Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Гроза над Русью (1992)

Гроза над Русью кадры из фильма
Год
1992
Страна
Украина
Фотоальбом
Обсуждение
Рейтинг
  8.333 / 6 голосов

   
Оператор
Композитор
Художник
Виктор Козлов
Продюсер
Георгий Дунь
Производство
Гласность—5 (Харьков)
Cерий
4
Жанр
драма, исторический фильм
XVI век, конец правления Ивана IV. Политика, приключения и любовь на примере жизни князя Серебряного. Последняя роль в кино Сергея Бондарчука.
По мотивам романа А. Толстого «Князь Серебряный».

последнее обновление информации: 27.03.17

награды, номинации, фестивали
Приз «За лучшее воплощение роли в историческом фильме» О.Борисову и специальный приз реж. А. Салтыкову «За вклад в развитие славянского кинематографа» МКФ «Золотой витязь—94» (Тирасполь);
История, которую мы потеряли...
Две экранизации «Князя Серебряного», создававшиеся в условиях острого организационного и творческого соперничества двух съемочных групп, получились, несмотря на это, весьма похожими одна на другую. «Царь Иван Грозный» режиссера Г. Васильева — лубочная, кичевая, бульварная версия этой истории. «Гроза над Русью» — фильм, созданный мастером квазиисторических полотен А. Салтыковым,— чуть серьезнее, добротнее, достовернее в смысле фактур, декораций, психологии и т. п. Но и в том, и в другом случаях исходный тираноборческий пафос уступает в силе совсем иным чувствам по отношению к власти — чувствам, воспитанным в нас всем нашим историческим опытом и обнаруживающимся как-то помимо воли создателей и той и другой картины. <...>
В фильме «Гроза над Русью» Иван Грозный в исполнении Олега Борисова — тоже большой злодей, но уже не такой стихийный, как в параллельной картине. Он обременен здесь рефлексией, размышлениями о государственной пользе и способен даже на какие-то сомнения морального толка. А в общем по типу личности и складу сознания он больше всего напоминает какого-нибудь секретаря обкома, наслышанного краем уха о правах человека, но при этом свято уверенного, что малейшее ограничение его личной власти приведет вверенное ему население к немедленной катастрофе. Поэтому он с легкостью прощает себе все — и опричнину, и казни, и убийство митрополита Филиппа. Этот органический сплав самовластия и государственного сознания воплощен Борисовым достаточно точно. Но в то же время он, увы, не подвергнут никакому нравственному анализу. Подобный образ власти воспринимается здесь как нечто в высшей степени естественное и само собой разумеющееся, не вызывает ни протеста, ни осуждения. Вспомним, как в свое время в фильме Эйзенштейна огромные усилия были потрачены на то, чтобы логически обосновать примат государства над личностью и оправдать право власти совершать преступления, несовместные с требованиями элементарного нравственного закона. И доказать это все же не удалось — интересы Великой державы не перевешивают у Эйзенштейна колыбельной Ефросиньи Старицкой над телом убитого сына в финале.

Наталья Сиривля

«Искусство кино» 1993 год, № 11

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 25
Любовь Шаргородская (Одесса)   12.04.2016 - 05:59
Ура! Нашла в Ютубе фильм "Гроза над Русью", посмотрю теперь обязательно! читать далее>>
№ 24
K-a-a (СПб)   26.08.2015 - 15:43
... филмът е много точно предава реализъм на класическата руска литература, "Бурята над Русия", руската история се илюстрира добре. читать далее>>
№ 23
пламен савов (Варна,България)   7.06.2015 - 02:10
Истинската "гроза над Русью" са подобните на това антируски "творения" на антиисторическото псевдоизкуство ! читать далее>>
№ 22
Блюмкин (Москва)   3.08.2014 - 22:48
Этот фильм наиболее приближен к роману Толстого. Однако актеры, на мой взгляд, играли неубедительно. Понравился только царь и Годунов. читать далее>>
№ 21
Караман Владимир (Старая Русса)   12.04.2013 - 08:13
Салтыков намеренно изменил сценарий, а может и вынуждено потому как исполнительница Елены то ли не хотела, то ли не могла играть. А без Елены и Серебряный теряется. И, вопреки этому, Устинов смотрится... читать далее>>

Гроза над Русью (1992): пресс-центр >>

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
25 июня
Россия 1
30 июня
Россия 1
30 июня
Первый канал
«Игрушки для взрослых»
Ролики фильмов

«Игрушки для взрослых»

Лос-Анджелес — город денег, знаменитостей и взрослых развлечений, здесь куклы живут бок о бок с людьми. Внезапно по мегаполису прокатывается волна преступлений, связанных со звездами популярного телешоу.