Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Ева: Искусственный разум кадры из фильма
Оригинальное название
Eva
Год
2011
Страна
Испания
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг
  6.667 / 9 голосов

   
Убедительная просьба подписываться благозвучными именами и отправлять содержательные сообщения, которые будет интересно читать другим посетителям.
Пожалуйста, соблюдайте правила нашего форума
  • запрещено обсуждение политики, классовых, религиозных и национальных вопросов;
  • запрещено обсуждение личной жизни публичных людей;
  • запрещено использование в сообщениях нецензурных слов, брани, выражений, оскорбительных для других посетителей;
  • запрещена публикация сообщений, содержащих ссылки на "пиратский" контент (фильмы, музыка и т.п.);
  • запрещено отправлять сообщения под разными именами с одного компьютера;
  • запрещено обсуждение действий модераторов;
  • запрещено повторять удаленные сообщения.

Войти через Facebook     Войти через Вконтакте     Войти через Mail.ru



Ж
К
П
З
цит
url
e-mail
спойлер



13
 
В принципе я люблю кино-фантастику про роботов.
Но роботов "взрослых"!
Фильмы же про роботов-детей - что спилберговский "Искусственный разум", что этот - мне не очень; слишком уж они "жалостливые".
Вот и здесь мелодрама напрочь "убила" фантастику! ://
Технические подробности и приключения разрабатываемого "Си-9" утонули в слезах и соплях по несчастной судьбе "предыдущей версии" - пресловутой "Евы".
Отсюда и общее впечатление от фильма - тоска зелёная: "6" по 10-балльной.
12
 
Самые лучшие титры к художественному фильму, что мне приходилось видеть. Завораживает. Словно в первый раз. Впрочем, как и сам фильм. Самый любимый на эту тему.

Eva / Film Main Titles
11
 
Быть Евой
Начало мира – пепла или злата,
Начало чувств, познания и вех
Добра и зла, соблазна и расплаты,
Где красоту подстерегает грех,
Начало всех начал и всех изгнаний,
Всё, без чего нам был заказан путь,
Когда бы Бог не даровал нам знаний,
И Еву – нашу истину и суть.
Ту женщину, чьё имя вожделенно,
Пришло с библейских истинных страниц,
Оно подобно вечности - нетленно,
Не знает ни пределов, ни границ.
И нынче нас пленяет это имя,
Как женственность, как искренность души.
Оно прекрасно и неповторимо,
Как та, кому оно принадлежит.
Наталия Терещенко

Это, действительно, на мой взгляд - лучшее кино-размышление о Франкенштейне :))

[«Ты выдумал меня. Такой на свете нет,Такой на свете быть не может», А. А. Ахматова >>]

Этот фильм содержит ряд аллюзий на … роман, в котором речь ВПЕРВЫЕ шла об андроиде, который был молодой женщиной и звали робота - … Ева. А ещё там часто поминалась «Тысяча и одна ночь» :)) И всё кончилась абсолютной катастрофой. Химера создания андроида с идеальной женственностью провалилась… Филипп Огюст Матиас Вилье де Лиль-Адан, «Будущая Ева», 1886 год

«…Творец, усумнившийся в творении, ты погубил его, не успев закончить...
…Мне легче жить в теле этого трепещущего ребёнка, чем в своём собственном. Что за изумительное создание! Она существует за счёт того высшего состояния, в котором пребываю в данную минуту я: она проникнута нашими двумя слившимися в ней волеизъявлениями. Она двойственна в своём единстве
…»

Такая же двойственность в этой Еве – в теле ребёнка – взрослая женщина. И она тоже – плод интеллектуально-чувственной близости двух учёных – Алекса и Ланы…

Примечательно, то, что свой «душевный мир» робот строит на штампах кино – этот кладезь человеческих эмоций:

«- Погоди!
- Прямо как в кино.
- Почему?
- В кино Она уходит, Он кричит вслед: «Погоди!». Она оборачивается, и Он её целует»
(парадируя актрис, выставляет губы для поцелуя – прим. моё).

«- Послушай. Между мной и твоей мамой...
- Ничего нет. Она - замечательный человек и красивая женщина, но мы расстались много лет назад. И хотя каждый раз, слыша её имя, я изменяюсь в лице - это лишь воспоминания о тех счастливых временах.
- Что ты такое говоришь?
- Ничего. Ты бы сам это сказал, будь мы в кино...
- Это дом Давида.
- Вы не живёте вместе? И что?
- Только не говори, что ты совсем не рад!»


Если у Мэри Шелли Создание «мешало» семейной жизни Франкенштейна, то здесь Создание, наоборот, пытается «сблизить» своих «родителей»

«-Ты его любила так, как папу?
- Да, более или менее.
- Более? Или менее?
- Какая же ты сплетница!»


В начале фильма Хулия говорит, что нельзя манипулировать сознанием роботов, а вот андроид Ева – свободна – потому и манипулирует сознанием живого человека – Алекса. Но ложь в этом «сближении» оборачивается дракой между братьями в этом «любовном уравнении», где и Создатели и Создание запутались в собственных чувствах и эмоциях:

«- Что тебе нужно? Что ЕЩЁ тебе нужно? Один раз ты её уже бросил! Уходи!».

Еву тянет к Алексу, ибо душевно-эмоциональная сторона её психики от любимой Алексом женщины! – «Я ТЕБЯ НАШЛА!». «Опасные связи» возникают в провинциальном городишке… Второй показательной сценой из этой оперы является встреча выпускников – то, как Алекс танцевал с женой своего брата!.. Фрагмент, да и сама песня соответствующая - David Bowie «Space Oddity» Дэвид Боуи «Странный случай в космосе»:

…Ground control to major Tom
Commencing countdown, engines on
Check ignition and may gods love be with you
Ten, nine, eight, seven, six, five,
Four, three, two, one, liftoff
This is ground control to major Tom
You've really made the grade
And the papers want to know whose shirts you wear
Now its time to leave the capsule if you dare
This is major tom to ground control
I'm stepping through the door
And I'm floating in a most peculiar way
And the stars look very different today
For here am I sitting in a tin can far above the world
Planet Earth is blue and there's nothing I can do
Though I'm past one hundred thousand miles,
I'm feeling very still
And I think my spaceship knows which way to go
Tell my wife I love her very much, she knows…

…Наземное управление - майору Тому:
«Начинается обратный отсчёт, двигатели запущены.
Проверьте запал, и Божья милость пребудет с Вами!
Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять,
Четыре, три, два, один, старт!»
Наземное управление - майору Тому:
«Вы, действительно, добились своего:
И газеты хотят знать бренд рубашек, что Вы носите…
Теперь пришло время, покинуть капсулу, если у Вас хватит духу!»
Майор Том - наземному управлению:
«Я выхожу через дверь
И я плаваю самым странным образом,
И сегодня звёзды выглядят совсем по-иному,
Чем я привык видеть,
Сидя в этой консервной банке.
Далеко в высоте от этого мира
Планета Земля синяя и нет ничего,
Что я мог бы исправить.
Хотя я на высоте сто тысяч миль,
Чувствую себя весьма спокойно.
Я думаю, что мой космический корабль
Знает, как из этого всего выпутаться.
Скажите моей жене, что я люблю её
Очень крепко, она знает…» (здесь и далее - перевод мой)

Единственный раз, когда Алекс действует не инфантильно и то кончается плачевно… Здесь же есть «танцевальная смысловая» рифма – на катке с Евой, где она пытается научить его изящно «танцевать»-кататься и тоже звучит одна и та же строка песни «About Days» Marina Gallardo – «Зов будущего» Марины Галльярдо:

What is the times invites about days

Что же это за время такое – зов будущего…

А оно таково:

« - Алекс, после ужина почитай мне. Мама каждый вечер читала мне одну книгу. Называется «Тысяча и одна ночь». Там про принцессу. И про принца, который каждый вечер приходит её убивать. Но каждый вечер...
- ...она начинает рассказывать ему сказку без конца. И он её не убивает, потому что хочет дослушать, чем кончилось. И так всё продолжается, ночь за ночью. Пока принц не решает помиловать принцессу, чтобы она рассказывала ему сказки...
- ...вечно.
- Алекс, ты же не станешь меня чинить?
- Ева, что ты видишь, когда закрываешь глаза?»
(аллюзии на финальное объяснение героя-англичанина с андроидом Евой романа Вилье де Лиль-Адан, «Будущая Ева»)

Я мучалась – никак не могла «уложить в логику» фильма мотив блудного сына, оказалось – прочла в интервью – я просто была рядом – там мотив возвращения домой Одиссея :)) – тема семьи, верности любви любимой женщины – потому такое большое значение имеют именно родительский дом, старые фото, даже пыль. Вместо «избиение женихов» - избиение прежнего жениха, что сбежал, а новая Пенелопа – «Я тебя люблю, но я другому отдана…»… Это и есть тот самый «порочный круг» представленный в кольцовой композиции. Порвать этот «порочный круг», разрешить эту «логическую ошибку» помогает ФИНАЛ! Невообразимо-прекрасный и абсолютно испанский! :))

Абсолютная ЧУВСТВЕННОСТЬ! В каждом кадре сцены! Море, Солнце, Он (Мужчина, Муж, Отец, Творец), Она (Женщина, Жена, Мать, Соработница) и Чадо – Девочка (девочки, действительно, «сложней устроены» :))))) ) и две эмоционально-горячих ЖИВЫХ СОБАКИ! Это ЖИЗНЬ! И это – жизнь Алекса Гарэля – его – единственное, доведённое до конца Творение! Единственное, где он без вызова равен Богу – ОТЦОВСТВО! И своей дочери он задаёт вопрос лишь затем, чтобы насладиться её ОТВЕТОМ (ЧУВСТВЕННОСТЬЮ/ЖИЗНЬЮ во всей её полноте) на этот убийственно-страшный вопрос:

«– Что ты видишь, когда закрываешь глаза?
- Я вижу Свет! Много света! Я вижу тебя, папа! Маму вижу и себя – мы играем вместе. Вместе навсегда!»


Единственное, что искусственное Алекс создал в своей новой жизни – воздушного змея для своего ребёнка!..

Ева «умирая», «дала жизнь» - идею Алекса именно об этом. Когда в финале показывают разрушение «души» Евы, то помимо разбитого стекла слышен шум, перерастающий в шёпот, а затем вздох и здесь мы видим как этот шёпот и некая искра от разрушения ПРЕТВОРЯЕТСЯ в последней сфере души андроида Евы в живую жизнь! Та искра, благодаря которой она «ожила» в своё время - послужила импульсом к идеи Алекса о семье! И герой довёл эту свою единственную идею до воплощения в жизнь!.. На то, что это новая жизнь героя указывает и размытость лиц жены и дочери – если бы это были мечты умирающей Евы – лица были бы чёткие, но андроиды не могут мечтать (по убеждению самого режиссёра, что тоже косвенно подтверждает предположения о новой жизни Алекса)

К дочери
Живи, как я, мой друг, в тиши, глуши - и только.
Блаженство на Земле для нас не суждено.
Что нужно? Счастье? - Нет! - Что ж? Торжество? -
Нисколько!
Смирение одно.
Будь кроткой, доброй будь! Как сводит полдень ясный
В один небесный круг весь пыл своих лучей,
Своди всю благодать души твоей прекрасной
В лазурь твоих очей!
Нет торжествующих, счастливых нет на Свете.
Для жизни дан нам час, и то неполный час -
Минута - миг один, и все мы точно дети:
Игрушка тешит нас.
Для счастья нашего недостаёт так много,
Недостаёт того и этого, всего, -
Нам нужно многое... А как рассмотришь строго -
Что нужно? - Ничего -
Иль малость сущая. Чего на сцене светской
Все ищут? - Это звук, звук имени, - наряд, -
Ряд блёсток, галунов, - гремушка славы детской, -
Улыбка, слово, взгляд.
Любви недостаёт - и скучно под короной!
Воды недостаёт - и умирай в степи!
Повсюду человек - пустой сосуд бездонный.
Терпи, мой друг, терпи!
Взгляни на мудрецов, превознесённых нами!
Взгляни на воевод, летавших через Понт,
Которых яркими сияет именами
Наш бледный горизонт!
Они, подобные истаявшим светилам,
Рассыпав все лучи на жизненный свой путь,
Шагнули в сумрак, в тень, пошли к гробам, к могилам -
От блеска отдохнуть.
С зарёю влажными от жалости глазами
Глядят на бедный мир святые небеса
И утро каждое кропят его слезами -
Мы говорим: роса!
Бог вразумляет нас на дольнем нашем ходе,
И что такое - мы, и что такое - Он,
Начертан в нас самих и в видимой природе
Божественный закон.
Покорствуй, дочь моя: Его веленья святы
И должно каждому жить неизменно в Нём.
Дух ненависти - прочь! Иль всё любить должна ты,
Иль плакать обо всём.
Гюго Виктор, 1857
(Перевод - Владимир Григорьевич Бенедиктов)

«Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше
», (Первое послание св. Ап. Павла к Коринфянам)

«Ты выдумал меня. Такой на свете нет,Такой на свете быть не может», А. А. Ахматова
10
 
[«Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья», Б. Л. Пастернак >>]

Уже в начале фильма происходит понимание – ЧУВСТВЕННОСТЬ – как морально-нравственная-духовная-философская категория будет являться предметом этого художественного кино-исследования. Эмоциональный интеллект – одна из основ человеческой психики. Природа с её снегом, елями действует на зрителя очень сильно именно чувственно, эмоционально! Чувственность – способность человеческой психики познавать посредством органов чувств. Фактически, Алекс Гарэль изобрёл «орган» (теорию и операционную систему) для ШЕСТОГО ЧУВСТВА – искусственный эмоциональный интеллект! Ева смогла же «почувствовать» «Отца», равно как и Алекс – своё «Дитя»! Опять же – эмоциональное воздействие на зрителя – встреча с Главной Героиней – сцена, где она ходит вверх ногами!..
В философии произошёл раскол в осмыслении категории чувственности – на сенсуализм и рационализм. Сейчас в ходе исследований как человеческого мозга, так и психики считается, что одного IQ – слишком мало, чтобы быть умным! тем более человеком! Вопрос о соотношении EI и IQ в человеке – что делает человека Человеком?! Это противопоставление и взаимосвязь эмоционального и логического интеллектов – самый интересный в этой кино-картине. Животные-роботы, особенно – умученная лошадь, девочки восхищающиеся в университете, по-прежнему, прекрасными «котиками»! (ооооо! я их отлично понимаю! :D – хороши оба - не то слово! ;D), всё так же – старые-добрые звонки с пары и на перемену, доски с мелком :)) – наверное, в 2041 году люди уже наигрались с гаджетами и позволяют себе такую роскошь! :)) Кстати, уже сейчас вовсю развивается филосовия экофутуризма… то ли дело - 2041 год…

Противовопоставление снегов природы снаружи и тепла, уюта внутри домов (уже дуализм сенсуализма :D). И создатели совершенно не скрывают, что фильм – гимн именно эмоциональному интеллекту – Сострадания, Любви и Милосердия человеку так не хватает в нашем XXI веке!.. Моя любимая сцена – когда Алекс просит андроида Макса поднять уровень своих эмоций на полную мощность, тем самым «выманивая» хотя бы у РОБОТА – сочувствия, чтобы его обняли и пожалели!

«- Я могу чем-нибудь помочь?
- Да. Подними свой уровень эмоций обратно до 8.

- (тёплым проникновенно-сочувствующим голосом – прим. моё) Алекс... Что случилось?
- Ничего. Но спасибо.
(довольным голосом, успокоенный – прим. моё)» :))))))

Андроид Макс сочувственно обнимает Человека Алекса!
Опять же парафраз к этой сцене сцена из «Соляриса» Тарковского – «Наука? Чепуха. В этой ситуации одинаково беспомощны и посредственность и гениальность. Должен Вам сказать, что мы вовсе не хотим завоёвывать никакой космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем что делать с иными мирами. Нам не нужно других миров. Нам нужно зеркало. Мы бьёмся над контактом и никогда не найдём его. Мы в глупом положении человека, рвущегося к цели, которой он боится, которая ему не нужна. Человеку нужен человек». Вот! Человеку нужен человек, его Зеркало – создаётся свободный андроид, но при совершенной имитации, он всё-таки – человеком не является! Потому в фильме эта мысль подчёркивается несколько раз:

Встреча двух родных братьев – Любовь обоих друг к другу и Эгоизм Алекса:

«- Давно ждёшь?
- Нет. Всего десять лет».


Или их разговор уже в машине не на тему интимно-семейно-братственных отношений, а на тему человеческих отношений в обществе 2041 года:

«- А у тебя всё неплохо. Делаешь отличных роботов.
- Мне всё это давно наскучило.
- Наскучило делать скучных роботов?
- Нет, делать весёлых роботов для скучных людей. Мне больше нравится преподавать. Со студентами веселее».


Ещё одна сцена о том же уже на тему межполовых отношений в обществе – в университете Лана и Алекс:

«- Как странно: Алекс Гарэль на лекции! Второй раз в жизни наблюдаю это чудо. Видишь?! Теперь они изучают твои абсурдные теории!
- Не понимаю, зачем?! Всё это никому не нужно. Хотя… Они сюда приходят не за дурацкими теориями.
- Нет? А зачем же?
- Посмотреть на тебя.
- Да


Гениальна в своей простоте и элегантности сцена между братьями – интеллектуальная битва за шахматной доской, шутливо-серьёзный тон разговора-перепалки:

«-Ты, наверное, доволен? Тебя на коленях умоляли вернуться.
- Из нас двоих, я - не самый тщеславный.
- И не самый добрый. Зато самый умный.
- Мы оба с тобой умники!
- Я не согласен. Я - невероятно талантлив!
- И скромен.
- Но ты... Ты - один на миллион. Наверное, поэтому я - из нас - самый красивый.
- Ты был когда-то красивым… Угадай, кого я встретил на днях… Глорию.
- Позови её куда-нибудь. На вечеринку - через неделю. Она до сих пор по тебе сохнет.
- Нам было по 12…
- Знаешь, что говорят про первую любовь? Что она не забывается.
- Да…».


Разговор исключительно о Любви! Самочувствии/Счастье в жизни. Место в мире. Соотношение Разума и Чувства и от этого зависящее ощущение счастья… Самое хрупкое во Вселенной – человеческая психика – душа (Психея - Психо)…

Тест на ассоциации Евы – то же строится сплошь на чувственном восприятии и тоже ретрофутуризм – ручка, например :D

«- Ручка.
- Пишет.
- Сказка.
- Мама.
- Женщина.
- Красивая.
- Сад.
- Земля.
- Земля.
- Сильная.
- Камень.
- Серый.
- Кошка.
- Робот.
- Свободный.
- Счастливый».


Самое удивительное здесь, что ЖИВОТНОЕ, фактически Жизнь - сравняли с РОБОТОМ, впрочем, и не удивительно – Ева же – андроид!.. Почувствовала «своего»?!..

Ретрофутуризм – стиль в кино, музыке, архитектуре – смешение нововедений модерна с элементами винтажа. Сейчас эта субкультура переживает в Европе свой расцвет (например, мои любимые певицы, использующие данную стилистику - Gry with FM Einheit песня «Princess Crocodile» или Claire-Diterzi песня «La vieille chanteuse») :)) Мне было приятно узнать, что я верно определила эстетический стиль этой кино-картины – собственно, авто модели SAAB 900 отправляет зрителей именно в эпоху 1970-ых годов, а граммофон (правда, с нововедениями 2041 года :)) – очень миленькими, кстати ) – ещё в глубь веков… :))

Следует отдельно сказать об эмоциональной отчуждённости Алекса Гарэля. Он холоден, отстранён, не знает отдыха, радости – особенно наглядно в разговоре с андроидом Максом:

«- У меня принцип простой: делу - время, потехе - час. Подойдите сюда. У Вас как раз - час потехи. Чем Вы занимаетесь, когда отдыхаете?
- Работаю.
- В моём словаре «отдых» и «работа» - антонимы… Ничего, с этим мы разберёмся. Кофе? Кофе и прогулка пойдут Вам на пользу. На дворе прекрасная погода… Так как насчёт прогулки?
- Вряд ли мне понравится.
- Прошу прощения. Понравится!
- Макс, на каком ты уровне эмоций?
- На стандартной восьмёрке.
- Мы не привыкли к таким эмоциональным роботам. Сбавь до шестого уровня.
- Сделано, синьор Гарэль. Шестой уровень.
- Можешь, по-прежнему, быть со мной на «ты».
- Спасибо».


Эмоциональности даже другого не выносит! Даже Робота! :(( И это его характерное – «мы» его высочество… (хотя – он в обществе своего «электро-кота») :))

Или же Лана:

«- Роботы всегда нравились Алексу больше девушек.
- Девушки слишком болтливы».


Единственная девушка, с которой он флиртовал – Доротея… Швах!.. :((

В разговоре со своим подопытным андроидом:

«- Она твоя дочь?
- Нет.
- Она на тебя похожа!».


Ему подумалось о возможной семье, о ребёнке…
И в то же время – какое пламя, прорывающееся – как глаза загорелись с Доротей, а как могут с Живой Женщиной!..

«- Добрый день, Алекс Гарэль.
- Добрый день, Доротея. Я к Хулии.
- Хулия в данный момент занята.
- Ты ничуть не изменилась. Всё такая же красивая!»


0_0 :))))))))))))
А как стамеску швырнул!..
Целовался нервно, порывисто… Дрался с жаром… Танцевал… «откровенно», даже слишком!.. :)) Прямо атмосферу накалил… :)))))))))))) Дезактивируя, переживал боль умирания андроидов как собственную, но был максимально собран и хладнокровен – как Хирург… Комплимент студенток у колидоре явно его порадовал! :D Уже обнадёживает! :))))))))))))

Но гораздо больше говорит о нём … ряд могилок! у фундамента Родительского Дома и бережные Кресты на них! – четыре креста в рядок, на одном из которых – на первом и самом большом … имя – ГРИС!

Кресты на могилках

А последний от времени – покосился и упал – какая верная психологическая деталь… Как это место любовно огорожено!.. Я, смотря первый раз – очень сильно плакала! Так откровенно рассказать ВСЮ ПОДНОГОТНУЮ о герое!.. Это - могилки его питомцев, чувственную память обожаемого кота Гриса он «воскресил»!.. создав «электро-кота»… Но как горячо верил в Бога, что похоронил их именно так!.. В богословии православных христиан (не знаю, что там по этому поводу у католиков) – животные после смерти своей душой сливаются с Мировой Душой животного, бывшего в Эдемском Саду (по Воскресении людей – персональных животных не будет – будет, например, одна «воскресшая» Собака, но с душами как одна-единая всех бывших на Земле собак), до секуляризации в России был обязательным вопрос на исповеди – обращение с животными – жестокое обращение приравнивалось к нарушению заповеди «не убий» и строго каралось эпитимьёй, отлучали от Причастия! Известно так же о животных вместе со Святыми принявшими мученическую смерть и их тела не разлагались! (множества примеров в житиях – с древности по сей день) – нет, это не мощи, но тоже Чудо… С Человеком до конца, каким бы этот конец не был – это тоже к вопросу – ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК? Тем более, что в фильме этот вопрос об эмоциональном интеллекте животных, их чувственной памяти, эмоционально-душевной связи Человека и Животного так глубоко раскрывается… Кресты на могилке питомцев – перебор, но, если учесть, в каком состоянии был ребёнок-Алекс, если даже, будучи взрослым - ходит везде со своим котом!.. Как при этом он умудряется быть так жесток с родным братом Давидом и Ланой, эгоистично вторгаясь в их семейную жизнь – «широк человек»… и несовершенен… :(((((((

К слову сказать, Ева провалила два теста на «человечность» - не смогла тонко уловить эмоции на лицах и провалила знаменитый «конфетный тест»:

«В конце 60х годов XX века психолог Уолтер Мишель (Walter Mischel) проводил бесчеловечные опыты над 4х-летними детьми. Он оставлял их в комнате наедине с конфетой. Дети могли съесть конфету, за это им ничего не было. Но Уолтер предупреждал:
- Если не съешь конфету до моего возвращения, получишь ещё одну.
После чего уходил на несколько минут. Жестокий старый садист. Естественно, большинство съедало конфетку сразу. Но около 30% детей всё-таки проявляли чудеса веры и дожидалось возвращения.
Спустя годы Уолтер, навестив детей, участвовавших в эксперименте, обнаружил, что те, кто съел конфетку сразу, чаще имели
- проблемы с весом
- проблемы с наркотиками
- прочие проблемы
Дети же, вытерпевшие испытание конфеткой, добились в жизни большего, стали более успешными и вообще демонстрировали бОльшие признаки интеллекта…
Итак, Уолтер Мишель обнаружил внезапно, что люди с более высокой силой воли демонстрируют более сильный ум. Он пришёл к выводу, что ум в значительной мере определяется волей»
http://kvisaz.livejournal.com/451434.html

Снова ВОЛЯ. Свободная… Своеволие – как смысловая рифма…

«Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья», Б. Л. Пастернак
9
 
[Часть третья. «Я Царь, — я раб, — я червь, — я бог!», Г. Р. Державин >>]

«Я три года искал атрибут божества моего и нашёл: атрибут божества моего - Своеволие!» - «Бесы» (1870-1872), Ф.М. Достоевский

Взбунтовавшийся ребёнок (Творение, поднявшее руку на Творца). Но сначала прообразы в фильме (лошадь в сказках предсказывает сюжет!) - взбунтовавшаяся лошадь-робот, андроид Алекса, взбунтовавшийся и бросивший в него стамеску! И как кульминация – бунт Евы! (снова – «золотое сечение» - троичность смысловой наполненности фильма) Причём бунт «подопытного образца» Алекса «пророчит» ДОСЛОВНО поведение-убийство, совершённое Евой! (что неудивительно – в фильме есть грандиозная смысловая рифма – во время эксперемента на определение эмоций, Алекс начинает смеяться над девочкой Евой, та просит этого не делать, психует и уходит – дверь заперта, но потом она возвращается). А вот чуть позже с андроидом Алекса – где всё дословно повторяется – заканчивается трагедией – Гарэль был на волосок о смерти – стамеска пролетела мимо, робота Алекс убил. А вот в горах Создательница и Создание миром уже не разошлись! Увы!..

Ева от древнееврейского имени Хава – «дающая жизнь». Здесь же она её отнимает… Уже одно имя Главной Героини настраивает на библейский лад. В начале фильма зрители видят – самолёт приземляется напротив Церкви! Тождество ТВОРЦА и Творца-ТВОРЕНИЯ! Браво! Как просто, тонко и деликатно!

Ева - последнее творение Бога в Живом Мире (от простейших до животных – затем Человек/Мужчина), подобно Люциферу – последнему творению и самому совершенному в Небесном Мире. Два совершенных творения, обладая свободной волей, устроили ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ бунт против своего Творца! Согласно христианскому богословию – Ева была изгнана из Рая вовсе не из-за поедания Запретного Плода с Древа Познания (как считается в широких кругах!), а из-за того, что она, взяв на себя Волю Бога! исказила Её – Бог сказал «не вкушать», Ева, по своему разумению (своеволию!) ужесточила – «не прикасаться»! Собственно, по этой причине и была изгнана, но она призналась в Грехе и устыдилась (как раскаивается в Горах Ева перед Алексом!), и всё могло бы обойтись, если бы в этот момент не «фокус» Адама – он, мало того, что соврал Богу! так ещё всё инфантильно спихнул на Него же и жену! – «жена, которую ТЫ дал мне…»! Это было уже последней каплей терпения Всевышнего... Кстати, вопрос – где же был Адам во время интеллектуальной войны Евы и Искусителя – нерешён до конца и волнует по сей день богословов и христианства, и ислама, и иудаизма… Si 9 – должен был быть – Мальчиком (АДАМОМ) – собственно, это – цель Алекса (завершить начатое им), но он, как всегда, не закончил этот проект… Полувзрослый инфантильный гений…

«СИ-9. Такой, каким ты его разработал 10 лет назад. Закончен и собран. Эндоскелетная структура, мышечные механизмы, даже внешняя оболочка. Но не хватает самого главного. Программы эмоционального интеллекта…»

Ложь Ланы, Хулии и родного брата Давида привели к бунту НЕВИННОЙ Евы и по сути – гибели невинной Ланы! Простая логическая ошибка учёных! Человеческая ошибка! Простые эмоции – ревность и боль андроида Евы… Человеческие эмоции!..

«- Как ты знаешь, Лана не уступала тебе по способностям. Когда ты уехал, она довела проект до конца. Она разработала первую модель СИ-9. Известную тебе как Ева. Но когда мы провели испытания, оказалось, что она небезопасна. Лана захотела оставить её. Всё бросила ради этого. И я ей разрешила. Это была ошибка, Алекс. Её надо уничтожить.
- Она же - маленькая девочка!
- Она - не ребёнок!
- Я прекрасно знаю, кто она!
- Она убила Лану!
- Хулия, я сам это сделаю!
- Нет, это - моя обязанность!
- Хулия! Я сам
!».

Совершенно гениально показан Мозг-Душа и его работа – хрупкие сферы-шарики, омываемые «внутренней водой» (а как они умирали, разбившись – пронзая слух звоном стеклянной крошки - браво!) – эти схемы – стилизация под нейронные цепочки мозга (Гордость и Агрессия здесь – угловатые компоненты – причём там – ОСТРЫЕ УГЛЫ!). Опять же – библейская символика –

«- Это процессор. Мозг робота.
- Мозг? Какой большой!
- На самом деле, не такой уж большой. Видишь, какой маленький. Как пчела.
- А это что за кусочки?
- Это составляющие характера. Вот это, например, агрессия.
- А это?
- Это?
- Это...
- Это - гордость.
- Какая-то маленькая гордость!»


И несовершенный Создатель, не задумываясь! играючи увеличивает ГОРДОСТЬ своего же несовершенного создания! И потом какой бунт устроило это Творение и чем это всё закончилось… для обоих!.. Люцифер – совершенное создание – первый после Бога так же начал с Гордости – кончил, как и андроид Алекса!

«От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрёт тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя», Книга пророка Иезекииля, 28:14–18.

С той лишь разницей, что Бог даже Сатану не уничтожил – оставив того наедине с собой и его позором!.. Алекс же не простил «полёт стамески» своему творению… И поступил как тот самый – «тупой студент!» - нет ведь, никого нет, кто скажет Гарэлю – «МНЕ БОЛЬНО!»… Ева так же своевольничает – встречается с Алексом, несмотря на запрет Матери, заигрывает с незнакомцем – легко читается мотив набоковской Лолиты!.. Ведь в теле десятилетнего ребёнка-андроида – совершенный ВЗРОСЛЫЙ эмоциональный интеллект ЖЕНЩИНЫ!..

Один из главных вопросов этого фильма – каково же наше подобие и образ, по которому мы создаём и убиваем андроидов – ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК?

«Бог, в Своём милосердии, создал человека прекрасным по Своему образу и подобию; я же являюсь изуродованным подобием тебя самого, ещё более отвратительным из-за этого сходства. У Сатаны были собратья-демоны; в их глазах он был прекрасен. А я одинок и всем ненавистен», Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

А бедная Ева в своём красном пальтишке – красный цвет символизирует Жизнь, Кровь, НО и – Грех, Убийство – она или всё ж – Оно … носит как скорбную печать на себе это красноречивое алое пальто… Недаром Она постоянно повторяла – «Мама говорит…мало падал»…

Вот так - полувзрослый Создатель не смог найти общий язык с двумя полудетьми-андроидами, которых дезактивировал … плюс … Си-9-мальчик, так и неоткрывший по мановению его рук свои глаза – но оно и к лучшему – чем третий раз! Создателю говорить убийственное - «Что ты видишь, когда закрываешь глаза?»…

Часть третья. «Я Царь, — я раб, — я червь, — я бог!», Г. Р. Державин
8
 
Виктор Франкенштейн/Алекс Гарэль

[Часть вторая. «Я Царь, — я раб, — я червь, — я бог!», Г. Р. Державин >>]

Место действия фильма – «где-то в Европе» - некий город Санта-Ирене и рядом с ним деревня, где, собственно, Алекс и живёт. Но узнаётся Швейцария (там же снимали – знаменитый Ла-Шо-де-Фон или как его величают европейцы – «Европейская Сибирь» :)) – Даня в интервью говорил, что мёрзли они там ужасно :)) ) – снег, много снега, девственно-чистый снег, вековые Ели и Горы – их не перепутать ни с чем, хотя все интерьеры – типично каталонские (любители культуры Испании легко заметят этот неповторимый стиль :)) ).

Название города полувымысел (в разных уголках нашего мира есть города с похожим названием, но ни одного в Швейцарии!).
Айрини (Эйрини) по-гречески - имя богини мирной жизни Эйрены («мир», «покой») – собственно, природа и уютные домишки на экране к покою и миру зрителей располагают. Однако, эринии всё в той же Греции (в древности) - богини мести! Собственно, месть – произойдёт на обрыве скалы в горах при встрече Создательницы и Создания. Здесь в названии города игра слов. К слову сказать – Святая Ирина – ПЕРВАЯ женщина святая-мученица… Здесь Ева – первый свободный андроид – безвинно погибший!..

Как и во «Франкенштейне…» Швейцария с её снегами, холодом и елями, убийство/несчастный случай – медальон убиенного (тоже Матери!), Создатель, убивающий своё Творение, которое стало убийцей и познало саморазрушение и агрессию в своей природе… Я благодарна Кике Маильо и группе сценаристов - Серхи Бельбель, Кристине Клементе, Марти Рока и Айнца Серра за то, что они бережно сохранив характер Виктора Франкенштейна (загадочность (постоянная секретность вокруг Героя («Да ну тебя, Алекс, вечно какие-то тайны!»,
«- От кого прячешься?
- Ни от кого»,
Даже его тост - «За секреты!»), одиночество, ореол гениального неудачника и неумение любить), создали Алекса Гарэля – гения 2041 года, его Творение – андроид Ева. Именно Франкенштейн XXI века – учёный не оживляет как в веке XIX мёртвую плоть, он создаёт высшую нервную систему – эмоциональный интеллект – Душу! Андроид, то есть человекоподобный робот, ставит ряд дополнительных этических вопросов к классическому «Современному Прометею» Шелли (Прометей тоже создавал людей, правда, из глины, помогал им - чем бросил вызов богам, конкретно – всемогущему Зевсу). Опять же - Виктор Франкенштейн увлекался алхимией, которую презирали его учёные-коллеги и работал в одиночку – и Алекс работает у себя дома в деревне один, наотрез отказываясь работать в лаборатории при Университете, так же занимаясь никому ненужной, презираемой учёнами-коллегами – френологией!

Своевольный кот – создание самого Гения и своевольный Андроид-Ева – творение Женщины, которую он любит (к несчастью, так же как и его родной брат, что на ней и женился, а потом помогал в создании Евы). Ева – создание, сотворённое по теории самого Алекса, фактически – он её «Отец».
Алекс сначала работал над Мальчиком, потом бросил – о чём сообщается в начале фильма – его вызвали, чтобы Алекс завершил, наконец, проект. Но! Мальчик – это «несовершенное» существо, вернее, неполное – не хватает ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ, изящности! Потому Он и «загорелся» Девочкой, которую же сам потом и убил! Франкенштейн тоже сначала создал Мужчину, понял его несовершенство («Демон»), решил создать Женщину («Богиню»), но потом уничтожил её!..
Прекрасны сцены бесед Алекса и Евы в горах, куда Она Его вела во время их сближения и перед своей Смертью – прямая реминисценция на произведение Мэри Шелли – Создание тоже в Горах исповедовалось своему Творцу. «Проигрыш» Создателя в фильме гениально показан – Алекс упал перед Евой на горе – как морально проиграл перед своим Созданием Виктор Франкенштейн у Шелли! Ещё одной чудесной метафорой является решётка сада, через которую два раза общаются «Отец» и «Дочь» в фильме (в саду – в ЭДЕМЕ! – аллюзии на «Потерянный Рай» Мильтона!). Виктор бросил всё и уехал в Англию, а Алекс в Австралию… Оба потом вернулись на Родину – к швейцарским снегам, горам и елям…
Алекс Гарэль – как и Виктор Франкенштейн понял ВСЁ, создав в юности (обоим по 19 лет!) свою теорию и начав тогда же её реализацию - уже тогда понял, ЧЕМ это всё грозит! Потому, бросив Город, Семью и Любимую – сбежал! Но от себя не сбежать. «Отец» почувствовал «Дочь» - Творение Творца! Стало быть, связь – та самая – душевно-духовная между ними была! Может быть – Любовь и Ненависть брошенной Алексом Ланы, которые она и «влила» в «ИХ» дочь?!
«- Просто она такой необычный ребёнок...
- Да. Это правда. А чего ты ожидал?! Она - моя дочь
!».

Мне очень нравится этот момент – тонко и деликатно создатели кино-картины оставили этот вопрос открытым – Живая Душа у Евы (может быть, Бог тоже попустил Алексу «искрой жизни» ОДУШЕВИТЬ Еву...) или всё ж – гениальная игра в имитацию?! Была или не была… Быть иль не быть… Образ или Подобие… Убийство или Дезактивация… Сон иль Смерть… «ЧТО ТЫ ВИДИШЬ, КОГДА ЗАКРЫВАЕШЬ ГЛАЗА»?!...

Мозг/Душа Евы – шарики-сферы лопаются, превращаясь в золотой песок – наука преходяща и подобна зыбучему песку - Создание исчезает… Тихо, гася воспоминание за воспоминанием… Сферу за сферой…
Вопрос этики убийства Творения Творцом у Шелли стоит острее - Виктор не может убить своё Создание, так как там Мистика – Бог попустил Виктору ОДУШЕВИТЬ мёртвую плоть – Франкенштейн «наказан» Жизнью своего же Творения – Бог сказал ему – хочешь жить как я? – живи! Это в контексте. Здесь же одушевления нет, хотя имитация высшей нервной системы андроида Евы совершенна! Или всё-таки есть… Так что вопрос этики убийства Творения Творцом в фильме остаётся в полной глубине и силе…

В кино-картине затрагивается чрезвычайно важный вопрос - ЧТО ЕСТЬ СВОБОДА? Два гения-брата создали «запрещённые модели» - свободный робот – кот Грис и свободный андроид – Ева.
«- Алекс, это бракованная кошка. Её необходимо починить.
- Грис - свободный робот. Он делает, что хочет. Он подчиняется не всем протоколам безопасности, зато с ним не скучно.
- Свободный робот? Не слышал о такой модели.
- Это незаконная модель


А вот уже Алекс с Евой:

«Ладно. Проведём неофициальные тесты».

«Запретный Плод» манит… Древо Познания Человеческой Души… томит душу Гения…

Вот здесь и начинается уже БИБЛЕЙСКАЯ СИМВОЛИКА этой кино-картины, как и в романе Мэри Шелли.

Часть вторая. «Я Царь, — я раб, — я червь, — я бог!», Г. Р. Державин
7
 
Наша встреча была - в полумраке беседа
Полувзрослого с полудетьми.
Хлопья снега за окнами, песни метели...
Мы из детской уйти не хотели,
Вместо сказки не жаждали бреда...
Если можешь - пойми!
Мы любили тебя - как могли, как умели;
Целый сад в наших душах бы мог расцвести,
Мы бы рай увидали воочью!..
Но, испуганы зимнею ночью,
Мы из детской уйти не посмели...
Если можешь - прости!
Марина Цветаева

[Часть первая. «Я Царь, — я раб, — я червь, — я бог!», Г. Р. Державин >>]

«Для исследования причины жизни мы вынуждены сперва обращаться к смерти», Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

В начале фильма пугающе-отвратительно-жалкие железные животные… без головы, паукообразные - все с номерами – для них нет даже кличек в среде создателей! Совершенно гениальная сцена – опыты над «лошадьми», особенно «тупого студента»… Вот здесь чрезвычайно интересен парафраз фразы этого фильма на знаменитый гениальный монолог … Гамлета Шекспира (я не знаю о каком «поэтическом измерении» в отношении данной фразы говорил сам режиссёр, я же сразу вспомнила именно ЭТО). Кодовая фраза для убийства Души электронных созданий/творений:
«Que ves cuando cierras los ojos?» (звучит как Музыка :(( ) «What do you see when you close your eyes?» - «Что ты видишь, когда закрываешь глаза?»:

…To be, or not to be: that is the question:
Whether 'tis nobler in the mind to suffer
The slings and arrows of outrageous fortune,
Or to take arms against a sea of troubles,
And by opposing end them? To die: to sleep;
No more; and by a sleep to say we end
The heart-ache and the thousand natural shocks
That flesh is heir to, 'tis a consummation
Devoutly to be wish'd. To die, to sleep;
To sleep: perchance to dream: ay, there's the rub;
For in that sleep of death what dreams may come
When we have shuffled off this mortal coil,
Must give us pause: there's the respect
That makes calamity of so long life…

…Быть иль не быть, вот в чём вопрос.
Что выше:
Сносить в душе с терпением удары
Пращей и стрел судьбы жестокой или,
Вооружившись против моря бедствий,
Борьбой покончить с ним? Умереть, уснуть -
Не более; и знать, что этим сном покончишь
С сердечной мукою и с тысячью терзаний,
Которым плоть обречена, - о, вот исход
Многожеланный! Умереть, уснуть;
Уснуть! И видеть сны, быть может? Вот оно!
Какие сны в дремоте смертной снятся,
Лишь тленную стряхнём мы оболочку, - вот что
Удерживает нас.
К.Р.

Да, «оболочка» стряхивается – «перезагружается», но это уже не та идентичность Личности – уже другая Душа… «Только змеи сбрасывают кожи,/Мы меняем души, не тела» как писал Николай Гумилёв и это страшно – потерять собственную чувственную память… В самом деле – что такое смерть спрашивает Гамлет – смерть – сон – люди умирают часто с открытыми глазами, кои им бережно закрывают… (прекрасна в этом смысле сцена смерти Ланы – как ей закрыли глаза!) совершенные электронные системы умирают так же… (сцена смерти Евы!). Спасибо создателям, что оставляют этот философский вопрос открытым и деликатно дают решить его самому зрителю.

Символика лошади здесь очень интересна – в великолепном труде культуролога Ганса Бидермана «Энциклопедия символов» - лошадь древний символ – дуалистичен (как положителен, так и отрицателен) – белый конь символизирует победу и триумф Христа (можно вспомнить и Георгия-Победоносца, Святого Евстахия, однако, есть и кони Апокалипсиса), в сказках лошади предсказывают ход развития сюжета, а в психологии – благородство натуры, но и страх, бунт. Собственно, все значения мы и видим в фильме – медальон убиенной Учёной – «матери» андроида Евы – на нём изображена лошадь – победа человека над собой, но и вызов Богу! Опыт «тупого студента» дублирует тоже самое – как только созданное благородное животное лошадка-робот взбунтовалась – у неё спросили, перефразируя Гамлета – что она видит, закрывая глаза… Умерла… уснула… какие ей снятся посмертные сны?..

В фильме три животных – лошадь, кошка и собака. Первые два – механизмы, а последняя – живая! Но эта троичность – показатель «золотого сечения» самого фильма (содержание, философское его наполнение). Кошка по символике (читаем там же) – дуалистична – ночное животное, женская природа, свобода, но и своеволие. И, наконец, собака – как раз в культуре (а не в суевериях!) – она исключительно положительна (что в фильме в финале полностью раскрывается!) – верность, начиная с языческой древней культуры, кончая Христианством (можно вспомнить Ангела, Товия и собаку, что сопровождала их, Святого Христофора и так далее).

На примере этих животных можно проследить морально-нравственное самочувствие Алекса – его не радует собственная «царственная корона» лучшего Учёного мира, ибо он видит, что он несостоятелен как ТВОРЕЦ (раб, червь) – сбегает от завершения проекта - создав однажды лучшую теорию (её даже в университете спустя десять лет преподают и изучают!) – сам он испытывает настолько глубокое и все-охватывающее опустошение внутри себя, что всё, на что он способен – «свободный» кот, созданный его руками. Кстати, кота зовут также как великого эстета-интеллектуала-художника-кубиста Испании – Хуан Грис – Грис он такой единственный :)) Алекс чрезвычайно чуток – болезнено отреагировал на мучения, а затем на убийство лошадки. Собаки в финале живые – без комментариев…

На служебных машинах Университета и на Озере в виде монумента есть любопытнейшее изображение – ПЕГАС! Символ – поэтической творческой силы. По преданию герой Беллерофонт, благодаря подаренной им Афиной уздечке – приручил Пегаса – потом скача на нём победил страшную … ХИМЕРУ! Браво, создатели! Браво! Одушевление андроидов и есть Химера!.. Но вот только Героя её обуздавшего в фильме нет!..

