Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Из жизни одного бездельника (1973)

Из жизни одного бездельника кадры из фильма
Оригинальное название
Aus dem Leben eines Taugenichts
Год
1973
Страна
ГДР
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг
ваш голос будет первым

   
Режиссер
Челино Бляйвайсс
Сценаристы
,
Оператор
Гюнтер Яуте
Композитор
Райнер Хорниг
Художник
Хайке Бауэрсфельд
Актеры
, , , , , , , , Петер Биле, , , Оттофриц Гайллард, Йохен Кречмер, Георге Гима, Гудрун Йохман, Роланд Кнаппе, Ганс-Георг Кёрбель, , , Ангелика Адлер, , , Аймее Якобеску, Ганс Коппраш, , , Манфред Отто, Пауль Збрентя, Вернер Шох
Производство
DEFA-Studio für Spielfilme
Премьера
11 мая 1973 (ГДР)
Жанр
мелодрама, музыкальный фильм, приключения
Профессия бездельника в серьезных жанрах непопулярна. Вот в кинокомедии другое дело. Если фильм называется «Из жизни одного бездельника» и титры его сопровождаются веселой музыкой, если к тому же известно, что действие происходит в XIX веке в Австрии, Германии и Италии, вы сразу же настраиваетесь на зрелище легкое, веселое, красочное, необременительное, на что-то среднее между опереттой и теми сказками, которые взрослые люди сочиняют для себя, чтобы немного поиграть в жизнь, на самом деле никогда не существовавшую, в жизнь, состоящую из сплошных побед, песен, женского смеха и приключений.

И правда, едва только начался фильм и герой, изгнанный с работы сварливым хозяином, пошел бродить по дорогам, он сразу же запел. Тут же появилась карета с двумя прелестными молодыми дамами. Бездельник, несмотря на полное отсутствие денег, работы и жилья, был очень мило одет, карета казалась легкой и игрушечной, солнце весело светило сквозь ветви раскидистых деревьев. Вот и большой дом, где бездельнику предстоит на некоторое время задержаться. Суровый привратник в одежде, шитой золотом, анфилада нарядных комнат, портреты на стенах, звуки клавесина где-то вдали… Нам не может быть привычен этот давно ушедший в прошлое быт, но в то же самое время мы, кажется, знаем его до мелочей. Во многих фильмах уже встречался нам и этот привратник, надутый от чванства, и богатая графиня, легко меняющая гнев на милость, привыкшая к исполнению всех своих прихотей, и белокурая девушка, то ли дальняя родственница графини, то ли компаньонка, в которую непременно влюбится молодой герой и от которой скоро убежит в дальние края, потому что будет считать ее богатой, хотя на самом деле она бедна и добра. Мы не заблудимся в чужих комнатах и отлично можем угадать, в какой момент послышатся звуки клавесина или блеснет лукавый и любопытный взгляд кокетливой служанки.

Песни, которые сочиняет и поет герой, не переводятся – по-видимому, их содержание в данном случае не играет никакой роли. Но мы различаем в тексте знакомые слова «liebe», «herzen», а также «blumen» и «küssen», всё правильно: любовь, сердце, цветы, поцелуи – обычный набор, который совершенно необходим в этом сюжете, где герой талантлив, беден, романтичен, работает садовником и влюблен в прекрасную блондинку, к которой никак не решается приблизиться.

Потом, когда бездельник покинет дом и попадет в Италию, диалоги, которыми будут обмениваться его новые знакомые, тоже пойдут без перевода, но мы легко различим в чужой темпераментной речи то «mamma mia», то еще какое-либо знакомое выражение и опять-таки поймем, что здесь происходит.

Так постепенно набредаешь на главную особенность фильма «Из жизни одного бездельника», поставленного на студии ДЕФА режиссером Челино Бляйвайсом по сценарию Веры и Клауса Кюхенмейстеров и являющегося экранизацией одноименной повести немецкого романиста XIX века Йозефа Эйхендорфа. Фильм оперирует набором выражений, понятных без перевода, песен, не содержащих оригинального смысла, пейзажей, красота которых доходчива, как яркая рекламная открытка, и ситуаций, отработанных так хорошо, что они усваиваются без всякого усилия. От этого сперва делается немного скучно, а потом, наоборот, интересно, потому что начинаешь размышлять над самим парадоксом традиционности.

Все мы, конечно, любим читать новые книги, но с возрастом открываешь еще одно наслаждение – наслаждение перечитывать. Кинематограф сейчас достиг как раз такого возраста, когда уже способен оценить радость перечитывания. Он перечитывает сам себя, возвращается к испытанным классическим жанрам, как к страницам любимых книг, и мы радуемся, когда оживают в современных лентах приемы старой комической или традиционного боевика, получая удовольствие именно от того, что все наши зрительские предчувствия сбываются точно в положенный срок.

Кино слишком быстро меняется, быть может, поэтому испытываешь какую-то особую радость, обнаруживая, что не опустели старые павильоны, среди которых кино когда-то рождалось и росло, и обитатели их на месте, вот романтический герой в развевающемся длинном плаще, вот комические персонажи, готовые сию минуту начать гоняться друг за другом и швыряться всем, что попадется под руку, вот ковбои со своей неподражаемой, развинченно-ленивой и в то же самое время настороженной походкой – сейчас один из них войдет в салун, начнется лихая перестрелка и привычно ползет под стойку невозмутимый, ничему не удивляющийся хозяин.

Кино должно время от времени возвращаться к старым жанрам и приемам – почему же в одних случаях эти возвращения так радуют нас, а в других только раздражают? Вот, например, недавно промелькнула на фестивале французская лента «Зорро», добросовестно изложившая в цветном варианте, на очень хорошей пленке и к тому же с участием Алена Делона, снявшегося в главной роли, историю благородного красавца, превращавшегося по ночам в неуловимого Зорро – борца за справедливость, защитника угнетенных.

Ах, этот свист тонких клинков и шорох длинного плаща, эта белозубая улыбка из-под черной маски и магический, таинственный знак Зорро, оставляемый всюду, где побывал неуловимый бесстрашный всадник!

Но ни разу не дрогнуло сердце от радости узнавания – фильм просто трудно досмотреть до конца, и, наверное, даже самый молодой, неискушенный зритель, не видевший ни немых, ни старых звуковых, черно-белых лент о благородном разбойнике, уже не вдохновится сегодня этим добросовестно-тягучим, как вызубренный урок, изложением старого сюжета. Быть может, традиционность хороша тогда, когда она чуть-чуть преувеличена, чуть-чуть преображена фантазией и игрой? Ведь не случайно радость перечитывания в полной мере может оценить лишь взрослый человек, уже обладающий жизненным опытом, развитым вкусом и навыками творческого чтения.

Кинематограф ведь не просто повторяет сейчас старые жанры – он посылает в прошлое какой-то отсвет сегодняшних, современных ощущений.

Порой это ностальгия по утраченной наивности, порой ирония и улыбка, добрая улыбка, обращенная к прошлому кинематографу из сегодняшнего дня. Во всяком случае, мы должны все время чувствовать, как параллельно традиционному сюжету, где все свершается точно по законам жанра, идет другой, неслышный рассказ о чувствах современного человека, о его попытках понять, примерить на себя, представить ушедшее время во всех его неповторимых особенностях, которые мы в наших воспоминаниях всегда немного преувеличиваем.

Наверное, в этом и заключается главная прелесть современных стилизаций. В фильме «Из жизни одного бездельника» этого нет – он лишен парадоксальности и озорства, всей той игры, которая способна так оживить старые сюжетные ходы.

Впрочем, быть может, в данном случае у авторов была совсем другая задача, гораздо более простая, но тоже, наверное, достаточно важная: дать возможность миллионам зрителей – любителей легкой музыки – полтора часа слушать видеть на экране известного эстрадного певца Дина Рида, играющего в этом фильме роль удачливого бездельника?

Эту важную подробность мы приберегли под конец, потому что для многих зрителей она окажется, по-видимому, самой привлекательной…

Татьяна Хлоплянкина
«Советский экран», № 24, 1975 г.

последнее обновление информации: 13.10.12

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 4
Татьяна78 (Самара)   2.10.2011 - 14:50
В этом фильме вместе с Дином Ридом снялась Ханнелора Эльснер, которая играла в интересном немецком сериале "Комиссар". читать далее>>
№ 3
Борис Нежданов (Санкт-Петербург)   11.09.2011 - 23:12
Снято красиво, но сам по себе фильм очень слабенький, бессодержательный какой-то. Один раз просмотрел и забыл. читать далее>>
№ 2
Марина, П-к. (Петрозаводск)   11.09.2011 - 22:10
Отношусь с уважением к Дину Риду, но что касается "Из жизни одного бездельника" - более неинтересный фильм мне трудно вспомнить. Редкостная "тягомотина"! читать далее>>
№ 1
Татьяна78 (Самара)   10.09.2011 - 14:27
Очень хотела бы посмотреть этот фильм. Но найти в магазинах фильмы или музыку Дина Рида почти невозможно. А жаль. Талантливый человек! читать далее>>
7 декабря
Россия 1
7 декабря
Домашний
7 декабря
Россия 1
9 декабря
Интер
9 декабря
Россия 1
«Волшебный лес»
Ролики фильмов
«Волшебный лес»
Мышонок Мортен предлагает принять закон, согласно которому все животные должны перестать есть друг друга, чтобы жить в мире и согласии.
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен