...Жил-был в одном небольшом шахтерском поселке маленький человечек. Совсем маленький. Всего шести лет от роду. Человечек, как человечек, занимался детскими своими делами, пытался помогать в работе отцу — скорняку, потом пошел в школу. Вроде бы все, как у всех. Но только от остальных маленький Ферко весьма отличался. Был он большой фантазер и выдумщик, самые обычные жизненные явления, случаи представлялись ему сказочными, самые простые вещи — волшебными. Купил на базаре глиняную грушу-флейту, а музыка у нее, оказывается, волшебная, шляпа, которую подарил крестный - тоже, бекеша, которую сшил отец,— тем более.
Словом, это фильм о соотношении обыденного, реального с идеальным. И, главное, о том, что качества душевные, благородные, становятся движущей силой, определяющей поведение человека в жизни. Надо только проявлять чуткость к юным душам, надо бережно помогать формированию характера. Вот, к примеру, какую роль сыграла в жизни Ферко бекеша. Отец сказал, что в ней живет добрая фея, но увидеть ее можно только тогда, когда бекеша износится, и, если, конечно, мальчик будет того достоин. Вот и не снимает с плеча Ферко бекешу ни зимой, ни летом, чтобы износилась скорее. Смеются над ним ребята, даже побили как-то, а постоять за себя он не смог, испугался. Тогда крестный сказал (а Ферко верит каждому слову взрослых), что в шляпе его скрыта большая сила, и, надев волшебную шляпу, Ферко как следует расправился с обидчиком. А потом понял, что сила-то появилась у него не благодаря шляпе, а потому, что он почувствовал уверенность в себе, понял, что за восстановление справедливости можно и нужно бороться...
Рассказали авторы фильма и о дружбе юных сердец. Рассказали о предательстве (подчистил Ферко ответы в тетради друга, чтобы самому получить премию — телескоп) и об искуплении этого некрасивого поступка. И о вознаграждении за то, что в конце концов оказался Ферко достойным дружбы.
Ведется рассказ в форме, соответствующей его содержанию. В нем наличествуют приметы быта простых людей-тружеников, но в то же время образы героев, оставаясь будничными, неяркими, в чем-то несут черты обобщенно-сказочного, условного изображения. Все это вместе взятое делает произведение своеобразным, интересным и для детей, и для взрослых зрителей.
Михаил Белявский
«Спутник кинозрителя», август 1974 года
обсуждение >>