Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Монпарнас, 19 (1957)

Монпарнас, 19 кадры из фильма
Оригинальные названия
Lovers of Montparnasse, The
Montparnasse 19
Amants de Montparnasse, Les
Год
1957
Страна
Франция, Италия
Фотоальбом
Обсуждение
Рейтинг
ваш голос будет первым

   
Сценаристы
,
Оператор
Композитор
Поль Мизраки
Художник
Жан Д'Обонн
Продюсер
Генри Дойчмайстер
Производство
Astra Cinematografica, Pallavicini, Franco London Films
Премьера
4 апреля 1958 (Франция), 11 сентября 1958 (Италия), 25 марта 1968 (Москва)
Жанр
биография, драма
Фильм рассказывает о последнем годе жизни художника Амедео Модильяни, умершего в Париже в 1920 году.

последнее обновление информации: 27.04.17

Модильяни оставил после себя полотна, принесшие ему посмертную славу одного из крупнейших художников нашего века. Жерар Филип продолжает жить на экране и в памяти современников как зримое воплощение французского духа и французского национального характера. Что же касается режиссера Жака Беккера, то фильмы его вызывают у соотечественников не столько преклонение или восторг, сколько чувство растроганной благодарности. Во французском кино он занимает особое место. В своем творчестве он умел быть человечным без сентиментальности, демократичным без вульгарности, искренним без рисовки. Он был прост той простотой, которая дается только людям с большим сердцем и широкой душой. Короче, Жак Беккер - это поэт экрана.
Его лучшие фильмы, а к ним, безусловно, относится и "Монпарнас, 19", кажутся написанными прозрачной акварелью, они изящны и легки, хотя речь в них ведется об очень печальных, тяжелых и жестоких вещах. Режиссер не приукрашивал жизнь, но смотрел на нее сквозь волшебный кристалл поэзии, совсем как Модильяни, которого Беккер не случайно избрал героем своего фильма.

Режиссер и актер не стремились к документальному воспроизведению характера, облика и биографии Модильяни. Жизнь реального художника взята как тема для создания обобщенного, почти фольклорного образа. Но имя героя сохранено - как свидетельство и гарантия подлинности изображаемого.

Фильм Беккера подхватывает и продолжает ставшую уже традиционной для нового французского искусства тему поэзии, вытесненной, удалившейся на окраину жизни. Причем поэтическое начало выступает как антитеза тягостной и бездушной прозе благополучного мещанского существования. Художественная жизнь Парижа на грани XIX и XX веков дает целую галерею образов "проклятых" художников и поэтов, которые ютились на задворках, голодали и холодали, погибали от чахотки и алкоголизма, но которые предпочитали смерть коммерческому успеху и академическим лаврам. Не высокая классика, не современное официозное искусство привлекали художников, а то, что стоит на границе искусства или даже за его пределами: лубочная картинка, театральная афиша, уличная песенка, фольклор городских низов, мелодрама... Жить и творить наперекор общепринятой норме - это была своеобразная форма протеста. Таким был Модильяни. Таким, в иных условиях и на свой лад, был и Жак Беккер. И потому-то о жизни Модильяни он рассказал так, как могла бы рассказать народная молва или уличная песенка, - стилизуя, упрощая ситуации и характеры в духе лубка и мелодрамы. Но то, что на первый взгляд может показаться примитивным или банальным, таит в себе высокую поэзию, душевную утонченность, культуру и артистизм. Опять-таки как у Модильяни.

Беккер рассказывает о материальной нищете и духовном богатстве художника, о преданной дружбе и самоотверженной любви, о подлости торгашей и бескорыстном служении искусству. И весь фильм пронизывает противопоставление того, что есть у художника, и того, что могло бы у него быть, если бы он перестал быть художником.
В комнатах Беатрисы (Лили Пальмер) пол устлан пушистыми шкурами, стены задрапированы мягкими тканями, этажерки уставлены изящными вещицами, и сама хозяйка в соблазнительном пеньюаре похожа на дорогую безделушку. И все это к услугм Моди (так зовут художника его друзья), стоит лишь ему, как говорит Беатриса, "перестать играть в гениальность".

Но в том-то и дело, что Моди не играет. За все, что он говорит, делает и пишет, он платит своей жизнью. Он обладатель волшебной "шагреневой кожи", и, кажется, нет ничего - будь то вершины искусства, женщины или слава, - чего этот человек не смог бы добиться. Но не в наслаждениях, а в творчестве сжигает он свою жизнь. Его мир - это нетопленный чердак с голыми стенами, заставленный некупленными полотнами, скудно освещенный мерцающей коптилкой, с черными тенями, залегшими по углам. Из этого мира он не уйдет никуда.

Как всякий человек, Модильяни мечтает об удаче, особенно после того, как рядом с ним появляется любящая, беспомощная и самоотверженная Жанна (Анук Эме). Но в глубине души художник знает, что для таких людей, как он, удача равносильна поражению. В этом смысл сцены между Модильяни и американским миллионером и другой, гораздо более глубокой и трагической, - между Модильяни и Жанной на набережной Сены. В кои-то веки ему удалось продать картину. Тут бы радоваться, а художник в отчаянии: была картина, плод мук и вдохновения, а осталась пачка франков да горсь сантимов. И он пропивает деньги, а остаток выбрасывает в Сену. Он не толшько не может продать свои полотна - он не хочет их продавать.

Требования жизни и требования искусства разошлись в разные стороны. И Моди, художник и человек, разрывается между теми и другими. Не, не затворника и не фанатика играет Жерар Филип, а человека, который любит жизнь, женщин и друзей, южное солнце и парижский дождь, но более всего - искусство. И потому в фильме Беккера он сыграл, конечно, не только Модильяни, но и самого себя.

Фильм Беккера надо смотреть и слушать. Имеется в виду не только прекрасная партитура Поля Мизраки, где легкие парижские мелодии сменяются томительными ритмами блюза. Сама картина музыкальна в своем построении и изобразительном решении. Она напоминает сонату, в которой за изящным и задумчивым введением следует бурная тема любви, а мажорное интермеццо южного эпизода ведет за собой парижские туманы, все более сгущающиеся и обволакивающие сумрачный финал.
И после того, как отзвучала последняя нота и погас экран, в памяти зрителя остается живая и певучая линия картин Модильяни, задумчивое, улыбающееся лицо Жерара Филипа, изящество и простота режиссерской интонации Беккера.

В. Божович.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 5
пламен савов (Варна,България)   9.11.2014 - 02:49
Тъжен , но верен и високо професионален филм......за съжаление пророчески с Гениално изиграната смърт на главния герой със съвсем скорошната смърт на Великия актьор ! читать далее>>
№ 4
Stromyn (Москва)   11.03.2012 - 00:46
Фильм, конечно, чёрно-белый. Но, видимо, мало кто знает, что у нас фильм был сокращён, в оригинале он идёт 120 мин. Я видел оригинальную копию. Практически выпало всё, что относится к русской эмиграции,... читать далее>>
№ 3
Борис Нежданов (Санкт-Петербург)   18.08.2011 - 21:59
В этом фильме нет скрупулезного следования фактам биографии гениального и беспутного художника Модильяни, это в большей степени романтический и поэтический фильм, передающий атмосферу старого Парижа, быт... читать далее>>
№ 2
lusi   17.08.2011 - 23:21
Фильм смотрела недавно. Он довольно просто, но хорошо выстроен, главная его мысль, как я её поняла, талант - это наказание, он приковывает к себе его обладателя. Главный герой Мади ( Ж. Филлип) сыгран... читать далее>>
№ 1
Фриценятка   11.12.2009 - 10:05
Когда-то давным давно в детстве тронул меня этот фильм. Нет здесь глубокого анализа и никакой претенциозности. Художник и среда его обитания - материальная и ментальная. Был удивлён, когда в воспоминаниях... читать далее>>

Монпарнас, 19 (1957): пресс-центр >>

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
23 июля
Первый канал
23 июля
Первый канал