Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 17.04.2024 - 12:31:22
Ежи Гоффман для польского кино примерно то же самое, что Серджиу Николаеску для румынского. Оба были мастерами грандиозных блокбастеров, способных конкурировать с Голливудом.
Польский кинематограф в конце 50-х- 60-х был одним из лучших в мире. Кинокритики придумали даже термин "польская школа". Все великолепно в этом замечательном фильме (потом тот же Ежи Гоффман снимет еще одну прекрасную военно-историческую драму "Потоп", номинировавшуюся на "Оскар").Но конечно больше всего потрясает жуткая сцена посажения на кол хоть и злодея в исполнении Даниэля Ольбрыхского, но не заслуживающего (да почти никто не заслуживает такого!) настолько ужасной смерти..
№32 Евгений Гейндрих
... Черемисы - это обыкновенные марийцы, народ финно-угорской группы, проживающий в основном в Волго-Вятском районе - в республике Марий Эл и прилегающих к ней районах Коровской области. Странно, откуда у них восточная внешность и откуда они взялись в Польше?
Татары переселившиеся в Литву назывались в Речи Посполитой - липками, а переселившиеся в Польшу - черемисами. Это названия были исключительно в Речи Посполитой. Знаменитый американский киноактер 60-70 х годов Чарльз Бронсон выходец из Литвы и по национальности липок.
Знаете, американский фильм «Золото Маккены» вышел в том же 1969г. И там есть сцена, где Маккена скачет на лошади рядом с Колорадо (ГГ и главный злодей соответственно, если кто не знает), и не надо тщательно присматриваться, чтобы увидеть, что пейзажи – это декорации, а актёров явно подбрасывают на стульях. Халтура ещё та. Очень грубо сделано. И не надо списывать на 69 год! У Гофмана ведь нет никакой халтуры!
Эта гонка, когда Бася удирает от татар… Супер снято!
Актёры и герои – отдельный огромный плюс. Володыёвский в исполнении Ломницкого настолько обаятельный, не говоря уж о том, что герой, благородный человек, и «первая сабля Речи Посполитой», что вполне понимаю Баську, влюбившуюся в него. И вообще, эти двое – просто идеальная пара. Ольбрыхский – это нечто. Если бы не знала, что Азью и Кмитица (в «Потопе») сыграл один актёр, не догадалась бы сама. Ну, во всяком случае, не сразу. И дело не в гриме, а в том, что актёр талантливый! Внешность внешностью, но нужно же ещё характер передать, саму суть персонажа. А персонажи-то разные даже по национальности, что, в данном случае, особенно важно. Интересно, что в «Огнём и мечом» он же сыграл Тугай-бея, отца Азьи.
Играют все замечательно. Магдалену Завадску (Баська) отдельно хочется похвалить за то, что изумительно передала характер героини - которая ну просто прелесть! – и прекрасно сыграла любовь к Михалу. Наблюдаешь за ней, и ни на секунду не сомневаешься, что она в своего Михалку действительно влюблена по уши. У Азьи не было бы шансов, даже будь он поляком.
И вообще, этот фильм - прекрасный пример того, что можно снять кино про любовь без постельных сцен, и выйдет гораздо убедительнее, чем с любой обнажёнкой. Тут поверила на все 100%. Кшисе с Кетлингом тоже, кстати. Просто Кшися – персонаж скучноватый, а Кетлингу не хватает страсти, что ли, темперамента. Но друг другу они подходят так же идеально.
А насчёт Кетлинга… Я при последнем просмотре подумала, что, возможно, несколько несправедлива к нему. Михалу он по харизме уступает, да, но концовка… Это какое же мужество надо иметь, чтобы поднести факел к бочке с порохом, зная, что шансов нет! Ни одного!
Ну и стоит сказать, что при сьёмках этих фильмов (всех трёх) явно не экономили на воссоздании колорита: интерьеры, костюмы, оружие, массовка. А какая зима в "Володыёвском" и "Потопе"! Ммм...
В общем, просмотрела я этот фильм уже в третий раз, буду пересматривать ещё. Вот есть в фильмах Гофмана, включая "Знахаря", что-то, из-за чего их хочется пересматривать снова и снова. На данный момент это мои любимые фильмы исторического жанра и, вообще, самые любимые. И даже недостатки выискивать не хочется.
