Фильм Д. Лонджино «Кафедра» примечателен во многих отношениях. Он повествует о работе кафедры английской филологии одного из американский университетов в атмосфере т.н. новой этики, которая выражается в культуре отмены (cancel culture). Последняя выражает твердое и хорошо организованное общественное порицание некоторых преподавателей вплоть до изгнания их из университетского сообщества за несоответствие нормам безграничных прав человека. Культура отмены заставляет преподавателей все время испытывать ложное чувство вины перед студентами, которые им диктуют нормы жизни.
Поэтому преподаватели заискивают перед студентами, выступающими в роли новых хунвейбинов, а те вовсю затыкают рот преподавателям и нагло поучают, результатом чего являются новые критерии отбора людей на работу в университете с последующей деградацией учебного процесса. Претензии простые: мало черных, мало женщин, а каковы они как работники мало кого интересует. Очень убедительно показано, что студенты способны воспринимать классическую литературу только в том случае, если она переложена на язык массовой культуры в виде рэпа или сообщений в твиттере. Это и есть деградация. На фоне прогрессивного студенчества уважение вызывают старики, которое живут в своем мире, не слишком реагируя на изменения, затрагивающие молодежь. Это два разных мира, которые никак не сопрягаются.
Герои сериала ведут разговоры, насыщенные намеками и умолчаниями, которые диктуются зашкаливающей политкорректностью. Например, в разговоре с завкафедрой кандидат на почётную лекцию Д. Духовны (он играет самого себя) признается, что не различает цвета (цвета кожи?), этносы, и даже лиц не видит. Очень точное соблюдение главного правила политкорректности – никаких указаний на различия между людьми. Так сказать, лицемерие на марше. В этом плане характерна сцена визита студентки в дом профессора Добсона. Видно, что они стремятся к искренности, но в силу того, что чувства подобного рода уже поверглись осуждению и находятся под запретом, несут откровенную чушь. Поэтому глядя не преподавателей, нельзя не удивляться. Почти все они за редким исключением демонстрируют поведение Шуры Балаганова – наигранная наивность, помноженная на уверенность в своем свободном слове, которое значимо для всех, отчего некоторые из них совершают поступки явно не под влиянием здравого смысла. Неизбежно возникает вопрос об адекватности этих людей, которые к тому же ведут себя нервно.
Дело в том, что в американских вузах поведение преподавателя кроме наряду с нормами морали регламентируется еще и дополнительно кодексом преподавателя (Honor system). Наличие кодекса, однако, не удерживает говорящих от нарушения норм языка, и даже убеленные сединами профессора разговаривают, часто применяя обсценную лексику. При этом они не лишены критичности и сохраняют чувство юмора, но юмора на уровне семиклассников. Впрочем, за внешней комедийностью можно усмотреть печальную трагедийность в жизни тех, кто придерживается ценностей Просвещения, которые настойчиво вытесняются ценностями постмодерна.
Кульминацией фильма является судилище над профессором Добсоном, которое оказывается симулякром в силу неправомочности собрания. Но само разбирательство предельно напоминает советские времена. Те, кто попадал в подобные ситуации, помнят ужас, который испытывал человек, чье персональное дело разбирали на партсобрании или партбюро. Внешне фильм завершается вроде бы на оптимистической ноте, Добсона пока что не уволили, политкорректная Чи-юн ушла с поста завкафедрой, а Пемброк успокаивается. Надолго ли? Сущность процессов, нашедших в художественной форме отражение в сериале, говорит о другом – либеральная модель высшего образования ведет в тупик. Ведь новую этику никто не отменял.
Скорее всего, все эти явления в той или иной форме в недалёком будущем мы сможем лицезреть и в наших вузах.
отзывы
Поэтому преподаватели заискивают перед студентами, выступающими в роли новых хунвейбинов, а те вовсю затыкают рот преподавателям и нагло поучают, результатом чего являются новые критерии отбора людей на работу в университете с последующей деградацией учебного процесса. Претензии простые: мало черных, мало женщин, а каковы они как работники мало кого интересует. Очень убедительно показано, что студенты способны воспринимать классическую литературу только в том случае, если она переложена на язык массовой культуры в виде рэпа или сообщений в твиттере. Это и есть деградация. На фоне прогрессивного студенчества уважение вызывают старики, которое живут в своем мире, не слишком реагируя на изменения, затрагивающие молодежь. Это два разных мира, которые никак не сопрягаются.
Герои сериала ведут разговоры, насыщенные намеками и умолчаниями, которые диктуются зашкаливающей политкорректностью. Например, в разговоре с завкафедрой кандидат на почётную лекцию Д. Духовны (он играет самого себя) признается, что не различает цвета (цвета кожи?), этносы, и даже лиц не видит. Очень точное соблюдение главного правила политкорректности – никаких указаний на различия между людьми. Так сказать, лицемерие на марше. В этом плане характерна сцена визита студентки в дом профессора Добсона. Видно, что они стремятся к искренности, но в силу того, что чувства подобного рода уже поверглись осуждению и находятся под запретом, несут откровенную чушь. Поэтому глядя не преподавателей, нельзя не удивляться. Почти все они за редким исключением демонстрируют поведение Шуры Балаганова – наигранная наивность, помноженная на уверенность в своем свободном слове, которое значимо для всех, отчего некоторые из них совершают поступки явно не под влиянием здравого смысла. Неизбежно возникает вопрос об адекватности этих людей, которые к тому же ведут себя нервно.
Дело в том, что в американских вузах поведение преподавателя кроме наряду с нормами морали регламентируется еще и дополнительно кодексом преподавателя (Honor system). Наличие кодекса, однако, не удерживает говорящих от нарушения норм языка, и даже убеленные сединами профессора разговаривают, часто применяя обсценную лексику. При этом они не лишены критичности и сохраняют чувство юмора, но юмора на уровне семиклассников. Впрочем, за внешней комедийностью можно усмотреть печальную трагедийность в жизни тех, кто придерживается ценностей Просвещения, которые настойчиво вытесняются ценностями постмодерна.
Кульминацией фильма является судилище над профессором Добсоном, которое оказывается симулякром в силу неправомочности собрания. Но само разбирательство предельно напоминает советские времена. Те, кто попадал в подобные ситуации, помнят ужас, который испытывал человек, чье персональное дело разбирали на партсобрании или партбюро. Внешне фильм завершается вроде бы на оптимистической ноте, Добсона пока что не уволили, политкорректная Чи-юн ушла с поста завкафедрой, а Пемброк успокаивается. Надолго ли? Сущность процессов, нашедших в художественной форме отражение в сериале, говорит о другом – либеральная модель высшего образования ведет в тупик. Ведь новую этику никто не отменял.
Скорее всего, все эти явления в той или иной форме в недалёком будущем мы сможем лицезреть и в наших вузах.