... Скромный служащий Николя (Ж.-Л.Трентиньян), застенчивый и тихий, в один прекрасный день жалуется своему другу Клоду на свои жизненные невзгоды. К примеру, на то, что не способен побороть стеснительность и познакомиться с девушкой. Клод, шутя, внушает приятелю, что в нем заложены необыкновенные данные покорителя женщин. Черт возьми, почему бы нет! И вот начинается восхождение Николя, который, увольняясь со службы, заявляет: «Отныне буду жить за счет женщин и заниматься любовью!»
Французский критик С.Лашиз писал, что «до сих пор мы знали Девиля по грациозным комедиям нравов, хорошо поставленным, но часто слишком легким.
В «...Барашке» он идет дальше, берет почти бальзаковский тон». Девиль точно выбрал актера на главную роль. Таланту Третиньяна («Конформист», «Покушение», «Терраса») подвластны неожиданные психологические переходы - от лирического, минорного настроения к эмоциональному взрыву, стрессу.
Во «Взбесившемся барашке» Трентиньян строит свою роль на эмоциональной энергии, вырвавшейся из-под контроля разума. По сути, Николя - не что иное, как олицетворение мечты «среднего человека» о недоступной свободе. Ибо Николя своими бесцеремонно-аморальными действиями бросает вызов расхожей нравственности. Начиная свое восхождение к успеху с утверждения власти над смазливой шлюхой (Джейн Биркин), Николя очаровывает жену бизнесмена Мари (Р.Шнайдер) и, наконец, - фаворитку «высшего света» Флору (Ф.Болкан) и одинокую старушку-миллионершу... Камера К. Леконта в броской цветовой гамме снимает роскошные приемы, шикарные особняки, блеск бокалов в изнеженных руках сильных мира сего. В этом карнавале масок немало едких сатирических зарисовок.
Но все это оправа для главной темы фильма. Николя, этот новоявленный Растиньяк или Жорж Дюруа, становится причиной гибели одной из женщин и своего лучшего друга. Его труп выносят из комнаты, и в камеру упирается неестественно огромный ботинок. У Клода были парализованы ноги. Он застрелился из зависти к человеку, который, благодаря его провокации, смог повернуть свою жизнь на 180 градусов, получить все то, о чем тайно мечтал сам Клод...
Так демон-искуситель оказывается у Девиля беспомощным калекой. А его жертва - не только удачливым покорителем женских сердец, но и хватким бизнесменом. Недаром даже смерть друга для Николя моментально становится предметом сенсационного репортажа в купленной им газете...
Александр Федоров
обсуждение >>