Шел этот фильм в прокате в начале 70-х, возможно раньше - в конце 60-х. Почему-то запомнились только хлебные фигурки на клетчатом одеяле, а личность арестанта память тогда не сохранила, думала - уж не Ленин ли - по аналогии с его чернильницами. И я считаю, в плане освоения шахматной игры - вполне допустимая история. В экстремальных условиях человек совершает невозможное. Он же лепил шахматы и изначально изучил игру визуально, успев проштудировать сборник, запомнить партии и игроков. Не всякий может, но видимо были способности у героя этой истории. Писатель был под впечатлением мастерства Алехина и его коллег.
№1 Геннадий Воланов.
Но то, что хорошо в теории, на бумаге (в новелле), совершенно не годится на практике!
Впрочем, в фильме и не говорится, что он снят "по реальным событиям"! :))
Поэтому, относясь к нему как к сказке, можно признать "Шахматную новеллу" очень сильной психологической притчей, причём, даже НЕ О шахматах! :)).
Полностью согласен с Геннадием. Цвейг действительно написал сказку. И вообще он был автором жанра «Сказки Цвейга». К ним относится почти всё им написанное.
Но всё-таки жанр недостаточно выдержан.
Имею в виду фразу «Шахматисты поместили молодого Чентовича в гостиницу, где он впервые в жизни увидел современную уборную». Пассаж о современной уборной весьма далёк от сказочного жанра.
Интеллектуальные мучения интеллигента, лишённого по злой воле нацистов возможности общения с людьми своего круга и даже чтения любой периодики, не говоря о книгах - очень сильный психологический взлом для культурного человека.
Но то, что хорошо в теории, на бумаге (в новелле), совершенно не годится на практике!
Начнём с того, что ни одна тайная полиция в мире не позволит клиенту "созревать" столь долгое время!
Сначала я думал, что фон Базиль слишком высокопоставленное австрийское лицо, которого нельзя было подвергать настоящим физическим пыткам.
Но когда гауптман распорядился отправить его в подвал - именно для тех самых пыток! - стало ещё более непонятным слюнтяйство друга Ирен - гестаповца, готового бесконечно тянуть кота за хвост в смысле получения от фон Базиля необходимой информации о сокровищах церкви.
Вместо выполнения задания, он мог "добиться", что у его подопечного просто "съехала крыша", и он стал бы бесполезен как овощ.
Вторая "небывальщина" сюжета - невозможность научиться высококлассно играть в шахматы только благодаря таблицам в книге.
Сначала двигать фигуры, а потом перейти к игре вслепую, без фигур вообще - да; но никак не наоборот!
Впрочем, в фильме и не говорится, что он снят "по реальным событиям"! :))
Поэтому, относясь к нему как к сказке, можно признать "Шахматную новеллу" очень сильной психологической притчей, причём, даже НЕ О шахматах! :))
"7" по 10-балльной.
отзывы
Но то, что хорошо в теории, на бумаге (в новелле), совершенно не годится на практике!
Впрочем, в фильме и не говорится, что он снят "по реальным событиям"! :))
Поэтому, относясь к нему как к сказке, можно признать "Шахматную новеллу" очень сильной психологической притчей, причём, даже НЕ О шахматах! :)).
Но всё-таки жанр недостаточно выдержан.
Имею в виду фразу «Шахматисты поместили молодого Чентовича в гостиницу, где он впервые в жизни увидел современную уборную». Пассаж о современной уборной весьма далёк от сказочного жанра.
Но то, что хорошо в теории, на бумаге (в новелле), совершенно не годится на практике!
Начнём с того, что ни одна тайная полиция в мире не позволит клиенту "созревать" столь долгое время!
Сначала я думал, что фон Базиль слишком высокопоставленное австрийское лицо, которого нельзя было подвергать настоящим физическим пыткам.
Но когда гауптман распорядился отправить его в подвал - именно для тех самых пыток! - стало ещё более непонятным слюнтяйство друга Ирен - гестаповца, готового бесконечно тянуть кота за хвост в смысле получения от фон Базиля необходимой информации о сокровищах церкви.
Вместо выполнения задания, он мог "добиться", что у его подопечного просто "съехала крыша", и он стал бы бесполезен как овощ.
Вторая "небывальщина" сюжета - невозможность научиться высококлассно играть в шахматы только благодаря таблицам в книге.
Сначала двигать фигуры, а потом перейти к игре вслепую, без фигур вообще - да; но никак не наоборот!
Впрочем, в фильме и не говорится, что он снят "по реальным событиям"! :))
Поэтому, относясь к нему как к сказке, можно признать "Шахматную новеллу" очень сильной психологической притчей, причём, даже НЕ О шахматах! :))
"7" по 10-балльной.