Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Девочка и эхо (1964)

Девочка и эхо кадры из фильма
Оригинальное название
Paskutinė atostogų diena
Другое название
Последний день каникул
Год
1964
Страна
СССР
Фотоальбом
Обсуждение
Рейтинг
  9.706 / 34 голоса

   
Сценаристы
, ,
Оператор
Композитор
Производство
Литовская киностудия
Премьера
март 1965 (Вильнюс), 30 декабря 1965 (Москва)
Количество зрителей в СССР
5 800 000
Жанр
детский фильм, мелодрама, экранизация
Экранизация рассказа Юрия Нагибина "Эхо".

Летом девочка Викторина, Витька, гостит у деда, который по утрам уходит в море на лодке ловить рыбу, она трубит в рог на восходе солнца и не хочет уезжать.
Мечтательная девочка больше всего любила одиночество и, как всегда, купалась голой в морских волнах. И однажды на берегу познакомилась с мальчиком, подружившись, она поведала ему все свои тайны. С радостью для себя она замечала, как он все хорошо и верно понимает. Так у девочки появился друг, который, как и она, разговаривал с эхом. Но они были очень разными, потому что девочка разговаривала с эхо, а мальчик больше собирал стекляшки. Неплохой мальчик "предал" девочку из-за "карьеры". Однажды мальчишки обидели девочку - спрятали её платье. А друг не заступился. Тогда героиня, собрав волю в кулак, выходит перед мальчишками из моря, чтобы забрать у них свою одежду.
Девочка обиделась до слёз, но на заброшенном пляже нашла странную заброшенную телефонную будку - чтобы позвонить надо не опустить монетку, а вытащить. Девочка набирает случайные номера, и все говорят ей: здравствуй! Оказывается, что девочка не одна и что известное ей чудо с эхом – не единственное на свете. Чудеса встречаются на каждом шагу, их надо только увидеть.
Неплохой мальчик, раскаиваясь, совершает "подвиг", но не для девочки, как оказалось, а самоутверждаясь в мальчишеской компании.
До этого он с той же целью совершает сразу два предательства – не приносит девочке одежду, когда она просит, и выдаёт её тайну – эхо.
Мальчик совершает "подвиг" - он вылавливает в штормовом море сразу 2-х крабов и спешит показать их девочке. Его «подвиг» оказывается таким же бессмысленным, как и предыдущие предательства, потому что даже два краба не делают его лидером среди группы мальчиков.
Девочке на эти игры во власть и иерархию наплевать; она сидя на берегу, играет с помеченным крабом, даже не думая сначала демонстрировать его ребятам, она рассматривает краба всего лишь как краба. Всё же девочка решается показать краба, и мальчишки её даже называют, по этому поводу, дурой. И тогда девочка просто выбрысывает краба. А мальчик, который ждёт от девочки не прощения, а руководства, остаётся ни с чем. Девочка его тоже "выбрасывает", с двумя крабами: её больше не волнуют условности человеческих отношений и она уезжает домой, оставляя мальчика в глубоком замешательстве.

последнее обновление информации: 29.12.15

награды, номинации, фестивали
Специальная премия жюри XVIII Международного кинофестиваля в Локарно «Серебряный парус» (1965).
Большая премия жюри VI Международной встречи фильмов для молодежи в Канне (1965)
На V кинофестивале республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии (1965) удостоены премий: А. Жебрюнас — за режиссуру; И. Грицюс — за операторское мастерство
Премия Ленинского комсомола Литовской ССР за 1970 год присуждена режиссеру А. Жебрюнасу за постановку фильмов для детей и юношества, в том числе и за фильм «Девочка и эхо»

