Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Мне скучно, бес (1993)

Мне скучно, бес кадры из фильма
Год
1993
Страна
Россия
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг
  10 / 2 голоса

   
Режиссер
Сценарист
Композитор
Производство
Ленфильм, Антреприза Олега Борисова, АБ "Деловая Россия"
Жанр
драма, мистика
Фантастическая феерия по мотивам произведений Гете, А.С.Пушкина, Т.Манна и др.
Мефистофель страдает от безделья и скуки. На рынке, где можно купить все - от чеснока до книги по русской истории, ему удается отыскать душу артиста балета... Последняя роль в кино Олега Борисова (Мефистофель и Бог).

последнее обновление информации: 12.08.15

награды, номинации, фестивали
Номинация на приз Киноакадемии «Ника-93» в категории «Лучшая работа звукорежиссера» (Ю.Михайлов);
Отчего скучно с бесом
Для начала воздадим должное режиссерской смелости Юрия Борисова. В постмодернистскую эпоху он экранизирует вторую часть «Фауста» Гете, написанную последовательно романтически.
В конце XX века — времени распыления, деперсонификации Зла, следуя немецкому гению, выводит на свет Мефистофеля.
В разгар «метафизического бунта» в нашем кино заставляет зрителя встретиться с Абсолютом, то есть с Господом Богом.
И, наконец, презрев все кинематографические законы и не обращая внимания на печальные прецеденты (фильм «Пой песню, поэт» Сергея Урусевского, например), строит всю картину на последовательной декламации — Олег Борисов в роли гения Зла (а заодно по совместительству и его антипода) читает перевод Б. Пастернака прямо в кадре.{}
Стихи набегают друг на друга волна за волной, вы не успеваете не то что осмыслить, но даже понять их, возникают и проваливаются новые лица (остается в памяти лишь Император в выразительном исполнении Андрея Харитонова) — и при всем при том темп вязнет, поскольку динамика физического действия не подкреплена динамикой монтажного мышления.
Самое невероятное — гомосексуальная интерпретация темы «вечной женственности», а также публицистическая актуализация Гете, когда речь идет о всеобщей продажности и рыночной экономике. Упоминаются даже «депутаты», имевшиеся, как сказал режиссер, в одной из редакций перевода. Но звучит все это невероятно комично — как во времена ранней Таганки, когда торжествовала по крайней мере другая эстетика — брехтовская.
Разбирать такое кино практически невозможно, ибо оно, собственно, не предполагает кинематографа. Это заснятые на пленку режиссерские заготовки к черновым «прогонам» некоторых сцен. Снять вторую часть «Фауста» без лемуров, без Филемона и Бавкиды, вообще без «мгновенье, ты прекрасно — остановись!» — надо уметь. Все хаотически движется и при этом странно статично, как всегда бывает в декорациях.{}
Провал, однако, столь оглушительный, что уже привлек к себе внимание. Стоит начать сначала, с чистого листа, и поставить не «глобалку», а простенькую историю. С Олегом Борисовым, разумеется.

Андрей Шемякин

«Искусство кино», 1994 год, № 1 (стр.57)

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 3
Гребенкин Александр (Днепродзержинск)   17.02.2011 - 07:49
Авторы фильма пытались вольно соединить мотивы Гете, Пушкина, Манна в некий коктейль-фантазию, к тому же основанную на оригинальных стихах( с вкраплениями Пушкина и Гете), а также - актуальную для России... читать далее>>
№ 2
Евгений Грост   12.11.2009 - 23:59
Жаль, но смотреть было и скучно и тягостно. читать далее>>
№ 1
pronin   11.03.2009 - 17:11
Совсем недавно удалось посмотреть. Отличный фильм! читать далее>>
19 августа
Первый канал
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен