимённого стиха «Dies irae» / «День гнева»:

Dies irae, dies illa
Solvet saeclum in favilla,
Teste David cum Sibylla.
Quantus tremor est futurus,
Quando judex est venturus,
Cuncta stricte discussurus.
/
День гнева, тот день
Превратит мир в пепел,
По свидетельству Давида и Сивиллы.
Сколь великий ужас настанет,
Когда придёт Судия,
Который сурово всё рассудит.


Речь опять о пламени! :] И о гневе. Праведном :). И последняя четвёртая строка «Pie Jesu Domine» из известнейшего песнопения Реквиема - «Lacrimosa» / «Полон слёз»:

Lacrimosa dies illa,
Qua resurget ex favilla
Judicandus homo reus.
Huic ergo parce, Deus,
Pie Jesu Domine,
Dona eis requiem. Amen.
/
Полон слёз тот день,
Когда восстанет из праха
Чтобы быть осуждённым, человек.
Так пощади его, Боже,
Милостивый Господи Иисусе,
Даруй им покой. Аминь.


Снова моление о спасении от пламени адского, снова обращение к Богу и снова о дне гнева. Соединив строки центона, получаем перевод того стиха, что звучит во время боя в начале фильма:

Посрами нечестивых,
Праведный Судия отмщения.
День гнева, тот день.
Милостивый Господи Иисусе.


Исключительно внутренний монолог Видока. Исключительно моление о помощи Всевышнего. Исключительно – сердце героя полно праведного гнева. Ничего другого ожидать не приходится, учитывая, что герой борется с нечистью. Пусть и в осквернённом храме. На эту исключительность указывает и то, что мелодия-песнопение смолкает тотчас, как Видока поглощает пламя. Музыка никоим образом не характеризует Алхимика. Но нельзя сказать, что бой с его стороны не «озвучен». Со стороны Алхимика привычные девичьи возгласы ;)). Очень кокетливо-заигрывающие ;)). Сцена этого боя заканчивается параллельным исчезновением в огне как Видока, так и Алхимика. Исчезновение в огне последнего очень эстетски :). Это один уровень «леса символов». Есть и другой очень вкусный. Тавромахия. Коррида состоит из трёх актов, причём первые два носят символическое название «испытания» (в самом широком смысле!), а в третьем, когда оные заканчиваются, быка умерщвляют. В этом плане интересно взглянуть на бой героя и антигероя в начале фильма именно под этим углом. Как и было задумано самим создателем. Сразу обращает на себя внимание, что весь бой Видока и Алхимика в этой сцене это – II и III акты корриды! ;) И без того сложное повествование усложняется этой мелочью. На то, что это и есть вторая терция указывает оружие Алхимика. II акт ака бандерильеро от «banderillas» / бандерильи / пики. Отсюда Алхимик всячески «веселит» Видока своими женскими воздыханиями перемежая их ударами своей «пики» ;))))). А на третью терцию указывает сама смерть быка-Видока. Примечательно, что в заключительном акте корриды должен быть решающий удар, но в фильме, когда Алхимик собирался его нанести, Видок высказывает свою последнюю волю – он хочет увидеть лицо врага – так что этого удара не последует. Видок по своей воле (и с Божьей помощью) оказался в пламени. Таким образом, получается, что матодор в лице Алхимика дико осрамился! ;] Причём эпично так! А, если учесть, что сама сцена предворяющая этот решающий удар, напоминает по своему характеру именно стиль «Volapie» - то есть решающий смертоносный удар в обессиленного быка, то это просто ужосужос для любого матодора ;))))). НО! – вот тут и вся красотень постмодернизьму – Алхимик-матодор мог быть так заворожён внутренней силою быка-Видока – тот обратился к нему с последнею просьбою и был услышан, тем более, что она касалась лично святая святых Алхимика – его лица, что был … пощажён им! ;D В корриде есть и практика, и традиция дарования быку жизни – indulto и это делает честь тореро даже больше, чем мастерски «нанесённая» смерть животному. :D На подобное развитие событий может указывать и то, что при готовности нанести смертельный удар – 3 м 33 с – Алхимик вглядывается в своего врага. 3 м 45 с – он уже вот-вот нанесёт этот удар и … Это самая прекрасная мизансцена, что есть в этой сцене! Алхимик не просто внемлет, он молча соглашается. Более того – он сложил оружие. В этот момент оба противника пережили животное начало в самих себе, что было явлено во время боя. Оба проявляют свою человеческую природу. Один просит о милосердии – последней воли, другой являет это милосердие, способствуя реализации последней воле. Но это - так сказать - «бытовая» часть корриды. Другая её составляющая – искусство. То есть (в данном контексте) артистичность, зрелищность и здесь бой Видока и Алхимика ничем не уступает оригиналу. Но тавромахия это ещё и символизм. Бык в таком случае является исключительно чёрного цвета и символизирует смерть. А бой с быком становится уже ритуалом. И в этом плане Питоф очень оригинально расставил акценты. Его Видок – бык = Смерть. Его Алхимик – матодор = Человек. Даже без этого символического ряда – в противостоянии этих двух, Видок = животное. А, если, всё-таки, брать во внимание все смысловые линии, то Видок = животное в квадрате ;))). НО! – вот тут всёионо ;)) – бык – по крайней мере – живое существо. В отличие от нечисти Алхимика. Да, последний обладает даром вечной жизни, но она зиждется на вечной смерти. И опять появляется многозначность. Что есть Смерть. Что есть Жизнь. «Лес символов» «становился глуше и сумрачней» как выразился ужо другой классик и приводит к мифу :). Тут тебе и катакомбы Парижа = подземного Парижа Эрика, и царство Тьмы = ад, и склепы под Церковью, и … лабиринт. Аллюзии на легендарный лабиринт Крита. И вот уже бой Видока-быка и Алхимика-матодора отсвечивает Минотавром и Тесеем :). И на десерт – самое древнее – буфонии :]. Эти тонкости позволяют выявить скрытую характеристику персонажей и мне это безумно нравится :). Спасибо Питофу за это ;].
«Видок - бык, Алхимик – тореадор»*
15
Евгения Вячеславовна Н. (Старый Оскол)    29.06.2018 - 21:42
…Встав перед зеркалом, он со страхом вгляделся в собственное отражение: в тёмной глубине зловеще светилось несовершенное лицо, составленное из прекрасных, не сочетаемых черт и более чем когда-либо похожее на лик падшего архангела…
Теофиль Готье, «Джеттатура»

Не так много фильмов, которые поражают меня своим твистом. Этот один из них. Разгадка была на самом видном месте, но я купилась на загадку ;D.

[«Ты Бог иль Сатана»* >>]