… Итак для начала, кто такой Ежи Гоффман? Ответов на этот сам по себе неумный вопрос может быть немало, но для меня он --- гениальный поляк прежде всего один из величайших режиссёров в истории батального кино. А репутацией прекрасного постановщика батальных сцен и любовью множества зрителей он обязан, прежде всего, экранизации Трилогии Генрика Сенкевича, история которой началась в далёком 1968, с фильма «Пан Володыёвский». Политическая обстановка конца 1960х не способствовала экранизации романов польского классика о Речи Посполитой в логическом порядке: делать «Огнём и мечом» о войне поляков против советских украинцев при том, что СССР был главным спонсором съёмок, едва ли представлялось возможным. Гоффман принял соломоново решение: снимать в обратном порядке, и не прогадал. Результатом стал, пожалуй, лучший из трёх его фильмов по книгам Сенкевича… Заслуга это не только режиссёра (к нему ещё вернусь впоследствии) но и прекрасных актёров. Пальму первенства удерживает бесподобный Тадеуш Ломницкий. Его Ежи Михал Володыёвский — именно тот «маленький рыцарь», каким изображал своего героя Сенкевич: простодушный и искренний, смелый и прямой, непревзойденный мастер сабли с благородной душой и отважным сердцем. Но, при всём этом, пан Михал не превращается в «идеального героя», кладезь всех мыслимых добродетелей — ему известны и душевные метания, и неправильный выбор, и даже сомнения — но только не в выполнении долга, здесь Володыёвский твёрд, как кремень. По меньшей мере два эпизода с его участием неизменно пробирают до глубины души: самый первый — полковник Володыёвский во главе хоругви, мчащейся в атаку; и самый последний — тот же Ежи Михал стоит на стене предательски сданного Каменца, едва заметно грустно улыбается и медленно-медленно тянет саблю из ножен. Что тут сказать, это не просто прекрасная роль прекрасного актёра, это — абсолютное попадание в образ. Другие исполнители очень точно следуют своим книжным образам: томная и аристократичная Кристина Дрогоёвская в исполнении Барбары Брыльски, непоседливая и озорная Бася, чью роль сыграла Магдалена Завадска, и, конечно, Азья-Ольбрыхский — истинный сын Тугай-бея, неустрашимый, свирепый и не терпящий противоречий...Талант режиссёра нашёл себе блестящее применение в батальных сценах, будь то небольшие схватки конных разъездов в степи или грандиозные штурмы Каменца. Массовка, несмотря на многочисленность, не тушуется, не начинает действовать чисто символически, как это порой бывает в таких случаях — напротив, каждый солдат бьётся живо и энергично, и на кого из статистов не взгляни, не увидишь медленных и вялых движений, абсурдно и неправдоподобно смотрящихся в пекле боя. Но наибольшее впечатление производят даже не масштабные и динамичные батальные сцены, а гордое нежелание героев сдавать крепости и решимость стоять до конца вопреки самым неблагоприятным шансам....... “- Нижний замок только для того и годится, чтобы измотать противника. Лишь вопрос времени, когда неприятель проведёт подкоп и заложит под ним мины»; “- И что же нам тогда делать?”;“- Орудия перетащим в верхний замок и там уже будем стоять насмерть.”;“- А если, не приведи Господь, и верхний замок будет в груду развалин превращён?”; “- А на груде развалин тоже сражаться можно”....... И такое ощущение рыцарского романа не оставляет на протяжении всего фильма Гофмана. Можно сколько угодно дебатировать о политике, о том времени и прочих наветах и неуемном восхвалении автором своих героев, но именно как художественное произведение "Пан Володыевский" может дать зрителю образ романтичный, мужественный и одновременно трогательный. Главной герой отличался несчастливой личной жизнью. Успех на поле боя сопровождался его неуспехом у женщин в силу небольшого роста. "Малый сокол", так называет его сын Тугай-бея, и это очень почетное звание, подчеркивающее его уважение к противнику. Бои же в фильме смотрятся довольно театрально, однако фехтовальные моменты просто замечательные. И не важно, что Михал протирает совершенно чистую саблю после "убийства" врага, а турки после пушечного выстрела дружно падают, в таких же белых мундирах, важно то, что передан дух эпохи и особое уважение поляков к своему герою, к своей истории, но и, безусловно, расширяют кругозор. Мне же этого хватило для ознакомления с частицей истории Речи Посполитой. Настоящее кино, костюмы, массовки, декорации, актеры, все вызывает несомненное доверие. Я уверен, истинная история не стареет, а только крепчает как коньяк, чем древнее, тем… правильно… Может показаться подозрительным такое обилие хвалебных эпитетов применительно к одному достаточно давнему фильму, но это именно тот случай. Прекрасные актёры, великий режиссёр, сценарий на добротной литературной основе, зрелищные баталии от оператора Ежи Липмана, красивая музыка композитора Анджея Марковского и проникновенный патриотический посыл — что ещё нужно, чтобы назвать фильм шедевром?... рекомендую…
№29 avorado
"Черемисы", а не "черкасы", виноват... Если интересно, расскажу: шел я как-то...
