Герой неловок, некрасив, застенчив. Героиня — ему под стать, только, может, суровей, ожесточенней смотрят на мир ее потухшие глаза, тверже сжат неулыбчивый рот, резче, грубее звучит голос. Да и как же иначе: судьба одинокой женщины в мире равнодушия, жестокости и вражды вдвойне горька. Фильм «Тени в раю» — это неторопливое, внешне почти бессобытийное повествование о неудачниках, о тех, кого жизнь нещадно бьет и выставляет на свои грязные окраины, на темные и пустынные задворки. Никандр Матти — мусорщик. Илона — продавщица, положение их непрочно и зависит лишь от прихоти власть имущих. Никандр случайно попадает в тюрьму, Илона теряет — в который раз — работу. Но оба они нескладно, мучительно пытаются сохранить, отстоять единственное, что у них осталось,— достоинство. И еще у них есть любовь, даже не любовь, а скорее, потребность в близком человеке, на которого можно опереться и которому можно помочь. Но и это чувство тоже необходимо защищать — хрупкому дару скупой на подарки жизни угрожают злые насмешки знакомых, на него посягают сильные мира сего...
К сожалению, благородный по замыслу фильм финских кинематографистов, следующий великой традиции гуманистического искусства, которое всегда заботила судьба маленького человека, сделан недостаточно уверенной режиссерской рукой. В нем подчас не хватает творческой воли, которая бы направляла развитие характеров, искала бы выразительное решение эпизодов. Вяло, словно по инерции, течет экранная жизнь, угасает зрительский интерес, и теряется главное, то, во имя чего задумывалась и снималась картина,— сочувствие реального человека из зала к человеку, придуманному художником.
Н. Петрова
«Искусство кино» № 2, 1988 год
обсуждение >>