Фильм гармоничен по своей форме – кольцевая композиция построения (кино-картина начинается со сцены в горах – Несчастье – этим же и заканчивается), однако, это «кольцо» - не что иное как - circulus vitiosus. А это, если посмотреть в словарь - не только «порочный круг» (духовность), но и «логическая ошибка» (рационализм). Экспозиция кино-картины гениальна - на снегу – медальон с изображением … лошади! Трагедия – убийство или несчастный случай… И вот отсюда начинаются аллюзии на гениальное творение англичанки!

Часть первая. «Я Царь, — я раб, — я червь, — я бог!», Г. Р. Державин
6
 
Хочется признаться в любви фильму, у которого сегодня 5 января – «русское» День Рождения :))

Отдельно стоит выделить прекрасное музыкальное оформление этого фильма - Евгений Гальперин и Саша Гальперин (они полюбились мне давно :)) ), из актёрских работ - Льюиса Омара, Даниэля Брюля и юную Клаудию Вега.

Дух времени… Пути Господни неисповедимы… На дворе XXI век год 2011. В разных уголках Европы, независимо друг от друга, создаются два шедевра … на одну тему, вдохновлённые одним произведением… написанным восемнадцатилетней девушкой в 1816 году, первая публикация через два года - «Франкенштейн, или Современный Прометей» («Frankenstein: or, The Modern Prometheus») - Мэри Шелли. Дэнни Бойл создаёт гениальный спектакль на Родине сего творения в классическом стиле, а молодой испанский режиссёр (ему тогда исполнилось всего лишь 36 лет и это его кино-дебют!) Кике Маильо творит a la postmodern, но с тем же успехом и результатом, создавая свой завораживающий красотой и глубиной фильм «ЕВА».

Меня ужастно раздражает, нет! просто бесит издевательство над произведениями на иных наречиях – зачем нужно было в русском прокате добавлять это глупейшее и пошлейшее – «искусственный разум»… оставлю это, как всегда, на совести «переводчиков»…

Здесь изумительна уже сама афиша:
Постер

Зимний пейзаж, девочка, чья прелестная головка на уровне Солнца, на её пальтишке – хрупкие капельки воды, а в её Лоне – она же – ребёнок, обнимающая Мужчину, возле которого Железный Кот. Собственно, все концепты фильма изложенны в столь ясных и простых образах – моё восхищение работой творческой группы - «Чувства нельзя запрограммировать»! Создание, которое выше Солнца (Бога). Внутри Создания – собственная его частица, Объятья и Учёный. Искусственный питомец. Красное как Кровь пальто. Имя Создания – Ева.

[Слово создателям >>]


Фрагменты интервью Даниэля Брюля – Главный Герой (Алекс):

-The movie proves that humans are not imitable. However, there are robots that could be like «Eva», and we could end up quite close to robots.
- We are not perfect. Humans make errors. That’s why the world is in such a state. The movie shows human imperfections and the need we have to be better, to be perfect and the human will to play as gods.

Вопрос: Этот фильм доказывает, что люди не поддаются имитации. Однако, есть роботы, которые могут быть похожи на «Еву» и мы могли бы завершить жизнь почти так же как роботы.

Ответ: Мы несовершенны. Люди совершают ошибки. Вот почему мир находится в таком состоянии. Это кино показывает человеческие недостатки и то, что мы должны стать лучше, быть совершенными и человечными, если хотим играть в богов» (здесь и далее – перевод мой).

Фрагменты бесед с режиссёром кино-картины Кике Маильо:

- Evoquer l'univers robotique etait une facon de parler de nous-memes…
- Je ne voulais pas criminaliser le futur ou les robots. Cela est trop facile de dire que l'avenir sera pire... Mais ce qui restera de toute facon, ce sont les sentiments, les interrogations du type: on m'aime? On me respecte? Quelle est ma place dans le monde? Etc.
- Dans mon film, tout le point de vue est porte par l'humain, sur la capacite a oublier qu'en face de nous on a une machine. Surtout si l’on veut creer un lien, une relation. Dans «A.I.», ce point de vue va tres loin. Il laisse penser que viendra un jour ou les machines seront tellement evoluees qu'elles seront capables d'avoir des sentiments. Personnellement, je n'y crois pas. Ce seront toujours des personnages, elles jouent des roles, nous trompent, nous imitent. Ce ne sont que des reflets…
- D'ou est venue l'idee d'une representation de la personnalite comme dans le generique de debut, par des sortes de bulles de verre, liees entre elles dans l'espace?
- Ceci vient d'une science nommee la «phrenologie», datant du debut du XIXe siecle, qui affirme que chaque partie du cerveau est affectee a une capacite ou un sentiment: savoir distinguer les couleurs, la gentillesse, l'empathie... On peut ainsi poser des pieces, les agrandir, les mettre en relation, pour creer la personnalite du robot. Nous avons pris de ce fait des modeles de pieces mecaniques de cette epoque, pour creer cette representation. Un peu comme des cristaux de neige...
- «What do you see when you close your eyes», cette phrase... a-t-elle une origine ou signification particuliere?
- Nous avons essaye d’ajouter une dimension poetique a ce monde froid de technologies et de robotique exacerbees.
- Concernant les problemes ethiques lies aux I.A. du film: a ce niveau d’Intelligence Artificielle, debrancher un robot ne finit-il pas par equivaloir a un meurtre?
- Effectivement, meme s’il s’agit de robot, j’ai essaye de garder ce cote «tragique». Malgre leur ressemblance aux humains et leur degre d’evolution technologique, ces robots sont finalement tres fragiles, une seule phrase peut les desactiver… Cet aspect de l’histoire m’a particulierement interesse…
- Pas de «Eva 2 le Retour» de prevu donc?
- (Rires) Non, non! Je laisse ca aux americains… S’ils veulent faire un remake... une prequelle, cela me ferait tres plaisir!

- Обращаться к миру робототехники - возможность поговорить о нас самих...
- Я не хотел криминализировать будущее или роботов. Это слишком лёгкий путь для высказывания - что будущее будет хуже... Но то, что останется в любом случае, так это - чувства, вопросы типа: ты меня любишь? Ты меня уважаешь? Кто я в этом мире? И так далее...
- В моём фильме, всё сфокусированно на Человеке, на его способности забывать, что мы лицом к лицу с машиной, когда мы хотим создать отношения или связь (эмоциональную – прим. моё). В фильме «Искусственный разум», эта точка зрения очень далека от нашей. Она позволяет думать, что настанет день, когда машины будут настолько подвижны в психике, что будут способны чувствовать. Лично я в это не верю. Это будут всегда персонажи, которые играют роли, обманывая нас, имитируя нас. Они - только отражения…
- Вопрос: Как пришла идея репрезентации личности - как в заставке, в качестве стеклянных сфер, связанных между собой в пространстве?
- Ответ: Это из полунауки – «френологии», возникшей около начала XIX века, которая утверждала, что каждая часть мозга предназначена для какой-либо способности или чувства: умение различать цвета, доброжелательность, сопереживание... Мы можем скомпоновать таким образом пространство мозга, увеличить колличество компонентов, связать их определённым образом, чтобы создать личность робота. Мы взяли этот факт составления модели механического заполнения мозга из той эпохи, чтобы воссоздать это представление. Подобно кристаллам снега...
- Вопрос: «Что ты видишь, когда закрываешь глаза?» у этой фразы есть происхождение или особенное значение?
- Ответ: Мы пытались добавить поэтическое измерение в этот холодный мир чрезмерных технологий и робототехники.
- Вопрос: Относительно этических проблем, связанных с фильмом «Искусственный разум» - на таком уровне искусственный интеллект выключаемого робота - не доходит ли здесь до того, чтобы прировнять это к убийству?
- Ответ: Действительно, даже, когда речь идёт о роботе, я пытался сохранить эту сторону «трагизма». Несмотря на их сходство с людьми и их степень технологической эволюции, эти роботы очень непрочны в конечном счёте, единственная фраза может их убить, меня особенно заинтересовал данный аспект этой истории.
- Вопрос: Никакой «Эвы 2: Возвращение» не предусмотренно?
- Ответ: (Смеётся) Неее, нет! Я оставляю это американцам... Если они захотят сделать римейк... приквел... мне это доставило бы чрезвычайное удовольствие! :))

Использованы интервью:

http://www.films-horreur.com/2012/03/interview-eva-entretien-avec-kike-maillo-realisateur/
http://www.catalannewsagency.com/culture/item/sitges-international-film-festival-kicks-off-with-the-catalan-production-eva-starring-daniel-bruhl
http://www.cinespagne.com/interviews/2369-kike-maillo-eva

Из интересного можно добавить – Даниэль говорил, что ставил целью сыграть созерцательного учёного – вещь в себе, но в то же время - человека, подавляющего свою чувственность, его Алекс – вовсе не тихий «ботаник» :))

Клаудия Вега (Главная Героиня – Ева) твердила везде как «обожает-преобожает» Даниэля Брюля :))) Сцену, где её героиня лежит на снегу – Клаудии принесли одеяло, но она отказалась – ей хотелось сыграть/прочувствовать по-настоящему – в итоге лежала на снегу сколько полагалось для съёмки!

Арнау Вол Коломер (оператор фильма) рассказывал, что творческая группа вдохновлялась идеями двух русских фильмов … и оба - А. А. Тарковского – «Солярис» и «Зеркало» :)) А ещё у них была неразрешимая проблема – снять 2041 год, но подчернуть эпоху 1970-ых (время рождения и детства Даниэля Брюля, самого Арнау и режиссёра Кике Маильо – все молодые мужчины! :)) – «Nostalgie on se ressemble» :))))) («Ностальгия, мы похожи», Julio Iglesias), а ещё малюсенький бюджет – в итоге пришли к стилистике ретрофутуризма :))

Меня поразила пресса и реакция зрителей – европейская (испанская, французская, немецкая и английская) – упоминали Мэри Шелли и её несчастного Виктора Франкенштейна, его Создание, мотивы идей фильмов Тарковского, а вот американские НИ РАЗУ! не упоминули этих двух Гениев, зато – «скучный фантастический фильм, отсутствие спецэффектов в большом колличестве», сравнения со Спилбергом, понятно, в пользу последнего…) – мдя… В общем – лично ещё раз убедилась – культура Европы мне гораздо ближе – даже в научной фантастике… Может быть, потому что роман Мэри Шелли – любимый, пьеса по мотивам романа – Ника Дира, что легла в основу спектакля с любимыми Джонни Ли Миллером и Бенедиктом Камбербэтчем (видела несколько раз кино-версию спектакля), да и первый мой фильм – в 4 годика - заворажена была «Сталкером» Тарковского – может быть, просто эти «личные» эмоциональные связи с создателями «Евы» 2011 года стали решающим фактором в моей эмпатии, а потом и любви к фильму… :)) К тому же – я полностью разделяю взгляды на данную проблематику Кике Маильо и А. А. Тарковского, Даниэля Брюля, нежели идеи фильмов – «Искусственный разум», 2001 или «Двухсотлетний человек», 1999 года.

Так же не могу не упоминуть о контексте именно этого фильма, поскольку он – плоть от плоти современной культуры Испании, а там последние четверть века в ряде фильмов – человеческая психика изучается посредством кино, где в центре Ребёнок и Смерть – «Лабиринт Фавна», 2006; «Хребет Дьявола», 2001; мой любимейший фильм с любимейшим испанским актёром (Хуан Диего Ботто) «Когда часы пробили 13», 2002; ещё один фильм с участием Ботто – «Диктант (Детские игры)», 2012 и очень много других на эту тему – все эти фильмы трудно определить по жанру - смесь драмы, триллера, фэнтази, фильма-ужаса… А всё началось с кино-картины 1973 года (понятен «пламенный привет» этих парней той эпохе!) – «Дух улья», где девочка под впечатлением … «Франкенштейна»… Примечательно, что в этих фильмах (на самом деле, в Испании их очень много!) – в центре именно Девочка!.. В поднимаемых вопросах этого потока кино относительно темы - смерть и ребёнок также чувствуются открытия в области психики ребёнка в XX веке, начиная с трудов Сабины Николаевны Шпильрейн-Шефтель (её работы научным «сотрудником 1-го разряда по детской психологии» в Психологической секции Института научной философии (Москва) и конечно же - «Деструкция как причина становления») и так далее. Надо сказать, что у Кике Маильо есть прекраснейшая кино-работа – «Собаки Павлова», 2003 года – о людях и психологии, кстати – там тоже маленькая девочка в центре сюжета с характерным именем …София :)) Так что - фильм «ЕВА» подвёл в каком-то смысле филосовско-эстетические итоги этому исследованию в кино Испании, собственно колличество полученных наград и ещё больше номинаций на премии Гойя (Premios Anuales de la Academia «Goya») тому лишнее доказательство, это, действительно – чудесный поэтический фильм на столь сложную тему. На мой личный вкус – шедевр. Такой вот культурный код современной Испании в данном аспекте :)).

Слово создателям
5
 
Отличный фильм,дает за думаться о будущем,возможно именно в будущем нас будут вытеснять такие люди как Ева,и замете что они будут умнее...
4
 
Мораль фильма-нельзя создать идеального ребёнка с полной гаммой эмоций,чувств без отрицательных эмоций.Это будет не ребёнок.Во вторых это был несчастный случай,хотя если правду не скрывали(начальница,"мать Евы) хотя бы от Алекса, не счастного случая могло не быть.Во вторых должен ли робот ребёнок знать что он робот,если весь смысл фильма в том что Ева чувствовала себя человеком.Иначе так не среагировала на весть о том,что она создана.Хотя рано или поздно Ева поняла бы что она Робот.
Еффект фильма был бы больше если в названии фильма не указывалась,что Ева робот.Когда образец с9 озверел,я понял,что что-то плохое случиться,так как сбой в программе мог исправить только Алекс.
3
 
У этого фильма могло бы быть продолжение ...
2
 
Фильм неплох, хотя сюжет оригинальностью не блещет. Ева очень напомнила Лину Бракните, хотя эмоции, конечно, не те. Но, может быть, оно так и надо - робот, все-таки.
сообщение было отредактировано в 21:08
1
 
Фильм ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ !Тронул до глубины души.Хоть я и взрослый мужчина в финале чуть не заплакал.До конца надеялся что не сможет он ее убить.А когда он сказал роковые слова я прямо вздрогнул-будто девочке нож всадили!Последний раз так переживал за ДЕВИДА героя фильма Спилберга !всем советую посмотреть Еву!

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

драма, комедия, мелодрама, экранизация
Великобритания, 2020
триллер, фильм ужасов
Канада, 2019
комедия, криминальный фильм, приключения, экранизация
Аргентина, Испания, 2019
драма, криминальный фильм, триллер
Франция, Канада, 2019
приключения, семейное кино, фэнтези, экранизация
Германия, 2020
комедия, мелодрама
Армения, 2019
научная фантастика, фильм ужасов
Ирландия,Швеция,Бельгия, Великобритания,США, 2019
детектив, криминальный фильм, мистика, триллер, экранизация
Великобритания, Норвегия, США, Швеция, 2020
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен