Два имени в заглавии — девичье и мужское, две судьбы, сплетенные в одну, в историю любви, верности и смерти — вечный, повторяющийся и все-таки никогда не надоедающий сюжет... Чешских влюбленных — нежную, беленькую, ласковую Павлинку и ее жениха Павла, мужественного, молодого, красивого ткача, не разделяют ни высокие стены, ни сословное неравенство, ни вражда родни, ни предрассудки суровой среды. Вот разве только рок мешает их счастью — тот самый рок, который когда-то навеки разлучил родителей Павлинки, а теперь угрожает девушке и ее жениху. Впрочем, у этого рока есть конкретные социальные приметы. Хоть режиссер К. Кахиня и оператор фильма Й. Павек явно неравнодушны к красоте и умудряются из всего, что окружает героев,— из быта маленького чешского ткацкого поселка, из природы, девственно-дикой и почти нетронутой в этом краю, из снов и трудов прилежной Павлинки, из смены времен года, будней и праздников — творить живописную сказку, все же они стараются не забывать о том, что жизнь ткачей в середине прошлого века была неимоверно тяжела и отличалась самой зверской эксплуатацией, что барон, хозяин фабрики, издевался над рабочими, как хотел, а они еще только осваивали азы классовой борьбы и потому не могли противостоять угнетателям. Так в сказку, в красивую пастораль постепенно врываются социальные мотивы. Нет, не рок, а злая солдатчина разлучила когда-то родителей Павлинки, чьими письмами так любила зачитываться девушка. Не рок, а пуля, посланная в забастовщиков, навсегда уносит из жизни нежную ласковую Павлинку и делает таким печальным рассказ о судьбе двух чешских влюбленных...
Татьяна Хлоплянкина
обсуждение >>