* Ш. Бодлер

Когда смотрела фильм первый раз, меня поразила улыбка Этьена в сцене, где он качнул фигурку чёртика на трапеции – тут бы мне и смекнуть, но фабула действовала магически – сюжет остался мною не разгадан :).
Прежде чем перейду к своим замечаниям касательно кинообраза Алхимика и его визуальных альтер эго в этом фильме, процитирую любимую статью учёного - Т. А. Касаткиной: «В настоящем художественном произведении, нет ни одной детали, которую бы из него можно было безболезненно и безобидно исключить без изменения смысла целого. То есть, любая самая маленькая деталь может сработать так, что весь смысл текста радикально перевернётся. Потому что она в свою очередь связана абсолютно со всеми другими элементами текста, и если мы осознаем вдруг значение какой-то небольшой детали – мы одновременно осознаем целый комплекс связанных с ней деталей, которые образуют движение концепта в тексте… То есть – автор никогда не говорит то, что он непременно хочет донести до читателя, один-единственный раз, поскольку понятно, что через одну точку можно провести бесконечное множество прямых. А вот уже через две – только одну. Поэтому автор повторяет нечто существенное хотя бы два раза» - О субъект-субъектном методе чтения «художественных текстов (под которыми понимаются тексты литературные, живописные, кинематографические … любые, где на первом плане будет находится художественный образ)». Ну так вот – чёртик на трапеции в фильме появляется ровно два раза ;D. И оба раза просто гипнотизирует Этьена ака Алхимик. Этот любовный взгляд на самое себя я и назвала в своём первом посте – мерзостью :)). Чёрт, что на трапеции в потайной комнате Видока, что на бульваре порока имеет классический облик: «Его атрибуты восходят прежде всего к этрусскому демону подземного мира Хару: коршунообразный нос… крылья… для того чтобы его крылья отличить от крыльев ангела, он часто снабжался крыльями летучей мыши… В народных легендах он часто фигурирует в качестве охотника в зелёном и красном одеянии… Змеи и драконы – обычно тоже его символы… Вследствие его власти и царственного положения в антибожеском мире ему принадлежит в качестве символического животного Лев, рассматриваемый в том смысле, который вкладывается в него в Первом послании Петра (5:8): «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить»» - Г. Бидерманн, «Энциклопедия символов». Как прекрасно видно на рекламе-картинки трапеции с чёртом – зелёный и красный основные цвета. Само же одеяние этого чёрта в фильме ярко-алое. Но в сцене, где Этьен ему лыбится и пускает в полёт – эти двое образуют одно, так как они смотрят друг на друга как зеркальные отражения. Один в красном, другой в зелёном. Вот они – Алхимик. Сама сцена начинается примечательно – Этьен, увидев своё альтер эго, как притянутый магнитом, идёт к нему. Его лицо в этой мизансцене освещено лишь наполовину. Со стороны зрителя – затемнённая правая сторона – 26 м 29 с. Это в традиции Эйзенштейна – неправая правая сторона кадра ;). Что касается змеиной сущности Алхимика, то в сцене искушения трёх престарелых денди ясно слышен кроме соблазнительного женского голоса (французская озвучка!), который солирует, именно шипение змеи ;). Сделка с дьяволом-змием ;D. Запретный плод – вечная молодость и красота. Дракон так же имеется в наличии. Он изображён в подземелье, где обитает Алхимик. Но это, естественно, не просто изображение. Это самая настоящая визуальная цитата из самой настоящей книги по алхимии :D. 1 ч 15 м 51 с – всю эту красоту можно увидеть. Сие есть алхимический труд «Aurora Consurgens», 1420 – 1430 годов. Здесь я пока не буду затрагивать ни символическое значение самого этого изображения, ни той интерпретации, которая в фильме; но замечу, что это – «синий меркурианский дракон убивает белую женщину и красного мужчину». Свои Посвящённые итак всё уже поняли :Ъ. Добавлю так же, что дьявол ака меркурианский дракон в алхимии традиционно изображается сине-зелённого цвета ;). Этьен-лапочка в этом самом цвете курточки-пинджачка всю фильму и гуляет ;)). Крылья летучей мыши – раскинутые руки в бесконечных широченных складках рукавов плаща Алхимика. И со львом-дьяволом в фильме тоже всё отчаянно красиво. Его звериный рык отлично слышен в сцене в пыточной зеркальной комнате :). Подводя промежуточный итог – визуальные образы – они же альтер эго Алхимика в этом фильме имеют стандартный традиционный набор символов – Чёрт-охотник (воинская сущность колдуна), летучья мышь, змий, лев и дракон :]. Но самый красивый образ – ГОЛОС женщины, которым Алхимик соблазняет отех троих в сцене заключения сделки. Падшая Ева – самое моё любимое в образе этого киношного Алхимика ;D. Русская озвучка просто убила и этот аллюзивный библейский слой киноповествования, и алхимический традиционный символ, которые во французской версии-оригинале в наличии :(((.
Но в фильме есть ещё один символический образ визуализации второго я Алхимика. Только он не связан с дьявольско-искусительной его сутью. Он традиционен для алхимии – белый голубь. «Чёрный ворон становится белым голубем» - в фильме отлично это видно: Этьен ака Алхимик прыгает / вылетает из окошка при попытке ареста. Его чёрное как ворон одеяние и сопровождающие всюду белые голуби. Самое моё любимое голубиное – финал, где на стене отражается зеркальный блеск маски и слышны три голоса - девичий вдох, мужской выдох и воркование голубей наравне с шумом их крыльев :D. Разумеется, в фильме алхимические образы интерпретируются ;).
Мне безмерно интересно цветовое решение и всего фильма, и отдельных мизансцен. Но ограничусь соблазном и пороком ;)))). Традиционный в этом смысле для французского культурного кода зелёный цвет. В фильме он всех оттенков. Больше, чем в этом фильме этот цвет меня опьяняет на обложке альбомов Филиппа Жарусски, который посвятил их родной музыкальной культуре ;). Одним словом – «Opium. Melodies francaises» ;D. Показателен в этом плане зелёный в отделке опиумного притона. В фильме отражён традиционный аспект для французов – цвет преступности – о чём и свидетельствует верхняя одёжа Этьена ;)). Но самое главное, конечно, не столько культурологические значения символа цветов, сколько их символические алхимические значения, коль уж Антигерой этого фильма Алхимик :]. Опять же – Тот-Гермес (Гермес Трисмегист) – «отец» в алхимии равнозначен зелёному цвету и это легко объяснимо в силу названия его труда – «Изумрудная скрижаль» («Tabula smaragdina») :). Так же в алхимии в общей символике соединение красного и зелёного – проявление дуальности: красный разрушает жизнь, а зелёный её дарует. Алхимик, с одной стороны – убийца, а с другой – учёный, способный дать вечную жизнь. Соединение мерзости и богоподобия и есть основной закон алхимии – «In stercore invenitur aurum nostrum» / «В грязи отыскивается золото». Касательно «грязи» в образе этого киношного Алхимика – цвет его одеяния чёрный, но Великое Делание в алхимии и начинается с чернения (nigredo), затем отбеливание (albedo) и в завершении – покраснение (rubedo). То есть в переводе на символы фильма – «грязь» помысла Алхимика, Девственницы и их Кровь – чёрный, белый и красный = эликсир, дарующий вечную молодость и красоту. «Не пугайся уродства, мерзости, грязи и черноты в начале работы, ибо эта грязь и мерзость будет превращена огнём в … великолепие и чистоту» - Асфидус (Секундус). Ещё немного остановлюсь здесь. При входе в логово Алхимика можно увидеть алхимический знак – символ свинца. Последний чёрного цвета. И именно он источник того самого золота. В качестве сырья для золота Алхимика нужны Девственницы – непорочные существа = белый цвет. А между тем «белый» - «candidas», отсюда и происходит слово «кандидат», так что в качестве кандидаток для создания своего эликсира могут быть лишь непорочно-белые девицы и никто больше. Здесь ещё одна забавность-примечательность. Основная цель алхимического труда – совершенное соединение мужского и женского, то есть мужского-красного и женского-белого, что, собственно и отражено на цитации рисунка с драконом на стене жилища Алхимика. Напомню, Эрик рядился в красный, Этьен радостно лыбицца, видя своё альтер эго – чёрта в алом одеянии :). Существенным является как раз граница «мерзости» и «богоподобия». В фильме это особенно значимо. К примеру, алхимик Мухаммед ибн Умаил аль-Тамими завершает предисловие к своему труду молитвою: «Я прошу милосердного и великодушного Господа, чтобы эта книга попала в руки увлечённым и щедрым людям, которые ищут этих знаний, и не досталась бы жадным и недостойным». И это не единичный случай. Это древняя традиция в алхимии. Вот пример из другого времени – Фахр ад-Дин: «Знающий секреты духов верхнего мира может легко поддастся высокомерию, нарушив границу между человеческим и божественным. И тот, кто знает имена, сущности и деяния духов, может изменить что угодно, к добру или ко злу». Алхимик в этом фильме и есть тот всезнающий, который эти границы нарушил и именно от таковых в своих молитвах просили защиты у Бога все алхимики всех времён. Источником и целью в алхимии является постижения Бога в себе (создание Камня), а антигерой фильма обратился в прямо противоположный источник в себе – к Дьяволу. Ибн Умаил даёт подробное описание тех, кто соблазнился и это описание подходит к Алхимику в этом фильме - «Они не ищут знаний… Скорее - … согласно своим желаниям и противоречиям, порождённым его дьявольским воображением… Из-за этого всю жизнь