Последний день каникул
Новелла Ю.Нагибина, по которой сделан фильм "Девочка и эхо", способна расположить ее экранизаторов к умилению, к приятной художественной расслабленности. Если бы сюжет этот достался не режиссеру Арунасу Жебрюнасу вместе с оператором Ионасом Грицюсом, фильм легко мог бы получиться инфантильным, одуряюще сладким, по мысли своей коротким и наставительным. Но сосредоточенная, естественная в своей поэтичности мысль и манера режиссера, высокая, без позы, внятая и полнозвучная киноживопись оператора устранили эту близкую опасность. Их картина получилась строгой, потаенно значительной, чуть странной.
Трудно рассказать этот фильм, потому что главное тут - не "история". Ее как раз передать несложно: девочка прожила у моря лето, должна уезжать. Ждет отца, который заберет ее. Проводит целый день одна на пустеющем осеннем берегу и в этот последний день узнает слабую, растворенную во всем горечь расставания и острую, застревающую, как заноза, боль от чужого слабоволия, от торопливого и какого-то покладистого предательства, когда, заискивая перед главарем мальчишеской компании, от нее отступится товарищ этого ее последнего дня у моря. Мальчик задешево продаст ее секрет-секрет эха, которое отвечает тебе в горах, как только что продал ее самое на каменистом пляже, где скучающие подростки забрали ее одежду и получили свою толику развлечения от ее испуга, сердитого стыда и девчоночьей наготы. Эту-то компанию ребят, ухмыляющихся, щеголяющих расхлябанностью движений и брюзгливым выражением лица, мальчик поведет по тропинке наверх, чтобы эхо прокричало для них, а эхо будет молчать, и мальчик испугается, что запыхавшиеся на крутом подъеме спутники в отместку за напрасные труды что-нибудь выкинут над ним, и еще больше испугается молчания эха, и больше всего испугается собственной маленькой бессовестности, собственного первого предательства, и станет искать девочку, и пробовать остановить на дороге машину, чтобы нагнать ее - уже уехавшую, уже расставшуюся с этим днем, с морем и с ним.
Трудно рассказывать этот фильм, потому что главное тут - даже не мысли, которые из этой истории извлекаются. Простота расшифровки таит в себе опасность. Провозглашая, что только "имеющие уши" слышат мир во всем его полноголосии, что только "имеющие глаза" видят его, пока иные бродят тут с таким выражением лица, будто их обсчитали, - провозглашая такое, фильм рисковал быть и чувствительным, и наставительным, и небогатым, и не новым. Но "Девочка и эхо" имеет иную художественную цель, нежели проповедь: умейте видеть мир, растите в себе чистоту и открытость души, и тогда все вокруг откроется вам и отзовется... Фильм ничего не провозглашает, но сам есть чудо поэтического зрения.
Жизнь и смысл фильма именно в этом.
В начальных кадрах девочка трубит в рог у моря. Звук странен, слитен с шорохом волн, как странен сам этот старый почтовый рожок с несколько раз закрученным медным телом. Он, наверно, найден в старых вещах где-то в сарае, но он и похож на раковины, в которые трубят тритоны на старинных полотнах, изображающих морские триумфы. Линии его подобны также линиям, какие вычерчивают в воздухе дельфины, выскакивающие из воды, - в глубине кадра они проплывут однажды, выбрасывая вверх блестящие и радостные тела. И оно будет важно для картины Жебрюнаса, это появление дельфинов, как важно здесь все - ясный и бессолнечный свет, в котором ничего не выделено и ничего не исчезает, и простор кадра, безраздельно занятого морем, небом или скалою. Ионас Грицюс, один из лучших советских операторов, снял фильм "Девочка и эхо" без тени сентиментальности, без тени красивости, без малейшей подделки "под ребенка". Разве что в ощущении огромности и простоты моря есть что-то от фразы из детского сочинения, которая привела в восторг Чехова: "Море было большое" Большое море. Большое небо. Большие скалы. Мир фильма прежде всего велик, и в этом его главная красота. Грицюс все время сохраняет "крупность зрения", он обобщает, не отвлекаясь на подробности, не размениваясь на детали, как бы они ни были хороши.
Камеру настроила резкая, сухая, необщительная красота степного восточного Крыма; и она смотрит на этот мир глазами этого мира - пристальными, лишенными восторженности. Режиссерски изобразительная мелодия фильма идет не от стиха, а идет от ритмически выверенной прозы - с ее назывательными перечислениями и скупостью определений, с ее закрытой интонацией. Вот почему так хороши здесь именно медленные, ровные панорамы, именно "проза", вроде будки телефона-автомата у самого моря, каких-то бетонных конструкций на том же берегу или на платформах огромных грузовиков, уходящих по степной дороге. И при всем том море, земля, небо здесь воспринимаются в своем естестве стихий, а детскость здесь сродни эпичности.
Из этих волн не выплывает древнегреческая Амфитрита, супруга Посейдона, и все же в них есть та значительность и одушевленность, которые некогда заставляли человека видеть в море богов. В фильме будет обязательное, органичное для него "перенесение": одухотворение, чудо здесь произойдет, но случится оно в телефонной будке, в серой металлической кабине, примостившейся рядом с загадочными в своей недостроенности опорами какого-то прибрежного сооружения. Девочка залезает сюда, чтобы поиграть, будто она разговаривает по телефону, а отключенный автомат нежданно отзовется ей десятками человеческих голосов, и она будет крутить и крутить диск, вызывая снова и снова эти человеческие голоса, смеющиеся и радующиеся, и сама будет смеяться, и дождь монеток, который осыпает ее здесь, будет так же чудесен и щедр, как золотой дождь эллинских мифов...
Литовский кинематограф складывается сейчас в одну из интереснейших школ в советском киноискусстве: после "Живых героев", где тот же Жебрюнас снимал лучшую здесь новеллу "Последний выстрел", после "Канонады" и "Шагов в ночи", после тревожной, неуравновешенной и такой талантливой "Хроники одного дня" Витаутаса Жалакявичюса картина "Девочка и эхо" дает тому новое свидетельство.

А.Иноверцева

Сборник "Экран 1965". 1966.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 300
СанЖорыч (Екатеринбург)   17.11.2018 - 09:18
Видел этот чудесный фильм когда-то в детские годы и он оказал на меня большое влияние. Воспоминания о нем всегда придавали сил в ситуациях подобных моменту с выбором, какую занять позицию - подать платье... читать далее>>
№ 299
Андрей Малиновский   14.10.2018 - 09:07
Недаром в этих сценах мы лица не видим,а когда Вика плывет по-собачьи-видим. читать далее>>
№ 298
Андрей Малиновский   14.10.2018 - 03:35
memopy,заметьте:перед тем,как встретить Ромаса,Вика плывет по-собачьи.Казалось бы,зачем плыть по-собачьи тому,кто может лучше?Мое мнение следующее:это плывет сама Лина,а в других сценах на плаву ее дублируют. читать далее>>
№ 297
Астрая   15.09.2018 - 15:16
"...А мы всё ставим каверзный ответ И не находим нужного вопроса..." В. Высоцкий. "Мой Гамлет"... ... Тарковский снял бы другое, без тайны, как русский человек, либо падший, либо воспаривший. Жебрюнас... читать далее>>
№ 296
Андрей Малиновский   7.09.2018 - 08:54
Сам я до 14 лет вообще на воде не держался. читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен
19 ноября
Россия 1
19 ноября
Первый канал
19 ноября
Домашний
19 ноября
СТС
24 ноября
Первый канал
24 ноября
Россия 1
24 ноября
ТВЦ
24 ноября
Россия 1