... 1946 год. Кремль объявляет широковещательную акцию добровольного возвращения на родину русских иммигрантов. Обманутые лживыми посулами, тысячи русских решают вернуться в Россию. Среди них врач Алексей (Олег Меньшиков) с женой (Сандрин Боннер) и ребенком. Вскоре они понимают, что совершили роковую ошибку... Да и Запад вовсе не спешит протянуть руку помощи своим бывшим гражданам...
Известный режиссер Р.Варнье ("Индокитай", "Французская женщина") на сей раз решил обратиться к одному из драматических периодов нашей истории. С помощью российских сценаристов, актеров и ассистентов ему удалось создать достоверную атмосферу сталинско-хрущевских времен без привычной в западных постановках "клюквы". О.Меньшиков ("Утомленные солнцем", "Сибирский цирюльник") играет человека, пытающегося путем компромисса с властью помочь своей семье выжить. С.Боннер ("Без крова нет закона", "Под солнцем сатаны") ведет свою героиню по сложному пути - от наивного непонимания окружающей обстановки к горькому познанию "прелестей" (в том числе и лагерных) советской жизни. Запоминается и Сергей Бодров ("Брат", "Кавказский пленник") в роли сына и внука "врагов народа", мечтающего во что бы то ни стало вырваться на Запад...
Бесспорно, со времен, показанных в фильме "Восток/Запад" многое изменилось. Но барьер между европейским Западом и Востоком все еще существует. А Европейский Союз и сегодня не торопится принять в свои объятья российских соседей...
Александр Федоров
Карта и картина мира представлены у Режис Варнье, в сущности, в абсолютно манихейском духе: добро есть добро, зло есть зло, и вместе им не сойтись. Действуют в фильме типические герои в типических обстоятельствах — не люди, а винтики, закрученные эпохой. Вот очкастый чекист, в глазах которого светится садистский огонек, когда он избивает женщину, вот засушенная селедка-директорша, изъясняющаяся только скрипучими партийными лозунгами, а вот карамельный комсомолец Саша, произносящий сладкое слово «свобода» так сладко, что аж зубы сводит.
У меня не хватит духу упрекнуть Сергея Бодрова-младшего в беспомощной игре, поскольку в сценарии для его персонажа не создано ничего, кроме плоского трафарета, и психологические мотивировки Сашиных поступков не очень понятны. К примеру, совершенно неубедительной выглядит предпринятая парнем попытка самоубийства после успешного побега на Запад.
Характеры в фильме именно что прочерчены, а не прорисованы, и только двоим — Сандрин Боннер и Олегу Меньшикову — удается сделать свои роли более объемными. Меньшиков и Боннер — в сущности, актеры близкого склада, и в лицах обоих читается скрытая печаль и утонченная нервность. И еще: и тот и другая умеют длить паузу на экране, что свойственно только большим артистам.
Глеб Ситковский
«Искусство кино» №8, Август 2000
обсуждение >>