Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Белые ночи (1985)

Белые ночи кадры из фильма
Оригинальные названия
White Nights
Sole a mezzanotte, Il
Год
1985
Страна
США
Фотоальбом
Обсуждение
Рейтинг
  9 / 10 голосов

   
Режиссер
Сценаристы
,
Оператор
Композитор
Мишель Коломбье
Художник
Филип Харрисон
Продюсеры
Билл Борден, Уильям С. Гилмор,
Производство
Columbia Pictures Corporation
Премьера
22 ноября 1985 (США)
Сборы в США
$ 42 160 849
Жанр
драма, триллер
Остросюжетный фильм о знаменитых танцовщиках, которых играют Михаил Барышников и Изабелла Росселлини. Танцы - основное достоинство этого фильма, сюжет же его очень малоправдоподобен. Барышников играет в фильме практически сам себя - известного советского танцовщика Николая Родченко, оставшегося в Америке. Росселлини же, наоборот, играет американскую балерину, во время Вьетнамской войны уехавшую в Россию. Когда самолет с Родченко, пролетая над Россией, терпит катастрофу, самого героя хватает КГБ и отдает на поруки бывшей американке. Но к этому времени героиня Росселлини уже нахлебалась "демократии" семидесятых годов, и в вместе с Барышниковым они замышляют побег.

последнее обновление информации: 24.02.17

В ленте «Белые ночи» Т. Хэкфорда речь идет о событиях не реальных, скорее даже фантасмагорических. Авария самолета, летящего из Лондона в Японию над территорией СССР, похищение службами КГБ советского танцовщика-невозвращенца, находящегося на борту, его арест и ссылка... в Кировский театр оперы и балета и, наконец, бегство — вся эта череда случайностей кажется неправдоподобной. Однако не невозможной: ведь приземлился же на Красной площади немецкий самолет, исчез с фестиваля в Венеции журналист О. Битов, а жену беглого танцовщика А. Годунова насильно продержали в самолете несколько суток, что тоже послужило основой для фильма, только советского. Установку на ассоциации с реальной жизнью создает и актерский ансамбль: героя, Николая Родченко, играет выдающийся танцовщик невозвращенец Михаил Барышников, его «alter ego» — американца, эмигрировавшего в Советский Союз в знак протеста против войны во Вьетнаме,— знаменитый чечеточник Грегори Хайнс. В роли полковника Чайки — польский режиссер Ежи Сколимовский.
Именно благодаря последнему и вопреки сценарию, являющему собой «очередной пример голливудской ксенофобии, стремящейся обвенчать немыслимый сюжет с шаблонными клише о Советском Союзе», фигура сотрудника КГБ чуть ли не впервые в кинематографе обретает объемность.
Чайка умен: довольно бессмысленная затея, отдающая тщеславной фанаберией,— заставить Родченко вновь выступить на сцене Кировского театра,— в его интерпретации обретает пропагандистский смысл.
Чайка хитер: он умеет проигрывать, под вспышками камер зарубежных репортеров провожает переводчицу Дарью в консульство США, хотя только что готов был скорее уничтожить ее, чем предоставить ей свободу.
На протяжении всей картины он отнюдь не бездумный проводник советской идеологии и политики. Все, что он делает, окрашено своеобразным личностным отношением, ибо для Чайки, безусловно, необычайно важен момент профессиональной (и интеллектуальной) репутации. Подобно тому, как в советских фильмах на военную тему в какой-то момент появился умный враг — когда поняли, что победа над врагом глупым и беспомощным не делает чести победителю,— западный кинематограф начал отказываться от одномерных противников.
Немногословная значительность Чайки, его уверенность обеспечены опорой на мощную машину КГБ и в то же время ослаблены страхом перед этой машиной. Сколимовский явно знает о службах безопасности чуть больше, чем другие создатели фильма, и даже чуть больше того, что он выносит на экран. И эта столь привычная для всех нас недосказанность обеспечивает невероятным происшествиям «Белых ночей» момент достоверности.

Ольга Рейзен

«Искусство кино» № 11, 1990 год

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 19
Маша Т.   23.04.2018 - 11:53
Для 85 года очень неплохо! читать далее>>
№ 18
Klausse (Петербург)   13.02.2018 - 21:26
Видимо, он лучше Вас разбирался в людях (я про Высоцкого). читать далее>>
№ 17
shkesper   13.02.2018 - 10:32
Особенно доставляет в этом фильме фамилия перебежчика - РОДЧЕНКО. )) Ну, прям как в воду глядели. Вот от таких вот предателей-Родченковых всегда жди беды. Как это его раньше не раскусили? (Я про Родченкова) Обиднее... читать далее>>
№ 16
Klausse (Петербург)   17.12.2017 - 22:13
На прошлой неделе наткнулся на Youtube на танцевальные ролики из фильма - совершенно потрясающая штука, пересматривал их несколько дней. И 11 пируэтов, и чечетку, и разогрев, и "Коней". Потом... читать далее>>
№ 15
levshulepnikov   6.01.2016 - 21:29
Фильм на редкость примитивный и глупый, но танец под "Привередливые кони" впечатляет. читать далее>>

Белые ночи (1985): пресс-центр >>

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен
19 ноября
Россия 1
19 ноября
Первый канал
19 ноября
Домашний
19 ноября
СТС
20 ноября
ТРК Украина
24 ноября
Первый канал
24 ноября
Россия 1
24 ноября
ТВЦ
24 ноября
Россия 1