он утомлён и запутан, в ущерб своему благосостоянию, [u]религии, достоинству и самой жизни[/u]». Но в силу того, что алхимик знает оба мира (земной ака ad-dunya и небесный ака ad-ahira), он может влиять на них. И если в небесном алхимик-нечестивец может потерпеть сокрушительный удар, то вот с земным может делать всё что угодно, вплоть до его искажения – буквально – «fasad ad-dunya». Потому, кроме божественности, камень несёт в себе и дьяволизм – буквально – «sahrat as-Saitan» = «камень дьявола». Алхимия призывает заключить эту инфернальную энергию в сосуд для очищения и преображения - Ибн Умаил: «Философы не утаили знаний кроме этого (шайтана), но его они отвергли, осуждая как нижайшее из нижних, и возбудили в людях отвращение к нему. Но на самом деле это высочайшее, из того, что они ищут, вершина их желаний, и оно даёт прочность всем телам». Метафорою для камня в этом контексте выступает яйцо, где желток называется душою и сравнивается из-за своей пламенной и чувственной природы с дьяволом – буквально – «saitanil» (однокоренное с «сатаною»). Отсюда распрастранён мотив заключения алхимиком или чернокнижником чёрта в сосуд – к примеру, «Хромой бес» Алена Рене Лесажа, а вот алхимик-нечестивец наоборот эту энергию холит и лелеет. Алхимик в этом фильме сие красочно делает всю дорогу. Но есть и пара пикантных деталей, почему камень именуют Камнем Дьявола. Во-первых, тот самый чёрный свинец (символ этого вещества на стене Алхимика в фильме начернан как раз чёрной краской), а легендарный Зосим называет это несовершенное вещество (до обработки!) – горьким веществом, так как эта первооснова ака prima materia - дьявольский пламень души и свинец так же символ низшей телесности (а со времён эллинов – сексуальности и витальности). Древнейшая традиция отсюда сравнивает свинец с Сатурном, потому изображение-символ этого вещества в фильме открывает ещё один пласт знаний об Алхимике. И именно с тёмной стороны. Сатурн и сатурналии – рождение / сотворение мира = в фильме сотворение вечной молодости и вечной красоты. Собственно, это единственное светлое пятно. Оскопление отца и символ – серп и коса. Как я уже говорила – в фильме в одной из газет Алхимик с косою. Благодаря аллюзиям на роман «Призрак Оперы» - коса появляется снова – итого дважды ;). Нож, которым Алхимик убивает своих жертв, забирая их души, в виде серпа ;D. Сатурн именуют «великим источником несчастья… глубоким исследованием и чёткой памятью» - Г. Бидерманн, «Энциклопедия символов». Сатурна часто изображают стариком с костылём = хромота беса = желание вечной молодости и красоты. В алхимии свинец / Сатурн имеет андрогинную природу, потому в фильме Алхимик и разговаривает комбинированным нечеловеческим голосом, где мужской и женский голоса переплетены и суть одно (если смотреть на французском!). Второе – сера, которая преображается во время работы над камнем. Сера в трудах алхимиков (в частности того же Ибн Умаила) употребляется в стандартном для грамматики мужском роде и абсолютно нестандартном (смысловое искажение!) – женского рода. Это отражение в дуальности не только андрогинности как символа в алхимии, но и двойственность иного порядка. Сера дарует огонь и тепло в их положительном образе и в традиционно отрицательном – Люцифер = светоносец = огненосец = сера как символ Сатаны. В немецком алхимическом труде «Das kleine Kunstbuchlein», C. Hartung, 1539 год есть символическое изображение, где показано как трансформируется «дьявольский огонь желания» = сера в серу преображённую – Солнце = Sol-sulphur – буквально – солнце-сера. В фильме, понятное дело, до преображения не доходит. Так что в остатке у киношного Алхимика – сера Люцифера. Ну и в качестве десерта – мозг. Гуля. Продолжаю цитировать труд Ибн Умаила: «И его назвали мозгом… гуля, ибо мысли спрятаны в мозге, и так же краска их камня скрыта внутри». Опять метафора камня алхимика имеет двойственную природу, с подчёркнутой инфернальностью. Киношники XXI века как-то страстно и странно уж полюбили гуля – вот в 4 сезоне «Шерлока» он тоже есть ;D. Гуль – легендарный демон Востока (если вчитаться, то обитатель пустыни). Метафора алхимии проста и ясна – разрушительную силу камня нужно постоянно держать в узде, словно мысли в мозге, не давая претвориться в жизнь. Мой любимый Юнг этот известный фрагмент алхимического труда очень интересно прокомментировал именно относительно этого демона, которого «можно соотнести с мозгом как обиталищем сознания и разума, так как сознание ведёт «нечестивое» существование, отделившись от божественной сути». Прям вот про моего любимого этого Алхимика :).
Понятное дело, что говоря о инфернальной сущности своего любимого Антигероя этого фильма, я не могу не сказать и о связи зеркала с Дьяволом. Ж.-Б. Тьер в своём труде «О предрассудках» ссылался на документ, принятый на богословском факультете, в котором есть замечательно интересные строки: «Существует форма идолопоклонства, суть коего состоит в вызывании демонов и в заточении их в зеркале». Во французской культуре, естественно, об этом писал сам Ронсар (Hymnes, «Les Daimons»). Так что Питоф, как я уже писала, обыгрывает все известные французские шедевры на эти мотивы ;). Алхимик этого фильма – алхимик-нечестивец, который пользуется тайными знаниями и практиками во зло, потому связь образов дьявола и зеркала здесь закономерна. Опять же - сам Ницше вторую часть своего шедевруса «Так говорил Заратустра» начинает описанием пророческого сна, где ребёнок - «этот залог невинности», протягивает ему зеркало, а там ВНЕЗАПНО прямо из этого самого зеркала являются черты рожи дьявола. Ага – известнейшее – «Отец обманов!». Тут же замечу, что этот образ Ницше - несколько переосмысленный другой философский образ, который широко юзался в традиционной живописи. Как я уже говорила – Сократ с его любовью к зеркалу и самовоспитанию с помощью оного :D. Так вот – каноничное изображение этого философа – он сам с … младенцем, который … держит зеркало (или смотрится в него) ;D. Зеркало и в философии, и в религии (христианство) имеет двойственную характеристику, но сейчас, понятное дело, я остановлюсь на негативе. В этом контексте главным «прегрешением» зеркала стало его способность создания подобия и миражей. С мирОжами всё понятно ;Ъ. Относительно подобия – менять правое на левое – суть дьявольщина = искажения плодов трудов Всевышнего и его мира. Себастьян Брант в своём легендарном произведении «Корабль дураков» акцентирует внимание на том, что из всех представителей аж 112 сортов этих самых дураков, очень многие связаны с зеркалом. Жосс Бад, вдохновлённый «Кораблём дураков», создаёт своё творение – «Корабль дур», где зеркало уже размещено на носу судна, которое и возглавляет флотилию из пяти кораблей с этими самыми дурами ака пять человеческих чувств. Опять бабы виноваты ;(((. Как я уже писала – «взгляд» и «зеркало» на латыне однокоренные слова, потому и в этом произведении больше казнится именно зрение («спекуляция» = «спекула»), отсюда и безумная держит зеркало = безумен взгляд смотрящего в зеркало на себя и любующийся собою. Но Питоф говорил, что его фильм не только о нарциссизме. Интересен, безусловно, и французский культурный код касательно этих мотивов. Можно вспомнить, что на круглом витраже розетки портала собора Парижской Богоматери Сладострастие изображается привлекательною распутницей, которая держит зеркало в одной руке, а в другой – скипетр. Во Франции это символы соблазна и могущества. А теперь фильм Питофа, где Алхимик имеет женский соблазнительный голос, зеркальную маску и сладострастно отлично дерётся скипетром ;D. В христианстве так же традиционно мотивы соблазна / падения, зеркала и женщины связаны в одно целое - «Если зеркало имело возможность так лгать и если Ева и вправду это придумала, то это значит, что она по заслугам была изгнана из рая» - Тертуллиан вторит Баду. В фильме такая сцена искушения / сделка с Дьяволом есть - когда Алхимик троим чудикам предлагает вечную молодость и красоту в обмен на сырьё ;)). И мотив смерти и зеркала. «Sur се theme du miroir et de la mort» / «И видит смерть тот, кто в зеркало смотрит». Жан Делюмо автор сей цитаты в своём труде с более чем говорящим названием «Грех и страх» использует цитату из духовного гимна: «Посмотрите на сей скорбный мрачный предмет (труп), узрите в том скопище праха и тлена самих себя! Вы не сможете увидеть своё отражение в более правдивом зеркале». Как говорит Видок в фильме, размышляя о смерти тех чудиков – «Это наказание. Продуманное. Месть. Эта штука с молнией выглядит как посланное с небес наказание. Как Божья кара… Маска тоже может сочетаться с местью. Зеркало. Словно для них пришло время взглянуть на себя». Шекспир так же отдаёт дань этому мотиву и тем примечательны строки его 77 сонета, что они в тему фильма – о красоте: «Ты увидишь в зеркале, как станет увядать твоя красота, как убегает драгоценное время вместе со стремительным бегом стрелки на циферблате, а потом у разверстой могилы будут говорить о тебе те, о ком ты думаешь». В сцене – зеркальная пыточная – отлично видно, что Алхимик постарел и утратил красоту за то короткое время, что его маска потеряла души убитых им и травмировала свой живой лик осколками от зеркала Видока. Ну и пусть в этой сцене Алхимик может сказать о себе «J'en ai vu des vertes et des pas mures», в финале фильма он снова жив и прекрасен, так что Видок и остальные могут «etre vert de jalousie» :Ъ.

Источники
«Hall ar-Rumuz» / «Толкование символов» и «Kitab al-ma al-waraqi wa al-ardh al-najmiya» / «Книга о серебристой воде и звёздной воде» Мухаммеда ибн Умаила
«Психология и алхимия», «Видения Зосимы» и «Mysterium coniunctionis» К. Г. Юнга
«The Hidden Secret of the Dialogue of the Stars» Fahr ad-Din Muhammad ibn Umar ar-Razi
«История зеркала» Сабин Мельшиор-Бонне
«Словарь сюжетов и символов в искусстве» Джеймса Холла
Отдельная благодарность трудам Теодора Абта :)
«Ты Бог иль Сатана»*
14
Amie du Soleil   17.06.2018 - 13:14
Картинка у фильма просто потрясающая. Париж XIX-ого века предстает как будто изуродованным злыми силами. Завораживающее зрелище. А вот сюжет подкачал. Есть масса провалов в логике повествования.
12
Евгения Вячеславовна Н. (Старый Оскол)    15.06.2018 - 17:29
Два существа сошлись в моём одном.
Великий Бог из-за кулис взирает…
Всё должно тем Величьем осенить:
И ум, и жизнь — и зеркало, и маску…
Шри Ауробиндо

В кинокартине затрагивается очень интересный мотив – Зеркало и Алхимия.

[«Подите к чёрту! Я непробиваем»* >>]
* Леон де Грейфф

О мотиве книги я уже упоминала, но есть ещё один мотив – занятней этого – сама алхимия как книга зеркала ;]. Тексты по Алхимии описывают реальность, которая противоположна реальности этого мира. Как в зеркале. Зеркало меняет местами правое и левое. Свет и Тьму. Опять же – согласно учению – Мастера и занимаются подобными «перевертнями». Среди прочего. К примеру – «Поэтому зерцало здесь переверни, / Тогда увидев, можешь здесь найти, / Что зеркало тут представляет, / Ни глупости, ни заблуждения нам не являет… / Так это полностью в зерцале превращается» - Михельшпахер, «Cabala». И вот вся эта красота есть в этом фильме. Всё сосредоточилось в облике Алхимика. В его зеркальной маске. Здесь всплывает ещё одна загадка-мотив – сущность сущего не позволяет посмотреть на себя прямо. Никогда. Увидеть же его можно лишь в зеркале. Ибо оно даёт перевёрнутое изображение – отражение. Преображение. Отсюда становится понятной и просьба Видока, обращённая к Алхимику – «Я хочу увидеть твоё лицо!». Потому - эта ключевая тайна всего фильма (в его фабуле – главная детективная линия, а в сюжете – смысловой центр) – явить сущее. Алхимика в том числе. Оттого и приоткрывается завеса над истинным ликом Алхимика лишь в самый напряжённый момент киноповествования. И это обыгрывается как и положено в традициях алхимии и его особого зеркала - в двух лицах. Или масках. Видок метафорически срывает маску с Этьена Буассе, обнажая его сущность. Алхимик внемлет «последней просьбе» Видока, являя свой истинный лик, снимая маску. Это смысловое кольцо композиции сюжета – финал и начало фильма соответственно. Теперь вкусненькое ;). Я про пыточную камеру и избиение моего любимого мальчика в ней :-о. Но начну издалека. Сама идея о зеркальной комнате пережила свой расцвет в воплощении в XVI - XVII веках – легендарные зеркальные кабинеты и любовные гнёзда. Виван Денон, к примеру, одну из таких комнат для игр с амуром описывает как «просторную зеркальную клетку» - там есть и цветы, и птицы. Такой «клеткой» баловался и легендарный Казанова, ловя беспечных «пташек» –восьмиугольная комната, где все стены, пол и потолок были в зеркалах. Леру, будучи модернистом, балуется зеркальным отражением – он свою зеркальную комнату превращает не в любовное логово, а пыточную. Питоф, будучи постмодернистом, балуется зеркальным отражением – он в пыточную зеркальную комнату Леру засовывает своего героя, который суть отражение героя самого Гастона ;D. Поскольку в фильме воздаётся оммаж «Призраку Оперы», то в логове Алхимика нет зеркал. А они должны были бы быть в силу его мистической практики и Великого Делания. ЗАТО! – у него есть маска-зеркало :D. И это – переосмысление мотивов игр разума с пространством и вечностью при помощи зеркала в трудах Мастеров. И мне это по душе :). Игра света и цвета подробно описанная в таких опытах нашла своё отражение на зеркальной глади маски Алхимика. Первое зеркало должно родить «прозрачный огненный цвет с частыми вкраплениями белого» [здесь и далее в предложении цитаты Михельшпахера – прим. моё], затем второе дарить приумножение, именуемое «Плодовитостью», третье самое занятное – «огненно-красное, полностью явилось мне из этих двух зерцал, и было подобно огню, ибо если я его немного двигал, то оно быстро накалялось, как огонь, так, что я в страхе едва мог держать его в руках. Кроме того я скажу, что видел здесь Божественные силы и спрятанную в нём великую тайну» и наконец – четвёртое - «Теперь эти три зерцала я с великим старанием, посредством чистого Спагирического Искусства составил в одно», где алхимик-мастер сумел «видеть Бога и всё созданное». Четыре классических зеркала алхимиков приравнены к одному – зеркальной маске Алхимика. Его маска играет всеми этими цветами. Но есть в ней и ещё один цвет, но это отдельный разговор ;). Что меня доводит до восторга в этой интерпретации, так это художественное переосмысление главных образов Алхимии. Мистическое Зеркало Мастеров связано со зрением, которое видит в нём мир в своём преображении. Ю. Эвола: «В магии, во всех её формах, зеркала и другие предметы служили как опора для фиксации или нейтрализации осознанного взгляда и внешней восприимчивости, а также осуществления разделения и контакта с эфирным светом». Здесь связь зеркала и взгляда довели до предела – маска-зеркало равна глазам, а стало быть и душе Алхимика :D. Это просто гениально! Беря во внимание, что «зеркало» на классической латыни – «speculum», а «взгляд» - «specio». Именно от взгляда-спекулы и произошла … спекуляция ;D. Само понятие «спекуляции» в классической философии = «высматривание» отражает идею о погружении в зеркало для самопознания – это чистой воды идеи Сократа :). С помощью зеркала … «построить» себя – так он наставлял. Но и познать суть других людей. Ну и сущность всего сущего, разумеется. «Спекуляция о мире» К. Поппера или «метафизическая спекуляция» у И. Канта, к примеру. Такая вот «Критика чистого разума». При помощи взгляда-зеркала-спекуляции-высматривания. Отсюда связь зеркала и ума. И вот уже рукой подать до алхимического Откровения. Как показано в фильме – Алхимик высматривает души. Он спекулирует по-крупному ;D. Этими «отражениями» он и преображает себя. Алхимическое Великое Делание в такой интерпретации – ваяние плоти лишь себя любимого = строить себя при помощи зеркала-маски. В одном лице скульптор и скульптура. Здесь и искусство – картинность, манерность, игра – всё то, за что я влюбилась в Этьена ;Ъ. Чего стоит его спектакль с расследованием. Здесь и классическая философия – познать и «построить» себя – Этьен, заглянув в зеркало, честно признался, что хочет вечной красоты и молодости. Метросексуалы Денди рулят ;)))). Здесь и мистический опыт, и деятельная наука – «Алхимия – это наука, которая обучает приготовлению некоторого Лекарства, или эликсира, которое, будучи спроецированным на несовершенные металлы, придаёт им совершенство в тот самый момент проекции» - Роджер Бэкон, «Зеркало Алхимии» - Этьен создал такой эликсир, но, опять же, образ переосмыслен – лекарство от старости. Если в рецепте создания зеркала у алхимиков лишь красивая метафора – «затем образовать этот металл, из которого они сделаны, чей лёд должен сохранять цвет красного, как кровь, золота. Плавим материю, оставляем её охлаждаться до тех пор, пока из неё не образуется лёд, и осторожно шлифуем его» - Сокровищница Алхимических Трактатов, то Этьен в прямом смысле использует кровь. Нетронутость ака непорочность девственниц - чем не лёд их красной крови (холодность к плотской любви) и чем эта кровь не золото (девственность как бесценный дар – ещё один древний классический мотив) – оно же металл (основа сущего) для изготовления зеркала Алхимика?! ;) Старые-добрые архетипы ;))). Повторюсь – девицы и прекрасный злыдень – отдельная тема для разговора :). И вот, наконец, то, с чего я начала – книга и есть зеркало для алхимиков. В таком зеркале «видно, словно на странице книги, то, что содержит земля на своей поверхности, на расстоянии горизонта, одним словом, счастлив тот, кто знает, как создавать подобные зеркала» - Сокровищница Алхимических Трактатов. Потому в фильме Этьен по-сути создаёт две книги – биографию Видока, поскольку последний им заинтересовался (Буассе его победил. Как он думал. Отсюда и желание навеки запечатлеть в книге сей подвиг) и главная его книга – зеркальная маска. И здесь у Антигероя снова два лика = две маски и две сути – творец и учёный. Первая книга – фактически автопортрет. Буассе-репортёр воссоздаёт в ней не столько фигуру великого преступника и великого детектива в одном лице – Видока, которого знают все, сколько рисует себя любимого – учёного, чернокнижника, жестокого убийцу ака городская легенда Алхимик – победителя Видока. И этого неуловимого Алхимика не знает никто, хотя он на слуху у всех уже не один десяток лет. Автопортрет, но без подписи. Эта мистификация и чистая правда под одной обложкой. История о двух людях, которые близки тем, что имеют две сути – великий детектив, который бывший преступник и великий учёный, который бывший и нынешний убийца. Задумка по-истине дьявольская и гениальная – два человека как зеркала друг друга. Отсюда и уважение противника – Алхимик явил ему свой лик. Безусловно, в этой его мотивации есть и иные смыслы, но я сейчас об акценте на зеркальность. Раз это не просто зеркало, а зерцало Алхимика, то и выходит, что смертный Видок – лишь обычная реальность, а по ту сторону зазеркалья – бессмертный Алхимик и совершенно иной мир. Этьен – лапочка – вообразил себя Богом, а Видок в такой картине мира – лишь обезьяна-зеркало = жалкое подражание его божественной сути ;). И всё это было бы и умно, и остроумно, если бы мальчик не заигрался в всесильного Господа, а так – вот он Видок – живой и невредимый. Но не могу не любоваться красотой самой задумки дерзкого юнца ;). В творении подобного автопортрета есть и ещё один сугубо французский специфический мотив, говоря о зеркале, при помощи которого и творятся автопортреты. Ф. Лежен остроумно поиграл словами и смыслами - любой автопортрет в итоге лишь «автомортрет». Французский корень «порт» = глагол «нести» блестяще заменяется на корень «морт» = существительное «смерть». Вот так Делание претворяется в Сущее. Глагол в Существительное. Действие в Пассивность. Жизнь в Смерть. Движущаяся Кровь вен в застывшую Маску Смерти на лице. Автомортрет – сам себе творящий смерть посредством творчества или его отсутствия. Так хоронят в себе всё лучшее. В том числе и пресловутое «идеальное я». Собственно, вся история с этими двумя книгами-зеркалами Алхимика в фильме – «похороны» Этьена Буассе. Учёный убил в себе Художника. Трагедия в том, что без всякого умысла! Из двух книг написана лишь одна. И это не романтизированная биография Видока - она же - идеализированная автобиография Алхимика (romance biography как жанр), а труд по алхимии и его плод – зеркальная маска. «Идеальное я» Алхимика так распадается на части - подобно разбитому зеркалу. Автопортрет умирает, так и не родившись. Так что - пытка зеркалами витала в самой идеи создания книги Этьеном Буассе как зеркала, где отражено его «человеческое я» - автомортрет. Зеркало тоже любит играть :). План Алхимика исказился как в зеркале – и вот не он «пытает» Видока отражением, а Видок его. Но и здесь Зеркало ведёт себя самостоятельно. Оно и с Видоком сыграло злую шутку. Оно – единственный победитель в этой схватке двух людей – отражений друг друга, потому в финальной сцене не видно Антигероя, зато на стене видно зеркальное отражение его маски ;). И здесь открывается ещё одна бездна – мотив зеркала и смерти. Автомортрет – эта и пресловутая смерть автора, и автопортрет смерти = маска черепа Эрика и черты черепа маски Этьена. И снова классика – в Древней Греции были представления, что смотреть на своё отражение нельзя, потому что отражение может поймать душу смотрящего – так наступает смерть. Именно в таком духе трактовался в одной из интерпретаций миф о Нарциссе. Начиная с Античности зеркала входили в обязательный набор не только прорицателей (можно вспомнить зеркало в храме Зевса Ликейского), но и колдунов. Сюда же отдельною строкою – щит воина приравнивался к зеркалу – привет, Персей ;). Так что зеркальный лик Алхимика в фильме – традиционный атрибут воина и колдуна, благо драться и ворожить он горазд :D. Кстати, о вояках этих веков, покрытых патиной и мраком, при посвящении зеркало было предметом обязательным. Так что зеркало Алхимика – это и оружие, и сакральный предмет инициации воина. Потому он и непобедим – его зеркальный лик – мощное оружие и верная защита. Даже в зеркальной камере, где Видок пытает его при помощи своего «щита Персея» ака зеркала, он выживает. Сам создатель сей бой очень поэтично описывает – «Видок - бык, Алхимик – тореадор» :D.Таких колдунов-воинов как Тарабас и Алхимик низяя убивать. Вот низяяя и фсё! ;Ъ

Источники

Сабин Мельшиор-Бонне «История зеркала»
Фулканелли «Тайна соборов»
«Сокровищница Алхимических Трактатов» Т. 1.
Ш. Михельшпахер, Й. Фаульхабер, Й. Роммелин «Кабала»
Ю. Эвола «Герметическая традиция»

Отдельное спасибо статьям С.М. Телегина

Интервью Питофа
http://www.aintitcool.com/node/10012
«Подите к чёрту! Я непробиваем»*
11
Евгения Вячеславовна Н. (Старый Оскол)    13.06.2018 - 20:32
Голос дьявольской жути,
колдовской аргумент
в пользу древних преданий
и зловещих легенд.
Леон де Грейфф

Хотелось бы подробней остановиться на аллюзиях, о которых я бегло упоминала, говоря о своём любимом Антигерое этого фильма :).

[«У этого дьявола был очень милый голос и нежные глаза»* >>]

Теофиль Готье

Первое, что меня поразило при просмотре фильма на французском – г о л о с Алхимика. Словами этого не передашь :). От нутряного зверского рыка до легчайшего девичьего вздоха ;D. Понятно, что это моё признание в любви будет переплетено с признанием в любви тому, кто называл себя Эриком ;). Как я уже говорила – в этом фильме слишком яркие аллюзии на ряд произведений французской литературы, но солирует в этом хоре лишь «Призрак оперы» :). Что роман Леру, что фильм Питофа начинается как расследование детективного дела. У одного - репортёр-историк. У другого - репортёр-биограф. А вот дальше самое интересное. Алхимик имеет зеркальный лик. И в нём как в зеркале отражается спектр аллюзий на шедевр массовой литературы Франции, да и всего мира, слава Эндрю Ллойду Уэбберу. В зеркале, как известно всё отражается наоборот – правое как левое, так и здесь –«палиндром» – произведение об Эрике начинается как детективное расследование журналистом мистического дела, что оборачивается деконструкцией мистики и являет торжество реализма; произведение об Алхимике начинается как детективное расследование журналистом мистического дела, что оборачивается деконструкцией реализма и являет торжество мистики :D – «Я медленно продвигался к осознанию правды, ибо мой разум был обеспокоен расследованием, которое постоянно наталкивалось на нечто сверхъестественное». Постмодерн рулит – браво, Питоф!
Но в сердцевине этого дурманящего киноцветка есть аромат, сохраняющий традиции романа и о нём чуть подробнее. Плясунья Прея – живая аллюзия на балерину, изящно выписанную Леру: «Когда она танцует, движения её бёдер придают всему телу трепет невыразимого томления. Когда балерина поднимает руки и напрягается, чтобы начать пируэт, тем самым подчёркивая линии бюста и выделяя бедро, мужчины, говорят, готовы размозжить себе голову из-за неосуществлённого желания» - сцена танца в фильме – одна из самх красивых, на мой вкус ;). Но героине, как и выше означенной персоне отказано в мозгах – ярчайший пример тому – заколки, которые она «рассылала», не задумываясь о последствиях :)). Питоф не церемонился с ней как и Леру со своей героиней ;).
Алхимик как и Эрик «питается» лишь живыми душами – с той лишь разницей, что относительно киногероя это не образно, а в самом что ни на есть прямом смысле:

«- О да! Сегодня я отдала Вам душу, и я мертва.
- Ваша душа прекрасна, дитя моё, - произнёс мужчина, - и я благодарю Вас… Даже ангелы плакали сегодня
».

А вот тут прослезилась уже я, ибо в саундтреке к этому роскошному кинопиршеству есть строки – «Like an angel, angels fall» / «Словно ангелов, ангелов грехопаденье». Если в XX веке ангелы, что на строне Антигероя, плакали вместе с ним, то в веке XXI они вместе с ним свершают уже падение во грех :). Как тут не петь дифирамбы Питофу?! :))
Продолжу это путешествие в аллюзии зазеркалье – если героиня Леру речет: «Я боюсь возвращаться и жить с ним под землёй», то героиня Питофа – немая девушка вопиет о том же, встретив Видока, который её пытается спасти. И Призрак, и Алхимик живут под землёй. Внезапно, да :))))). Алхимик может повторить слова Призрака – «Приди и верь в меня! Те, кто верит в меня, будут опять жить. Иди! Те, кто верит в меня, не могут умереть». И, главное, дьявол, ведь не врёт! Лишь не договаривает. Чуть-чуть. Души жертв будут жить вечно. В нём. В нём одном. Один мой любимка косплеет другого – «мужчина, одетый в большой чёрный плащ и маску, которая скрывала его лицо» :D. Французским мужчинам во вкусе не откажешь ;)). «Я полностью соткан из смерти, от головы до ног» - это один кокетничает, а для другого – уже чистой воды правда :). Сказывается прогресс – эволюция антиперсонажей :)))). Но моя любимая сцена в фильме - аллюзия на любимый образ Призрака из романа, который похож на - «огромную ночную птицу, пристально смотревшую на них светящимися глазами и которая, казалось, трогала струны лиры Аполлона» - эта сцена, на мой вкус, эстетически-аллюзивно совершенна и вот уж воистину, когда Алхимик выпускает на волю своих птиц – Питоф трогает струны лиры Аполлона :D.
Для творчества Леру как и для многих других представителей массовой литературы Франции времён «прекрасной эпохи» был характерен мотив «ваяние человеческой плоти» ака «sculpteur de la chair humaine». Питоф гениально переосмыслил этот мотив, вытащив его на свет начала века XXI из «подвала» газет начала века XX, где среди уголовной хроники, медицинских статей на выше названную тему и печатались романы, соединяя в себе всё означенное. Алхимик, будучи дитём нашего посмодерного века, играючись занимается не скульптурою человеческой плоти вообще, а лишь творя как скульптор прекрасную плоть себя любимого – отсюда эта тематика фильма как главная, потому она и выражена в тех нескольких образах-двойниках - фриках, что гонялись за вечною молодостью и красотою. Тех, которых юзал Алхимик ;). Здесь же – ради занудства – замечу, что впервые во французской литературе мотив ваяния человеческой плоти использовал Гюстав Леруж – его «Похититель лица», 1904 год [как название этого произведения доставляет в контексте сущности и метода Алхимика Питофа! и массы аллюзий на многие другие романы-фильетоны Франции начала прошлого века – прим. моё]. Ну и вкусности – «Интересно, что среди друзей Леружа был врач… «таинственный доктор Ферраль»… О Феррале ходили самые феерические легенды. По свидетельству знавшего его писателя Нино Франка, «таинственный доктор» обладал тяжёлым магнетическим взглядом и как-то раз намекнул на свой более чем почтенный возраст – он якобы общался с графом Сен-Жерменом… Упоминание о «бессмертном» авантюристе и алхимике Сен-Жермене в связи с «ваянием человеческой плоти» кажется весьма симптоматичным» - К. А. Чекалов, «Доктор Каррель и «ваятели человеческой плоти» в творчестве Гастона Леру». В центре фильма Питофа бессмертный авантюрист и алхимик ака ваятель человеческой плоти. И да – сие симптоматично :D. И Гастон Леру ой, как вдохновлял :-]. А Призрак рядом постоял. Кстати, Алхимика в фильме называют призраком. И он так же многолик, ибо у него нет лица – «у привидения несколько голов и что оно меняет их по своему желанию». Таков «похититель лиц» в этом фильме ;]. В кинокартине используется метаповествование – газеты. Так вот – в одной из них есть статья, посвящённая смерти Видока - с картинками. Противник детектива изображён … один в один с описанием Призрака Оперы. С одним исключением. Незначительным, учитывая, что печать чёрно-белая. Алхимик как и Призрак Оперы косплеет Смерть с косою. И, если в романе Эрик вырядился в красный – «Не прикасайтесь ко мне. Я Красная Смерть, проходящая мимо», то на рисунке газеты – Алхимик в этом наряде, но традиционного чёрного цвета. Сюда же – маска Алхимика имеет едва уловимые черты черепа ;). Как и маска Эрика.
Ещё одним общим мотивом является аллюзия и романа, и фильма на сказку Синяя Борода – элемент традиционной французской культуры и литературы. Если Леру говорит об этом прямо, то Питоф, показывая логово своего Антигероя. Всё очевидно. Вообще - мотив Алхимик и мамзели – тема для отдельного разговора ;).
У Эрика в доме не было зеркал. Как и у Этьена.
И последнее – Алхимик как и Призрак обожает трюки и именно при помощи их убивает ненужных свидетелей :).
А теперь возвращаюсь к зеркальному отражению, с которого и начала. Эрик называл себя Призраком, но был живым человеком. Этьен ведёт себя как живой человек, но является Инфернальным Существом. Эрик пускал кровь другим ради любимой женщины. Этьен пускает кровь другим ради любви к себе. Тут же в скобках замечу – я обожала бы роман Леру, если бы не героиня и её любоффь в виде мальчика-фиялки :))) – так что Питоф своей киноисторией с аллюзиями на легендарный литературный шедевр просто ублажил меня лично, оставив лишь главное - Антигероя ;Ъ. Эрик хотел жить как обычные люди. Этьен хочет жить подобно богам. Эрик по своей природе - творец. Этьен по своей сущности – учёный. Вся мистика Эрика – самые обычные фокусы. Этьен – воплощение самой мистики. У Эрика Гениальный голос. Человечески красивый. У Этьена гениальный Голос. Нечеловечески прекрасный. Музыка Эрика написана кровью. Своей. Лик Этьена создан из крови. Чужой. И, наконец, что вызвало у меня слёзы умиления. Эрик умер, «проиграв сражение». Этьен жив, проиграв сражение. Однако, самым впечатляющим зеркальным отражением романа в фильме является пытка в зеркальной комнате. Эрик в ней пытал других. Этьена в ней пытают самого. В романе вечно будет жить Опера, где Эрик стал легендою / призраком. В фильме вечно будет жить лишь Алхимик, где Видок станет анекдотом / историей.
Спасибо Питофу за идеальную интерпретацию любимой мною истории Призрака Оперы :]. Je T'aime :-*.

PS
Недавно было аккурат 150 лет со Дня Рождения Гастона Леру – моё признание в любви :).
«У этого дьявола был очень милый голос и нежные глаза»*
10
Евгения Вячеславовна Н. (Старый Оскол)    2.11.2016 - 13:47
Хочется чтобы на этой страничке были указаны названия музыкальных шедевров - саундтрека этого фильма :)

[Музыкальная шкатулка >>]
- Симфония No. 29 KV 201, Вольфганг Амадей Моцарт
- Концерт для двух мандолин RV 426: Allegro и RV 532: Andante, Антонио Вивальди

Песня на титрах - Hope Vol. 2 (Matthias Sayer, Eicca Toppinen)
Вокал - Маттиас Сэйер
Музыка - Apocalyptica

Hope is beauty,
Personified.
At her feet, the world,
Hypnotized.
A million flashes,
A million smiles.
And on the catwalk,
She flaunts her style a long mile.
An angry sign of darkness,
Our hope lies lost and torn.
All flame like love is fleeting,
When there's no hope anymore.
Pain and glory,
Hand in hand,
A sacrifice,
The highest price.
Like the poison in her heart,
Like a whisper she was gone,
Like when angels fall.
And in this side of darkness,
Our hope lies on the floor.
All love like flame is fleeting,
When there's no hope anymore.
Like the poison in her heart,
Like a whisper, she was gone,
Like an angel, angels fall.

Перевод мой, поправкам всегда рада :)

Надежда
Надежда есть олицетворённая красота.
У её ног загипнотизированный мир.
И на подиуме она гордо выставляет на показ -
На добрую милю свой стиль.
Миллион всполохов,
Миллион улыбок.
Яростное знамение тьмы -
Наша надежда потерянна и разбита.
Весь пыл любви один лишь миг -
Надежды просто нет.
Мучение и слава,
Рука об руку идут,
Жертва -
Наивысшая цена.
Словно яд в её сердце,
Словно шёпот в её удаляющихся шагах,
Словно ангелов грехопадение.
И по эту сторону морока и тьмы,
Наша надежда распростёрта ниц.
Вся любовь один лишь миг пыла,
Надежды просто нет.
Словно яд в её сердце,
Словно шёпот в её удаляющихся шагах,
Словно ангелов, ангелов грехопадение.
Музыкальная шкатулка
9
Евгения Вячеславовна Н. (Старый Оскол)    13.10.2016 - 17:03
…Только избранных своих она вводит в то недоступное для других святилище, где почиет идея вечной красоты; только посвящённым в ея таинства открывает она облик изящества неземного, и то только в немногия, редкия минуты вдохновения; только своим любимцам…
Журнал министерства народного просвещения, 1838 год, том 17, выпуски – 1-2.

Кинокартина, которая в прямом смысле слова является первой в XXI веке, ибо это – первая в истории кинематографа кинолента, снятая на цифру.
Действие фильма проходит на фоне Июльской революции. Техника создания самого фильма – так же революционна.
Э п о х а л ь н ы й фильм. «Я думаю, что это первый шаг к кино будущего» - Питоф.
И этот эстетический эксперимент, блестяще, на мой вкус, проведённый европейским кино, что безумно нравится и вызывает у меня отчасти гордость, так как я отдаю своё предпочтение миру синема Европы в её неравном поединке с США. Это французская кинокартина – по духу, по стилю, по этике и эстетике.
Первый фильм XXI цифрового века кинематографа – стал фильмом о КРАСОТЕ. БРАВО, Питоф! :D
Кинокартина, дурманящая своим подчёркнуто чувственным трипом словно опиумом. Фильм с ароматом «Цветов зла» Бодлера, терпкостью интеллектуального финского рока, барочной вязью утончённости Вивальди и безграничной творческой свободой Моцарта. Но за всем этим – Франция, которая ещё раз триумфально доказала всему миру, что она – законодательница мод.
Для меня это особая кинокартина – я горячо люблю её киноязык и Антигероя, оставаясь холодной к протагонисту и сюжету. Так что признаваться в любви буду Идеи фильма в её безобразно-прекрасном лике – Алхимика.
Один из самых недооценённых фильмов нашей эпохи. Имхо.

[«Красота - это вечность, длящаяся мгновение»* >>]
* Альбер Камю

Фильм, на мой взгляд, наполнен символами, потому и вся эстетика работает на Идею – поиск вечной красоты. Протагонист и Антагонист связаны единой Книгой. Она биографична. Для обоих. Психологическое двойничество. Зеркальность. Упомяну свой любимый постмодернистский роман нашей эпохи и его одноимённую экранизацию – «Canone Inverso» («Любовь - замена пушкам (2000))) – та же тема зеркального канона Героя и Антигероя. Образ книги, которая создаётся для триумфа мести – создаётся по горячему следу подлинной жизни – идея жизнетворчества – так характерно для эпох модерна и постмодерна – переосмысление Творчества современными творцами, включая Питофа, чей фильм, на мой взгляд – и «садовник» и «цветок» - исследование творчества посредством творчества. В центре же – типичный герой, вернее – антигерой, по точному, на мой взгляд, замечанию Ю.А. Арской – «Чудовище, убивающее красавиц, как метафора постмодернистской концепции творчества». Бинго! ;D Нельзя не заметить параллели «Видока» и культового романа П. Зюскинда, равно как и его одноимённую экранизацию - «Парфюмер». Я так же вижу, что генеалогические корни Парфюмера и Алхимика уходят к вечно живому древу Мэри Шелли - «Франкенштейн, или Современный Прометей», 1818 год. Который, в свою очередь – уходит в Античность – Прометей и библейские аллюзии - Денница. Образ мятежника-интеллектуала, бросивший вызов Богу и желающий творить свой видимый и невидимый мир. По своему образу и подобию. Идеи у всех этих героев-творцов разные, пути литературных «отцов» и «детей» схожи – Виктор Франкенштейн творит из мёртвой человеческой плоти – живую, его «сынок» Жан-Батист Гренуй уже «утончённо» отдаёт предпочтение девственницам и не брезгует убийством, оно же – «творчество» - из мёртвой человеческой плоти создаёт живой аромат парфюма. Гениального, разумеется. Искусства ради, естесствено. Любви ради, понятное дело. «Внук» и законный наследник этой ветви - Этьен Буассе – не ограничивается убийством плоти – он убивает уже души, прекрасные девственницы здесь лишь – экстрат среди прочего «вторсырья» - из мёртвой человеческой плоти и живой человеческой души он творит вечную молодость, вечную красоту – вечного прекрасного себя. И здесь, конечно же, нельзя не упомянуть культовую вещь эпохи как раз романтизма время действия фильма – шедевр французской литературы – «Шагреневая кожа», 1830 Оноре де Бальзака.
В эстетике фильма причудливо смешались стили, жанры – здесь и готика романтизма, и постмодернистская притча, и графическая новелла, и нуар, и стимпанк, безусловно - penny dreadful на французский лад. И главная красивость здесь в отсылках – ещё одна культовая вещь мира литературы массовой культуры Франции – «Призрак Оперы» Гастона Леру, 1909 год. Моя любимейшая сцена – реминисценция из этого готического романа эпохи Fin de siecle - «Мы находились в середине маленькой шестиугольной комнаты. Все шесть её стен от потолка до пола были покрыты зеркалами. По углам я отчётливо увидел сегменты зеркал, прикреплённые к барабанам, которые могли вращаться!» - здеся красиво и больно избивали моего обожаемого мальчика Алхимика ;D. Глава этого романа в своём названии доставляет в пространстве этой сцены кинокартины – «В камере пыток». Всякий раз смотрю, переживаю за своего любимого плохиша и каждый раз кричу Видоку – что ж, ты, гад, над мальчиком измываешься-то!? Руки прочь! А то – ишь ты – тела его захотелось! Щазззз! :))))))
В филологической среде есть шутка, в которой доля правды - «Гренуй потрошит мёртвые шкуры, П. Зюскинд – мёртвых писателей». Я бы продолжила – Питоф потрошит шедевры литературы своего Отечества ради капель эликсира своей фильмы :D.
Метафорический ряд Антигероя ака Антагониста замечателен, на мой вкус, в своей визуализации и этике – Зеркало, Маска, Алхимический брак, Фантом (чей голос, если смотреть на языке оригинала, доставляет отдельно!) – отдельной статьёй – этика абсурда в эстетике зла.
Меня поражает этико-эстетический мир кинокартины своей маскулинностью – от нежнейшего дольче пиано голоса Антигероя до брутальности, совершаемых им же зверств – трупы разлагающихся девственниц и стены его же логова в их крови. Обожаю такие мужские миры, созданные предельно честно и искренно. Не люблю Жерара Депардье, но помимо великолепной его актёрской игры меня поразила невероятная мужская витальность его Видока. Протагонист – Зрелый Мужчина. Антагонист – Дерзкий Юнец, от которого веет сексом и опасностью в первой же сцене их поединка. Дуэль двух миров мужской гениальности, аналитичности, эмоциональности, сексуальности, порочности, чести и долга каждого в своей области держит в напряжении с первой до последней сцены.
Фильм несёт в себе все достоинства и недостатки фильмов эпохи цифры. Ярчайший аттракцион первых лет синема – здесь отдаётся по максимуму дань этой традиции. Тем более – со стороны Франции. Первые сцены были для меня эстетической пыткой – лик безобразия для меня этой киноленты. А вот последние сцены – невероятное пиршество эстетики – лик бесподобной красоты. Воспринимаю их как смысло-визуальные рифмы.
Такой финал этой киноистории мог сделать только мужчина. Только француз. Только творец. Только дерзкий дебют режиссёра. Браво! Браво! Браво!
«Красота - это вечность, длящаяся мгновение»*
7
Евгения Вячеславовна Н. (Старый Оскол)    13.10.2016 - 02:17
Фильм из разряда - "смотрела любимого актёра ради" ;D Пересматриваю это этико-эстетское месиво ради него же :))) Плюс роскошный саундтрек - мой любимейший Антонио и отдельная строка - обожаемые мною горячие финские парни ;D
№2 AprilR
Фильм действительно интригующий и если честно меня удивило в конце, кто был убийцей. А еще нравится музыка, к главной песне приложили руку Apocalyptica.
Соглашаюсь - в этом фильме невероятный ошеломляющий твист - это дааа! :)) Разделяю мнение многих синефилов - самый яркий, эстетский Антагонист и Антигерой всего кинематографа за всю его историю в жанре фэнтези - самый отвязный психопат, самый изящный супергерой и наипрекраснейший маньяк
Я хочу видеть тело!

;D
... НО ... при всём к нему моём омерзении (философия, её воплощение) - я им загипнотизированная, так что финал с крестом доставляет неподеццки! ;Ь
сообщение было отредактировано в 02:19
6
Тал   16.11.2015 - 23:14
Первый раз посмотрел фильм в ч/б варианте по тв, где-то с середины. Был настолько впечатлен, что заинтересовался историей Франции. А когда увидел полный фильм в цвете, оторопел. На лицах актеров видны все "колдобины", даже на лице той же красотки Инес Састр. Но в остальном всё так зрелищно, что даже излишняя компьютерность не раздражает. Картинка состряпана в максимально эффектном духе, что даже изрядная фантастичность истории вплетается вполне органично.
Впрочем, вызывает недоумение вопрос: почему Алхимику требуется такое огромное количество "сырья" для создания одной маски? При том жертвы просто подвешены кверху-вниз и тухнут непонятно сколько времени. Какого качества и какой кондиции получаемое "сырьё", тоже непонятно. А еще: сколько времени у Алхимика уходит на поиск и добычу нужных жертв? И как он их утилизирует? Короче, если заморачиваться подобными вопросами, фильм лучше не смотреть))
5
chistopher   4.01.2013 - 08:53
Париж уже зарекомендовал себя как место для всякого рода загадочных происшествий. Фильм безусловно очень интересный. Детальное воспроизводство расследования было очень хорошо продумано и показано. Как всегда, убийцей оказался самый активный участник поисков. Единственное, чего я не понял, что Алхимик за существо: демон, колдун, может сам дьявол?
Жерар Депардье вновь оправдал ожидание зрителей, актер очень живо передал настроение Видока. Остальные персонажи также удачно вписались в общую картину.
4
Валера Анчугов (Севастополь)    4.02.2011 - 00:21
Видок.да фильм суперский.смотришь аж дух захватывает.тут и мистика и убийства и сюжет реально интересный.
3
GaryVan (Санкт-Петербург)    22.11.2010 - 17:22
Кстати, Видок - реальный персонаж. Правда, с "зеркальной маской" он не боролся, это фантастика. Но прежде, чем занять место начальника французской полиции, был отчаянным висельником и бандитом, не раз приговариваемым к каторжным работам. Вот так! Такова жизнь, как выражаются французы.
А фильм, и действительно хороший! И музыка, прямо в масть!
2
AprilR   22.11.2010 - 14:17
Я думаю Этьенн взялся за расследование, чтобы узнать наверняка жив Видок или умер на самом деле. Это не связывало бы ему руки в дальнейшем и не помешало закончить создание эликсира. Да и тщеславие у отрицательных персонажей всегда было.
Фильм действительно интригующий и если честно меня удивило в конце, кто был убийцей. А еще нравится музыка, к главной песне приложили руку Apocalyptica.
1
Варвара (киев)   22.11.2010 - 00:37
Интересный, увлекательный детективно-мистический триллер, с интригующей завязкой и неожиданным финалом... хотя на протяжение всего фильма посещала мысль вроде: "Неужели Видок действительно мёрт?!"... наверное, очень уж не хотелось так быстро расставаться с обаятельным Жераром Депардье. А насчёт биографа Видока никаких подозрений не возникало... Да и если подумать, зачем Зеркальной Маске так рисковать и светиться, попутно оставляя за собой новые жертвы, только ради того, чтобы узнать, что расследование зашло в тупик (тем более, что его эликсир молодости ещё не завершён, и требуется новое "сырьё), - и если даже кто-то и увидел его краем глаза, это ещё не значит, что можно найти и опознать. К тому же, он неуловим, всё время скрывается и постоянно носит свою Маску, похищающую души... В этом есть недочёт, но он, в принципе, оправдан интригующим и неожиданным поворотом сюжета.
сообщение было отредактировано в 00:44

Видок (2001): пресс-центр >>

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

драма
Россия, Франция, Эстония, 2018
биография
Италия, Франция, 2018
фильм ужасов
Австрия, Германия, 2017
мелодрама
Россия, 2018
триллер, фильм ужасов
США, 2018
мелодрама, триллер, фэнтези
Дания, Швеция, 2018
военный фильм, драма, исторический фильм
Россия, 2018
криминальный фильм, мистика, триллер
Великобритания, Китай, Пуэрто-Рико, США, 2018
комедия, приключения, семейное кино
США, 2018
комедия, семейное кино
Россия, 2018
комедия, молодежный фильм, научная фантастика
Россия, 2018
драма, комедия, семейное кино
Франция, 2017
биография, драма, комедия
Великобритания, 2016
комедия, приключения
Россия, 2018
боевик, триллер
Франция, 2018
вестерн, чёрная комедия
Испания, Румыния, США, Франция, 2018
боевик, драма, криминальный фильм, экранизация
США, 2018
драма
США, 2018
исторический фильм, мелодрама
Венгрия, Франция, 2018
драма
Дания, Исландия, 2017
все фильмы в прокате >>