Черемисы - это обыкновенные марийцы, народ финно-угорской группы, проживающий в основном в Волго-Вятском районе - в республике Марий Эл и прилегающих к ней районах Коровской области. Странно, откуда у них восточная внешность и откуда они взялись в Польше?
№28 avorado
И Ольбрыхский там есть - в роли Тугай-бея...
Нет, я этого не забыл:) Но его герой в этом фильме - персонаж второго плана, хотя сыгран, не спорю, интересно. В принципе, это - по почерку тот же самый персонаж, которого он сыграл в "Пане Володыевском", даже по сюжету это - по-моему, его дед.
вы забыли Ступку, а в ней удобно толочь воду :)
Вот насчёт "воду толочь", скорее соглашусь. При всем моем уважении к безусловному таланту Богдана и при том, что " о мертвых либо хорошо, либо ничего", тот факт, что он за короткий промежуток времени умудрился сыграть главные роли в украинском националистическом "Мазепе", великодержавном "Бульбе" и сильно пропольском "Огнём и мечом", заставляет меня несколько специфически относиться к нему, как к человеку... Хотя, можно, конечно же всё списать на издержки актёрской профессии, самой несвободной, как известно... И всё-таки...
...и Скорупко, и Жебровский, и Домогаров весьма сценичны и типажом телесным, и голосами, и талантом душевным...
Не спорю, по сравнению с днём сегодняшним уровень актёрской игры а этом фильме весьма неплох, и харизма есть. И все таки с парами Ломницкий-Брыльска и Ольбрыхский-Браунек в двух предыдущих частях я бы их не стал ставить в один ряд.
...и мелодия в титрах - самая что ни есть хохляцкая :)
Не совсем так "Эй, сокОлы!" (второе название "На зелёной Украине" - Польская народная песня, хотя и посвящена казакам и Украине. В том смысле, что оригинальный её текст - именно Польский, существующие Украинский и Белорусский тексты является переводами. Это, кстати, ещё лишний раз доказывает, насколько зыбкой является грань между славянскими народами.
№12 Евгений Гейндрих
... Еще хотел спросить у Вас - а Вы все города северной и западной Польши предпочитаете именовать их прусскими названиями?..
По-русскими :) И вообще - на русском (русскоязычном) ресурсе я бы порекомендовал, нежели отвечать , № 9 Майки из АЛЛЕНШТАЙНА, пользоваться русской орфографией, принятой сейчас. Это было б справедливо. А то мы всех уважаем, уважая корешки свои, а не побеги, корней не помня :)
"Черемисы", а не "черкасы", виноват... Если интересно, расскажу: шел я как-то к южному входу ВДНХ, и вдруг наезжает на меня восточной внешности девушка (молодая женщина) и говорит: "Простите меня, но у меня есть вещица, прямо на вас, 48-ой размер... посмотрите, вам пойдет."
Смотрю. Жилетка. Из кожи. Наверно, из свиной :) ... а девушка очень даже как бы сказать :) ...
Короче говоря, рассчитались, и как все случайные незнакомки, пропала она, как только я ей положил триста рублей на мобильник :) ... НО!
