Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Родившийся в грозу (1965)

Родившийся в грозу кадры из фильма
Оригинальное название
Natashaxonim
Другое название
Наташа - ханум
Год
1965
Страна
СССР
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг
  10 / 2 голоса

   
Режиссер
Сценарист
Оператор
Композитор
Производство
Узбекфильм
Премьера
28 ноября 1966 (Москва)
Жанр
драма, исторический фильм
В огневые годы гражданской войны два друга мечтали о национальном узбекском театре для всего народа.

последнее обновление информации: 27.11.15

Бутафорные театральные маски и брошенное на них ружье — вот эмблема этого фильма. Его первый кадр поражает нас своей статичной живописностью. Фигуры в паранджах, ритмично покачиваясь, обступили пленника, привязанного к дереву, толстого бая, женщину, мечущуюся между ними. Что это? Традиционная восточная сказка о разлученных влюбленных? Но аппарат чуть отъедет назад — и откроется зеленоватый, облупившийся бок старенького вагончика. Таинственные фигуры в паранджах окажутся статистами. Молодая женщина с длинными косами сотрет грим, снимет парик — и мы увидим улыбающееся лицо юноши.
Это театр. Актеры народного узбекского театра — вот герои фильма «Родившийся в грозу». Гражданская война — время его действия. Театральные маски и ружье — может ли существовать что-либо более несовместимое? Но вся поэзия фильма в этом столкновении противоположностей.
Авторы картины, кинодраматург С. Нагорный и режиссер Л. Файзиев, словно бы очарованы живописностью ярких контрастов.
...Когда узбек Музаффар провожает первую узбекскую актрису, русскую девушку Наташу (по-узбекски Наташа-ханум), домой, вся слобода староверов, откуда она родом, словно бы разыгрывает спектакль на тему «Ханжество староверов». Свистят мальчишки, кто-то поет оскорбительную частушку, перешептываются старухи в черном, а двое парней на глазах у всего честного народа выплескивают на Наташины ворота ведро с дегтем. Характеры людей так же лишены полутонов, как и краски фильма. Все резко, отчетливо и статично. Пожалуй, только одному из героев фильма — Сабиру — свойственны какие-то сомнения. Что же касается Наташи и Музаффара, им не приходится переживать ту мучительную ломку старых представлений, которую переживает мир. И опять-таки мы можем предположить, что в жизни все было гораздо сложнее. Чтобы русской девушке прийти на узбекскую сцену, куда до нее не решалась ступить ни одна женщина, наверное, было недостаточно вырваться из-под материнского замка и в одной рубашке (так поступали обычно в старинных мелодрамах) убежать к Муэаффару. Нужно было переступить и через те внутренние, незаметные, но очень крепкие оковы, которые накладывали на души людей воспитание, религия. В жизни было иначе, говорим мы. А в театре? Быть может, стилистика фильма в какой-то степени навеяна пьесами, что шли в те годы на подмостках народного театра? «А вдруг все это — продолжение спектакля?»— говорит Наташе Музаффар, и эта фраза поистине может служить ключом к фильму. Подчеркнуто театральна не только режиссура картины, но и работа главного оператора А. Панна, композитора М. Ашрафи, актеров У. Алиходжаева, О. Амалиной, Р. Пирмухамедова, Н. Никитиной и других. На подмостках сцены объясняются в любви Музаффар и Наташа, и на подмостках сцены умирает смертельно раненный Муэаффар. Эпизоды фильма как бы сливаются с эпизодами из спектаклей.
И поэтому нам не хочется спешить с вынесением окончательных оценок. Фильм верен себе не только в своих достоинствах, но даже и в своих недостатках и в целом, безусловно, является интересной, хотя не во всем удавшейся попыткой воссоздать на экране дух родившегося в революционную грозу народного театра. И эта верность избранному пути особенно отрадна, ибо она свидетельствует о творческой целеустремленности узбекских кинематографистов.

Т.Хлоплянкина

«Советский экран» № 19, 1966 год

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 7
Евгений Мишков (Netanya Israel)   18.02.2017 - 00:01
Неужели могли уничтожить эту ленту?! читать далее>>
№ 6
Josef (Tashkent)   6.01.2017 - 20:40
Если этот фильм не уничтожили, я попытаюсь его найти. читать далее>>
№ 5
Надежда Думина (Королёв)   29.12.2015 - 23:46
Нигде не нашла этого фильма! Ни скачать нельзя, ни посмотреть он-лайн. А, судя по рецензии, фильм очень интересный. Может быть кто-нибудь знает, как его достать? читать далее>>
№ 4
Борис Нежданов (Санкт-Петербург)   29.01.2015 - 21:08
Жаль, что кадры на страничке фильма черно-белые. На большом экране и в цвете это очень красочный фильм. В 60-е годы запомнился довольно необычным сюжетом для фильма о годах гражданской войны в Средней... читать далее>>
№ 3
Евгений Мишков (Netanya Israel)   14.05.2013 - 23:28
В тот далёкий 1966-ой год я был 14-летним учащимся музыкально-художественной школы-интерната, которая располагалась в те годы на Бешагаче по соседству с художественным училищем им. Бенькова. Кто-то из... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен
23 мая
Домашний
25 мая
Первый канал
25 мая
ТВЦ
26 мая
Россия 1
27 мая
НТВ
27 мая
Первый канал
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен