Не первый раз Дмитрий Астрахан ставит картину, безотказно действующую на зрительские чувства поколения сорокалетних. В мелодраме "Ты у меня одна" (1993) герою-неудачнику выпадал сказочный шанс изменить свою скучную жизнь и стать преуспевающим бизнесменом. В фантастической ленте "Четвертая планета" таинственный марсианский разум отправляет русского астронавта Сергея в 70-е годы, в провинциальный город его юности и первой любви. В роковой вечер после выпускного школьного бала любимая Сергея была убита каким-то пьяным подонком. И вот теперь Марс дает герою еще один шанс... Используя сюжетную линию "Марсианских хроник" Брэдбери, Дмитрий Астрахан "коварно" и безошибочно апеллирует к нашей ностальгии и к неосуществимому желанию изменить свое прошлое, хоть на минуту оказаться во временах своей молодости. При этом мир провинциальной России середины семидесятых воссоздается на экране в нескрываемо неряшливой стилистической манере: аляповатая цветовая гамма, весьма приблизительная в смысле точности бытовых деталей ретро, небрежный "кастинг" (25-летние актеры играют 17-летних). Кроме того, практически все роли исполнены на уровне рядового телеплея. Зачем? Почему?
Астрахана, одного из популярных в недавнем прошлом театральных режиссеров, а ныне известного кинематографиста, трудно заподозрить в элементарном непрофессионализме. Подозреваю иное: во-первых, желание сымитировать на экране немудреный стиль среднего московского кино 70-х, находившегося в вечном плену у низкого бюджета и допотопной технической экипировки, а во-вторых,если все, что видят вокруг себя Сергей и его друзья-астронавты, - фантомы, "вытащенные" из человеческой памяти и воспроизведенные Марсом, то почему они должны выглядеть безукоризненно точно? Ведь и наша память частенько нас подводит, а тут - чужой и загадочный инопланетный интеллект... Сам Астрахан, выбрав себе небольшую роль саксофониста в ресторанчике, словно подмигивает зрителям: дескать, не принимайте все это за чистую монету... Впрочем, легкая пародийность и нехитрые комедийные повороты "Четвертой планеты" не отменяют вполне серьезных, хотя и не новых, размышлений автора о смысле контактов между цивилизациями, о ностальгии в контексте проблем Любви и Совести, о том , что "человеку нужен человек"... А вот идеологический и политический антураж российской жизни 70-х Дмитрий Астрахан, несмотря на очевидные соблазны (как в разоблачительном так и в комедийном аспектах), эксплуатирует минимально. И, по-моему, это хорошо. Политика - вещь скоропортящаяся, а любовь и ностальгия - вечны.
Александр Федоров
обсуждение >>