Она мне рассказала, что она черемиска, и её сопутница (там ещё одна девчонка была, совсем ребенок) тоже черемиска, и живут оне постоянно в Варшаве, и что у них там цены ещё выше, чем в Москве, а жизнь поголодней (дело было в 2006 году), вот оне компанией и прибыли в стольный град, в гостиницу "Космос" (знаем, знаем!) учиться на поваров... Так что черемисы в Польше есть, и симпатичные :)
А то сказать, может, и цыганки - джипси - были оне :) Хорошо хоть, - не во сне :)
№25 Евгений Гейндрих
... С этим трудно поспорить. "Пан Володыёвский" 1968 г. и "Потоп" 1974 г. - явления не только в польском, но и в мировом кинематографе, настоящие исторические полотна, снятые по всем законам эпического жанра. Сам тот факт, что "Потоп" в разгар холодной войны шёл в широком прокате и с большим успехом по обе стороны океана, в обеих супердержавах, говорит о многом.
"Огнём и мечом" - всё-же минисериал, хотя и далеко не худший. Тут Гофман-художник должен был в какой-то мере принести себя в жертву Гофману-комерсанту. Да и актёрские работы послабее. Скорупко - хоть и красавица, но не Брыльска и не Браунек. Жебровский - увы и ах совсем не Ольбрыхский. Да и Домогаров (как бы там паненки и кобьеты не визжали от его крутизны) добавил на мой взгляд образу Богуна какой-то лубочности.
А мне "Огнём и мечом" более всех нравится. И Ольбрыхский там есть - в роли Тугай-бея... и вы забыли Ступку, а в ней удобно толочь воду :)
А если не толочь, то и Скорупко, и Жебровский, и Домогаров весьма сценичны и типажом телесным, и голосами, и талантом душевным - ну, я так думаю :) ... самая настоящая получается "дружба между народов" :) ... и мелодия в титрах - самая что ни есть хохляцкая :)
№23 Евгений Гейндрих
... Концовку фильма "Огнём и мечом" (которую при желании можно воспринимать, как артироссийскую) придумал не он, а Ежи Гофман.
Ну, это если только очень пожелать добиться невозможного :)
Мне более нравится посвящение фильма жене Валентине :)
№19 Миссис Чивли
... Слишком большая свобода шляхетского сословия...
Мягко сказано. Челядь преступника-шляхтича в зале суда над ним порет присяжных - каково? :) Такого, простите, даже при Ельцине Россия не испытала, хотя было похожее :(
№24 SVetLanOCHca
Из фильмов Гоффмана старые экранизации нравятся больше, чем более "молодая" Огнем и мечом. Но больше по художественным достоинствам, чем по идеологическому содержанию.
С этим трудно поспорить. "Пан Володыёвский" 1968 г. и "Потоп" 1974 г. - явления не только в польском, но и в мировом кинематографе, настоящие исторические полотна, снятые по всем законам эпического жанра. Сам тот факт, что "Потоп" в разгар холодной войны шёл в широком прокате и с большим успехом по обе стороны океана, в обеих супердержавах, говорит о многом.
"Огнём и мечом" - всё-же минисериал, хотя и далеко не худший. Тут Гофман-художник должен был в какой-то мере принести себя в жертву Гофману-комерсанту. Да и актёрские работы послабее. Скорупко - хоть и красавица, но не Брыльска и не Браунек. Жебровский - увы и ах совсем не Ольбрыхский. Да и Домогаров (как бы там паненки и кобьеты не визжали от его крутизны) добавил на мой взгляд образу Богуна какой-то лубочности.
А об этом как раз и есть у Сенкевича. Если и не открыто, то такой вывод напрашивается. Слабая власть короля, разжиревшая знать, думающая лишь о собственном благе, а не о нуждах государства, невероятные трудности, с которыми мудрые государственные мужи сталкивались, чтобы провести нужные для государства решения. И Сенкевич как раз не считал исключительно русских виновниками всех бед Жечипосполитей. Одинаково негативно относился и к русским, и к австрийцам, и к пруссакам. Концовку фильма "Огнём и мечом" (которую при желании можно воспринимать, как артироссийскую) придумал не он, а Ежи Гофман.
Правильно, Сталина на них не хватало (извините, сорвалось)))). На самом деле образование Сенкевича позволяло ему смотреть на исторические процессы с некоторой долей объективности. Но в описании врагов благородных польских рыцарей - он ехиден и зол. Начиная от красных рож, злобных взглядов, и даже такой малости, как поклоны в пояс по русскому обычаю. Может быть поэтому смотреть экранизации иногда приятнее, чем читать самого автора. Из фильмов Гоффмана старые экранизации нравятся больше, чем более "молодая" Огнем и мечом. Но больше по художественным достоинствам, чем по идеологическому содержанию.
№ 19 Миссис Чивли
Хочу добавить, что в распаде Польши виноваты большей частью сами поляки. Слишком большая свобода шляхетского сословия вылилась в анархию. Отсюда - полная беспомощность польского государства перед внешним врагом.
А об этом как раз и есть у Сенкевича. Если и не открыто, то такой вывод напрашивается. Слабая власть короля, разжиревшая знать, думающая лишь о собственном благе, а не о нуждах государства, невероятные трудности, с которыми мудрые государственные мужи сталкивались, чтобы провести нужные для государства решения. И Сенкевич как раз не считал исключительно русских виновниками всех бед Жечипосполитей. Одинаково негативно относился и к русским, и к австрийцам, и к пруссакам. Концовку фильма "Огнём и мечом" (которую при желании можно воспринимать, как артироссийскую) придумал не он, а Ежи Гофман.
отзывы
... Черемисы - это обыкновенные марийцы, народ финно-угорской группы, проживающий в основном в Волго-Вятском районе - в республике Марий Эл и прилегающих к ней районах Коровской области. Странно, откуда у них восточная внешность и откуда они взялись в Польше?
Знаете, американский фильм «Золото Маккены» вышел в том же 1969г. И там есть сцена, где Маккена скачет на лошади рядом с Колорадо (ГГ и главный злодей соответственно, если кто не знает), и не надо тщательно присматриваться, чтобы увидеть, что пейзажи – это декорации, а актёров явно подбрасывают на стульях. Халтура ещё та. Очень грубо сделано. И не надо списывать на 69 год! У Гофмана ведь нет никакой халтуры!
Эта гонка, когда Бася удирает от татар… Супер снято!
Актёры и герои – отдельный огромный плюс.
Володыёвский в исполнении Ломницкого настолько обаятельный, не говоря уж о том, что герой, благородный человек, и «первая сабля Речи Посполитой», что вполне понимаю Баську, влюбившуюся в него. И вообще, эти двое – просто идеальная пара.
Ольбрыхский – это нечто. Если бы не знала, что Азью и Кмитица (в «Потопе») сыграл один актёр, не догадалась бы сама. Ну, во всяком случае, не сразу. И дело не в гриме, а в том, что актёр талантливый! Внешность внешностью, но нужно же ещё характер передать, саму суть персонажа. А персонажи-то разные даже по национальности, что, в данном случае, особенно важно. Интересно, что в «Огнём и мечом» он же сыграл Тугай-бея, отца Азьи.
Играют все замечательно. Магдалену Завадску (Баська) отдельно хочется похвалить за то, что изумительно передала характер героини - которая ну просто прелесть! – и прекрасно сыграла любовь к Михалу. Наблюдаешь за ней, и ни на секунду не сомневаешься, что она в своего Михалку действительно влюблена по уши. У Азьи не было бы шансов, даже будь он поляком.
И вообще, этот фильм - прекрасный пример того, что можно снять кино про любовь без постельных сцен, и выйдет гораздо убедительнее, чем с любой обнажёнкой. Тут поверила на все 100%. Кшисе с Кетлингом тоже, кстати. Просто Кшися – персонаж скучноватый, а Кетлингу не хватает страсти, что ли, темперамента. Но друг другу они подходят так же идеально.
А насчёт Кетлинга… Я при последнем просмотре подумала, что, возможно, несколько несправедлива к нему. Михалу он по харизме уступает, да, но концовка… Это какое же мужество надо иметь, чтобы поднести факел к бочке с порохом, зная, что шансов нет! Ни одного!
Ну и стоит сказать, что при сьёмках этих фильмов (всех трёх) явно не экономили на воссоздании колорита: интерьеры, костюмы, оружие, массовка. А какая зима в "Володыёвском" и "Потопе"! Ммм...
В общем, просмотрела я этот фильм уже в третий раз, буду пересматривать ещё. Вот есть в фильмах Гофмана, включая "Знахаря", что-то, из-за чего их хочется пересматривать снова и снова. На данный момент это мои любимые фильмы исторического жанра и, вообще, самые любимые. И даже недостатки выискивать не хочется.
"Черемисы", а не "черкасы", виноват... Если интересно, расскажу: шел я как-то...
И Ольбрыхский там есть - в роли Тугай-бея...
... Еще хотел спросить у Вас - а Вы все города северной и западной Польши предпочитаете именовать их прусскими названиями?..
Смотрю. Жилетка. Из кожи. Наверно, из свиной :) ... а девушка очень даже как бы сказать :) ...
Короче говоря, рассчитались, и как все случайные незнакомки, пропала она, как только я ей положил триста рублей на мобильник :) ... НО!
Она мне рассказала, что она черемиска, и её сопутница (там ещё одна девчонка была, совсем ребенок) тоже черемиска, и живут оне постоянно в Варшаве, и что у них там цены ещё выше, чем в Москве, а жизнь поголодней (дело было в 2006 году), вот оне компанией и прибыли в стольный град, в гостиницу "Космос" (знаем, знаем!) учиться на поваров... Так что черемисы в Польше есть, и симпатичные :)
А то сказать, может, и цыганки - джипси - были оне :) Хорошо хоть, - не во сне :)
... С этим трудно поспорить. "Пан Володыёвский" 1968 г. и "Потоп" 1974 г. - явления не только в польском, но и в мировом кинематографе, настоящие исторические полотна, снятые по всем законам эпического жанра. Сам тот факт, что "Потоп" в разгар холодной войны шёл в широком прокате и с большим успехом по обе стороны океана, в обеих супердержавах, говорит о многом.
"Огнём и мечом" - всё-же минисериал, хотя и далеко не худший. Тут Гофман-художник должен был в какой-то мере принести себя в жертву Гофману-комерсанту. Да и актёрские работы послабее. Скорупко - хоть и красавица, но не Брыльска и не Браунек. Жебровский - увы и ах совсем не Ольбрыхский. Да и Домогаров (как бы там паненки и кобьеты не визжали от его крутизны) добавил на мой взгляд образу Богуна какой-то лубочности.
А если не толочь, то и Скорупко, и Жебровский, и Домогаров весьма сценичны и типажом телесным, и голосами, и талантом душевным - ну, я так думаю :) ... самая настоящая получается "дружба между народов" :) ... и мелодия в титрах - самая что ни есть хохляцкая :)
... Концовку фильма "Огнём и мечом" (которую при желании можно воспринимать, как артироссийскую) придумал не он, а Ежи Гофман.
Мне более нравится посвящение фильма жене Валентине :)
... Слишком большая свобода шляхетского сословия...
Из фильмов Гоффмана старые экранизации нравятся больше, чем более "молодая" Огнем и мечом. Но больше по художественным достоинствам, чем по идеологическому содержанию.
"Огнём и мечом" - всё-же минисериал, хотя и далеко не худший. Тут Гофман-художник должен был в какой-то мере принести себя в жертву Гофману-комерсанту. Да и актёрские работы послабее. Скорупко - хоть и красавица, но не Брыльска и не Браунек. Жебровский - увы и ах совсем не Ольбрыхский. Да и Домогаров (как бы там паненки и кобьеты не визжали от его крутизны) добавил на мой взгляд образу Богуна какой-то лубочности.
А об этом как раз и есть у Сенкевича. Если и не открыто, то такой вывод напрашивается. Слабая власть короля, разжиревшая знать, думающая лишь о собственном благе, а не о нуждах государства, невероятные трудности, с которыми мудрые государственные мужи сталкивались, чтобы провести нужные для государства решения. И Сенкевич как раз не считал исключительно русских виновниками всех бед Жечипосполитей. Одинаково негативно относился и к русским, и к австрийцам, и к пруссакам. Концовку фильма "Огнём и мечом" (которую при желании можно воспринимать, как артироссийскую) придумал не он, а Ежи Гофман.
Хочу добавить, что в распаде Польши виноваты большей частью сами поляки. Слишком большая свобода шляхетского сословия вылилась в анархию. Отсюда - полная беспомощность польского государства перед внешним врагом.