Талантливый шведский режиссер Бу Видерберг, взяв за основу хрестоматийную историю любви и смерти аристократа и цирковой танцовщицы, творит пастораль, пронизанную мягкими лучами северного солнца. Здесь все гармония, все дышит молодым, здоровым, целомудренным счастьем, всякому понятной и всякому доступной красотой естественного бытия. И в то же время издавна присущий шведскому кино мотив недолгой, заведомо обреченной летней идиллии дан в "Эльвире Мадиган" с леденящей трезвостью.
Они хотели остаться наедине со своей любовью, с землей и небом, что открылись им словно впервые, словно сначала, с самими собой, только сейчас понятыми.
Прекрасное материально и материальное прекрасно в этом фильме - и золотые предвечерние блики на лице Эльвиры, и скромная трапеза в лесной тени, и объятый маревом желто-зеленый луг... Материальны, но отнюдь не прекрасны тщательное подсчитывание мелких монеток, голодная Эльвира, ползающая по травяному ковру в поисках последних ягод, унижение нищеты, унижение бегства от бдительных филистеров, унижение демонстрации Эльвириных коленок организаторам местечкового бала
С предельным лаконизмом и неумолимостью, с подлинной зрелостью социального мышления прослеживает Видерберг движение нравственного конфликта, трагическая кульминация которого возникает тогда, когда молча, глубоко в себе осознают герои три простые истины: любовь немыслима вне общества; ТАКАЯ любовь немыслима в ТАКОМ обществе; без ТАКОЙ любви и в ТАКОМ обществе им отныне не жить.
И звучат выстрелы, и стоп-кадр запечатлевает последнее движение Эльвиры, свободное напряжение фигуры, ее руки, протянутые к бабочке. И в этой смерти - победа жизни.
В. Матусевич "Здоровое, как черный хлеб..."
Фильм дублирован на киностудии "Мосфильм" в 1969 году.
последнее обновление информации: 24.08.23
обсуждение >>