Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

В субботу (2011)

В субботу кадры из фильма
Оригинальное название
Innocent Saturday
Год
2011
Страна
Германия, Россия, Украина
Фотоальбом
Обсуждение
Рейтинг
  4 / 15 голосов

   
Оператор
Олег Муту
Художник
Производство
киностудия «Пассажир», Non-Stop Production, Bavaria Film
Премьера
24 марта 2011, 26 апреля 2011 (Первый канал)
Сборы в России
$ 138 043
Жанр
драма
26 апреля 1986-го года — первый день после аварии на Чернобыльской АЭС. Суббота «незнания». Суббота, когда жизнь нельзя отменить, когда девушки, надевают выходные туфли на каблуках – потому что суббота – выходной день. События фильма разворачиваются в первые 24 часа с момента аварии. Главный герой картины становится невольным свидетелем катастрофы. Случайно он узнает всю правду о трагедии и оказывается перед моральным выбором: спасти людей или выполнить приказ «сверху» и не сеять панику.

последнее обновление информации: 10.06.18

Субъективное излучение
Наш кинематограф уже обращался к теме вышедшего из-под контроля мирного атома. Широкоэкранное полотно «Комиссия по расследованию» (режиссёра Владимира Бортко) было создано за восемь лет до чернобыльской аварии, и теперь смотрится полной противоположностью фильму Александра Миндадзе.

Если «Комиссия по расследованию» – это гимн союзу советских инженеров и бюрократии, совместно предотвращающих катастрофу, то фильм Миндадзе о спасении индивидуальном, показанном субъективно через узкий круг знакомых и случайных лиц уже после того, как катастрофа произошла. И по логике показанных в них событий и по времени создания оба фильма разделены Чернобылем, который как бы разрубил нашу историю на период, когда ещё были возможны фильмы-утопии о спасении через коллектив, и когда пришло время киногероев, рассчитывающих лишь на себя и ни в чём не доверяющих обществу. Подобный личный дневник «дезертира» (всё-таки главный герой – инструктор Горкома, «солдат идеологического фронта») был немыслим в советском кино. С другой стороны, кинополотно в жанре отчёта-расследования о неслучившейся на АЭС катастрофе (как вариант, на ГрЭС) вряд ли возможен в российском кинематографе сегодня, так как в дефиците вера в научно-технический прогресс и в то, что российское общество устроено рационально. Все мы теперь прожжённые циники и «знаем», что надежды на инженеров и технику мало, что все честные чиновники остались в советских фильмах, и единственный рациональный выход из надвигающейся катастрофы – бежать.

В ленте Миндадзе трудно найти кинематографические открытия в их, так сказать, чистом виде. Основные ингредиенты этого фильма – жанровые, эстетические – где-то встречались, а некоторые когда-то были открыты в совместных творениях сценариста Миндадзе и режиссёра Абдрашитова. Если коротко обозначать формулу, по которой фильм, если не варился, то узнаётся, я бы сказал, что это:

«Город Зеро». Абсурдная ситуация города-ловушки, попытка бегства героя из города, от себя и от судьбы.

«Дневной дозор». Смесь подлинных, бытовых примет времени и кинематографического сна-кошмара. Надвигающаяся катастрофа – это конец света, который инсценирован в узнаваемых подлинных декорациях.

«Питер FM». Ритм фильма, субъективность – герой в постоянном движении и в постоянном общении.

Плывущий, скользящий ритм картины, субъективная камера и смазанные этим ритмом характеры героев, поданные без психологического углубления, как бы репортажно, - всё это можно отметить как достоинства фильма и одновременно как недостатки современного российского кинематографа. В этой импрессионисткой манере режиссёр Миндадзе изобразил фильм-концепцию, субъективный кинопоток, несущий главного героя и вместе с ним зрителей сквозь события одного дня, не искривляясь, не останавливаясь на судьбах конкретных людей. В таком кино невозможен хотя бы эпизод, где бы царствовал второстепенный персонаж, как это нередко случалось в советских картинах. Понятно, что фильм задуман таким изначально, что даже главному герою отказано в подробной психологической прорисовке – весь фильм актёр Антон Шагин существует в довольно узком актёрском диапазоне.

За всем этими достоинствами фильма Миндадзе просвечивают недостатки нашего современного кинематографа в целом, который, увы, славится понижением общего уровня исполнительского искусства. Любимец творческого дуэта Абдрашитова и Миндадзе – актёр Олег Борисов в каждой роли сражался за увеличение её внутреннего объёма, выразительного, психологического, морального, смыслового… Актёры в фильме «В субботу» почти не сражаются за глубину образа. Из ролей второго плана можно вспомнить разве что двух партийных секретарей, которых режиссёр заставил заглянуть в «душу» реактора.

Не знаю, каким мог быть фильм «В субботу», если б свершилось кинематографическое чудо – и герои обрели бы более глубокое существование на экране. Но в рамках задуманного и исполненного мы увидели кино об убегающем человеке, а, как известно, во время бега многие чувства притупляются и сам бегун становится подобен машине.

Александр Седов

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 73
Yana_Arv (СПб)   22.02.2018 - 19:26
Фильм пролетел как один миг - оторваться от экрана было невозможно. Фильм понравился прежде всего своей непохожестью на другие фильмы. Тут всё очень жизненно снято. Никогда не видела ничего подобного.... читать далее>>
№ 72
С ветром (Москва)   21.08.2016 - 12:59
То: № 71 Мира777 Скромно замечу, что насчёт «никому» вы несколько преувеличили. Не менее скромно продолжу, что мне фильм очень понравился, о чём, как мне казалось, недвусмысленно здесь и излагалось. Кстати,... читать далее>>
№ 71
Мира777   21.08.2016 - 03:46
Фильм отстой конкретный! Почитала отзывы тут, не понравилось никому. Фильм ни о чем! Камера дрожит...герой все куда то бежит...Со второй половины фильма смотрела на перемотке. Герой бежит, все... читать далее>>
№ 70
илья владимиров (питер)   26.04.2016 - 12:21
Операторская работа тут, извините, вообще никакая. Невозможно смотреть. Нельзя таких людей подпускать к камере. Полное неумение. читать далее>>
№ 69
С ветром (Москва)   17.04.2015 - 07:20
То: № 68 Александр Рудман Ирония в том, что и «Отрыв», и тем более «В субботу» как раз гораздо сильнее по режиссуре, чем по сценарию. Вам хочется некоей «народной» истории, типа озеровских киноэпопей,... читать далее>>

В субботу (2011): пресс-центр >>

Все статьи пресс-центра >>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
22 июня
Культура
22 июня
Россия 1
23 июня
НТВ
23 июня
Россия 1
25 июня
Россия 1
«Тетя Маша»
Ролики фильмов

«Тетя Маша»

Молодая семья не подозревают, что их няня тётя Маша страдает душевной болезнью и искренне уверена, что девочка — ее родная дочь…