Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Последний император (1987)

Последний император кадры из фильма
Оригинальное название
Last Emperor, The
Год
1987
Страна
Китай, Великобритания, Италия
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг
  6.923 / 13 голосов

   
Сценаристы
Оператор
Витторио Стораро
Композиторы
Продюсер
Джойс Херлихи
Премьера
18 декабря 1987
Бюджет
$ 25 000 000
Сборы в США
$ 43 984 230
Жанр
биография, драма
Драматическая история Пу Йи, последнего из Императоров Китая, от его рождения до сложения полномочий и неясного существования в Народной республике.

последнее обновление информации: 05.04.16

награды, номинации, фестивали
Премия "Оскар" (1987):
Лучший фильм
Лучший режиссер (Бернардо Бертолуччи)

Премия "Золотой глобус" (1987):
Лучший фильм
Лучший режиссер (Бернардо Бертолуччи)
Лучший сценарист (Бернардо Бертолуччи, Марк Пиплоу)

Премия "BAFTA" (1988):
Лучший фильм
Лучшие костюмы (Джеймс Ачисон)
Лучший грим (Фабрицио Сфорца)

Премия "Серебряная лента" (1988):
Лучший режиссер (Бернардо Бертолуччи)

История как психология, или «Жертвоприношение»
Со времен «XX века» постановочные навыки Бертолуччи стали еще более совершенными. Сейчас о другом. О том, что эволюционирует не только выступающее на первый план фактурное богатство, киноматерия, но и содержательный пласт, последнее время существующий в кинематографе Бертолуччи как любимое, но неродное дитя. Если в «XX веке» индивидуальные судьбы героев были истолкованы как псевдонимы определенных социальных схем, то в «Императоре» индивидуальная судьба Пу И (моногерой!) фокусирует собственно психологические аспекты бытия человека в истории вне каких-либо скорых социальных оценок. Психологический ракурс позволяет отчетливо рассмотреть трагедию отчуждения человека от истории, самопроизвольное ее развитие, уже не зависящее даже от воли императора. В содержательном плане герой интересует режиссера, конечно же, не как «обломок империи», не как диковина чудом уцелевшего средневековья, а как метафора безвластия человеческой власти в истории. Своеобразным символом картины стал кадр, на котором мальчик-император беспомощно стоит перед гигантскими закрытыми воротами резиденции, воротами в мир Большой истории, воротами «запретного города». И может быть, один из самых психологически сильных эпизодов картины — финал.
Отбыв заключение за все свои неудачные попытки как-то овладеть историей, Пу И уже в маоистском Китае приходит в императорский дворец, ставший музеем. Пустота и тишина там, где еще в начале века творился торжественный церемониал. Пу И подходит к священному трону Дракона и из потайного, только ему одному известного места извлекает некогда, еще в детстве, припрятанную коробочку с кузнечиком. С тихой радостью Пу И передает свою реликвию китайскому пионеру, заглянувшему в уже мертвый мир «запретного города». Наверное, эта сцена могла бы вызвать умиление и даже показаться излишне сентиментальной, если бы не трагическая нота: несопоставимы масштабы — человек и история, коробочка с кузнечиком и трон Дракона.
Речь теперь не идет о противостоянии невидимой всевластной силе. Никакого титанизма. Человек — песчинка в море. А море само знает, где и когда устраивать бурю, где и когда — цунами.

Лев Карахан

«Искусство кино» 1989 год, № 3

После относительной неудачи "Трагедии смешного человека" Бернардо Бертолуччи пытался найти для себя новые темы, иные подходы к материалу. Так появился грандиозный замысел "Последнего императора" - масштабной фрески из китайской истории ХХ века. Судьба последнего императора Китая из роскошного дворца, попавшего в сибирский лагерь, прошедшего "перевоспитание" приснопамятной "культурной революции" 60-х и скончавшегося в тиши и забвении, дала повод для экранного воплощения излюбленных философских тем Бертолуччи.
Таких, как предначертанность и переменчивость человеческих судеб, цикличность хода Истории, недостижимость идеала... В фильме замечательно играют китайские актеры. Единственной европейской звездой фильма был Питер О'Тул, сыгравший английского наставника китайского императора... "Последний император" заслуженно получил 9 Оскаров по различным номинациям, включая наиболее престижные.

Александр Федоров

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 12
Елена Ком (Москва)   7.09.2019 - 00:38
Совершенно согласна с предыдущим товарищем из Детройта: очень затянуто, и премии розданы не за что. читать далее>>
№ 11
DNIPRO19 (Detroit)   14.04.2019 - 18:23
Несколько небольших уточнений к фильму: 1 Для тех, кто не владеет, или не очень владеет английским, предлагаю переводы слогана: «He was the Lord of Ten Thousand Years, the absolute monarch of China. He... читать далее>>
№ 10
Геннадий Воланов (Москва)   28.12.2018 - 12:00
На мой взгляд, нетипичный фильм для Бертолуччи, но наверное, именно поэтому он мне и понравился! :)) Байопик манчжурского императора было смотреть и интересно, и познавательно, и он совершенно не показался... читать далее>>
№ 9
larisssa   28.11.2018 - 10:06
этот фильм при первом просмотре меня потряс, судьба последнего императора будоражила воображение читать далее>>
№ 8
Dima_B   28.11.2018 - 08:26
Хороший фильм. читать далее>>

Последний император (1987): новости >>

Все новости >>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен
16 ноября
ТНТ
18 ноября
Первый канал
21 ноября
НТВ
22 ноября
Домашний
22 ноября
ТВЦ
23 ноября
Россия 1
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен