Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Золотая пуля (1966)

Золотая пуля кадры из фильма
Оригинальные названия
Quien sabe?
Chuncho, quien sabe?, El
Другое название
Эль Чунчо, кто знает?
Год
1966
Страна
Италия
Обсуждение
Рейтинг
  9.286 / 14 голосов

   
Сценаристы
,
Оператор
Художник
Серджо Каневари
Продюсер
Бьянко Манини
Производство
M.C.M.
Премьера
7 декабря 1966 (Рим), 7 октября 1968 (Москва)
Количество зрителей в СССР
26 400 000
Жанр
вестерн
Захватив военное снаряжение правительственных войск президента Каррансы и продавая его революционной армии генерала Элиаса, Чунчо (Джан Мария Волонте) наивно полагает, что спасает революцию и потому имеет моральное право присваивать полученные деньги. Столь же наивно, не задумываясь, он принимает молодого лощеного франта Билла Тейта (Лу Кастель), шпиона и убийцу, за друга Мексики, а потому и за своего друга. Дальнейший ход событий заставляет Чунчо понять ошибку. Медленно, очень медленно приходит к нему прозрение...

последнее обновление информации: 05.09.14

Единственный выстрел
С историческими событиями на Западе не церемонятся. Был бы, как говорится, сюжет...
Трагическая и гордая мексиканская революция не избежала общей участи. Ее события давно уже растаскали, расстригли на детективы, вестерны и сентиментальные драмы с кровью. Редкими островками стоят среди разливанного моря страстей настоящие фильмы, все же прочее далеко и от правды, и от глубины, и от честного отношения к истории.
Вот и еще один фильм "по мотивам" мексиканской революции - "Золотая пуля" - вышел на экраны. На сей раз итальянский. Снова выстрелы и скачки. Снова подражание и прямые цитты из хрестоматийной "Вива Вилья!". Снова стремление поразить нас таинственностью сюжета. И, несмотря на профессиональную режиссуру и сильных актеров, быть бы этому фильму типичным стандартным вестерном, если бы не одно обстоятельство.

Скачек в фильме, как сказано, много. Выстрелов - хоть отбавляй. Стреляет, не слезая с коня, обязательная красавица с сильно экзотической внешностью. Стреляет священник-воитель, тоже, к слову сказать, не больно новая фигура, попеременно потрясающая то крестом, то винчестером. И бродит среди этих выстрелов равнодушный к ним, отстраненный, пугающе-спокойный парень-манекен. Американский парень. В костюмчике клерка, с вечно надвинутой шляпой.
Играет его удивительный актер Лу Кастель - молодой человек с предельно невыразительной, безотрадной внешностью и могучим даром перевоплощения. С него начинается и им кончается сюжет. Парень случайно попадает в отряд даже не революционеров - нет, каких-то полупроходимцев, добывающих повсюду оружие и продающих его настоящим революционерам. Именно продающих. Сторговывающих. Это частное отклонение сюжета от общих шаблонов большой роли не играет. Оно только помогает показать колоритную фигуру вожака банды, исполняемую с огненно-итальянским темпераментом (довольно удачно подменяющим огненно-мексиканский). Вожака банды, разрывающегося между бессовестностью торгаша и совестью "патриота"...
Эта сюжетная "находка", естественно, помогает талантливому актеру Джан-Марии Волонте выказать себя и выжать из зрителя пару слезинок, но, будучи решена поверхностно-браво, глядится обычным для коммерческого кинематографа "ходом". И весь бы фильм состоял из таких явно прослеживаемых "ходов", сценарных трюков, игры на чувствах и инстинктах, если бы опять-таки не американец...
Он вливается в банду. Хладнокровно, не меняя выражения лица, совершает массу головокружительных поступков. Где-то к концу он начинает надоедать, и начинает надоедать его сделанная маска. И тут наступает развязка...
Мы не хотим раскрывать никаких тайн и лишать зрителя удовольствия без подсказок посмотреть остросюжетный фильм. Мы скажем только то, что необходимо: парень оказывается наемным убийцей. Так на предельной скорости внезапно врывается в фильм совсем новая тема. Ей не остается времени, чтобы развернуться. Она тайно развертывалась до этого. И, оглядываясь назад, мы по-иному понимаем фильм. Понимаем професиональное мастерство сценаристов. Понимаем их стремление подойти к большой теме. Понимаем, наконец, Лу Кастеля.
Развязка все перевертывает. Будь американец просто лихим стрелком, близким знакомым старухи-смерти и прочее, - вся роль Лу Кастеля с ее отстраненностью, окостенелостью, с его неподвижным лицом, со шляпой на глазах была бы просто формальной находкой.
Лу Кастель - и в это хочется верить - изобрел и сконструировал своего героя не просто так. Не бесцельно. Наступает развязка - и надоевшая порядком странность героя оборачивается страшностью. Машинная энергия, с которой он добивался непонятной до поры цели, - страшной энергией для страшной цели. Страшным - другого слова и не надо - становится эта американская помесь клерка и ковбоя, оказавшаяся ни тем, ни другим.
И тут сценаристы готовят последнюю неожиданность. Парень-механизм оказывается еще и человеком - по-своему, опять-таки по-страшному. "Просчет, явный сценарный просчет..." - слышал я, выходя из зала. Э, нет, не все так просто! Манекен, робот, уничтожающий все на своем пути, и только, был бы не более чем букой для устрашения малолетних. Живой наемный убийца, почувствовавший привязанность к товарищу по похождениям, по-своему понимающий "законы чести" (пусть даже это законы дележки!), бескорыстно пунктуальный, уважающий в себе превыше всего это бескорыстие, - вот кого на прощание показывает нам фильм. Послушайте, ведь и у убийц, наверное, бывают друзья! Вот что по-настоящему жутко...
Так в вестерн входит совсем не присущая ему тема. Так начинает звучать трагедия. Так фильм о выстрелах и скачках становится исследованием и повествованием о самом мерзком явлении на земле - о наемном убийце.
И мы понимаем, что среди бутафорского шума и трескотни прозвучал один-единственный реальный выстрел. Среди ненастоящих кактусов и ненастоящих всадников американский парень с беспощадной винтовочкой убил какого-то ненастоящего генерала. Но сам-то он настоящий! Таким сделал его своей истовостью и страстностью, своим талантом актер Лу Кастель.
Да, парень настоящий. И его настоящие, а не киношные потомки удирали с желзнодорожной насыпи в Далласе, направляли оптические прицелы на балкон, где в последний раз стоял Мартин Лютер Кинг, презентовали игрушку-пистолетик убийце Сирхан Сирхану...
Я не знаю, замысливали ли постановщики итальянского вестерна на мексиканские темы рассказать нам что-либо об американском образе жизни. Но они рассказали достаточно...

Виктор Орлов

Журнал "Советский экран" (№ 17, 1968 год).

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 33
помпей   8.02.2017 - 22:42
... ... То что доктор полез выкавыривать - Чем там интересно грохнули нашего генерала?! - Это ерунда, Биллу главное доказать заказчику, иначе бабло не дадут. А Чунчо и без того видел, кто убрал его... читать далее>>
№ 32
Белогорец. (Белогорск)   8.02.2017 - 21:40
... А доктор сразу кричит,что генерала убили этой золотой пулей.А Чанчо слышит,поэтому и ищет Малыша.Сразу его кокнуть хотел. читать далее>>
№ 31
помпей   8.02.2017 - 21:21
... ... Ну, в характере есть что то стерильное, что позволяет в любых условиях не опускаться до интисанитарии. ... ... А-а-а?! Вона как? Стало быть доказательство что это сделал именно он? Логично,... читать далее>>
№ 30
Борис Нежданов (Санкт-Петербург)   8.02.2017 - 11:32
... Скорее всего, это ляп сценаристов. Оружие мексиканской революции было весьма разношёрстным. Пулемёты Гочкиса я видел и в мексиканском фильме "Хуана Гальо". читать далее>>
№ 29
Белогорец. (Белогорск)   8.02.2017 - 10:48
Как это аристократ по натуре?С греческого это переводится как знатнейший?Либо по происхождению,либо богатый и принимающий в управлении государством.Почему в фильме говорят,что пулёмёт Гочкиса стреляет... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен
19 ноября
Россия 1
19 ноября
Первый канал
19 ноября
Домашний
19 ноября
СТС
20 ноября
ТРК Украина
24 ноября
Первый канал
24 ноября
Россия 1
24 ноября
ТВЦ
24 ноября
Россия 1