Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Закройщик из Торжка (1925)

Закройщик из Торжка кадры из фильма
Год
1925
Страна
СССР
Фотоальбом
Обсуждение
Рейтинг
  10 / 15 голосов

   
Сценарист
Оператор
Производство
Межрабпом-Русь
Премьера
27 октября 1925
Жанр
комедия, мелодрама, приключения
Эта картина, снятая по заказу Наркомфина была задумана как реклама государственного выигрышного займа. Незамысловатый сюжет о том, как к скромному закройщику Пете Петелькину (Игорь Ильинский), квартиранту вдовы Ширинкиной, попала выигрышная облигация, не претендовал на какой-то особенный результат. Тем более что для Якова Протазанова, мастера психологической драмы, это вообще была первая попытка работы в комедийном жанре. Как оказалось, попытка весьма успешная. Получилась яркая сатирическая комедия, с веселой интригой, сочными типажами, выразительными зарисовками жизни провинциальных обывателей времен нэпа.
Фильм очень понравился зрителю. А вот мнения критиков резко разделились. Одни предъявляли фильму претензии за то, что в нем не показана борьба старого с новым, другие упрекали в том, что он… скучен. Хвалили Марецкую за найденный ею образ провинциальной простушки, за естественность ее игры, зато Ильинскому сначала досталось, особенно за его бурлескную эксцентричность.

Не сразу стало понятно, что Протазанов открыл для советского кино новый вид кинокомедии - комедию характеров. Не будет преувеличением сказать, что история советской кинокомедии во многом началась именно с <Закройщика из Торжка>. Протазанов собрал в нем замечательный актерский ансамбль: Ольга Жизнева (Незнакомка), Анатолий Кторов (молодой человек), Вера Марецкая (Катя), М. Дейкун (вдова Ширинкина), Серафима Бирман (соседка)

последнее обновление информации: 16.10.14

Комедия Якова Протазанова "Закройщик из Торжка" планировалась как произведение недвусмысленно "ангажированное": по заказу Наркомфина нужно было сделать кинорекламу государственного займа. Но как нередко случается в подобных случаях, фильм намного перерос узкие рамки рекламного ролика и стал живой, полнокровной комедией. Конечно, утверждение автора монографии о Протазанове М.Арлазорова, что "в кинематографической практике существует парадокс: чем хуже материал, тем интересней творческое решение", нельзя принять за аксиому, но в данном случае оно, по-моему, совершенно верно.
...Скромный паренек Петя /Игорь Ильинский/ с очень "портновской" фамилией - Петелькин - работает в швейной мастерской вдовы Ширинкиной. Имея ввиду Петино трудолюбие и здоровье, а главное - перспективу приобретения фактически бесплатного работника, вдова, как нетрудно догадаться, хочет женить его на себе. Накануне свадьбы безмятежный Петя идет за подарком невесте и встречает изрядно истрепанную даму из "полусвета", единственным достоянием которой осталась облигация. Жалостливый простак Петя покупает ее и сдуру приносит вдове... Вот тут-то и начинаются невероятные приключения, связанные с крупным выигрышем /иначе зачем тогда, скажите пожалуйста, нужно было заказывать агитку?/. Злополучное изделие госзнака переходит из рук в руки... Но финал, как и следовало ожидать, счастливый: Петя женится на домработнице Кате /Вера Марецкая/, и выигрыш становится их свадебным подарком...
Сюжет "Закройщика..." незамысловат, но ценность картины не в нем. Сочными, запоминающимися штрихами Протазанов создает достоверную атмосферу быта, наравов и характеров "нэповских" лет, запечатленную острым и ироничным взглядом. К несчастью, многие критики 20-х годоа не обратили на это должного внимания, обвинив комедию в "пропаганде частнособственнических инстинктов", в "безудержном американизме" и трюкачестве. Меж тем, трюк есть трюк. У него нет национальной принадлежности. А в картине Протазанова немало оригинальных, эффектных моментов, остроумно, с выдумкой снятых /хотя бы применение обратной, замедленной съемки в сцене неудавшегося Петиного самоубийства под колесами поезда/. Думается, это один из ярких образцов российского развлекательного кинематографа...

Александр Федоров

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 16
Night Owl   25.04.2018 - 15:16
Еще мне нравится короткометражка с Жеймо "Разбудите Леночку":) читать далее>>
№ 15
Волкова Наталья (Красноярск)   25.04.2018 - 15:12
... Абсолютно с вами согласна. Хочу еще добавить к вашему фильму: Бабы рязанские, По закону, Дон Диего и Пелагея, Когда пробуждаются мертвые, Девушка с коробкой, Кукла с миллионами, Процесс о трех миллионах,... читать далее>>
№ 14
Night Owl   25.04.2018 - 14:58
... Есть много прекрасных фильмов "без озвучки". Рекомендую: Третья Мещанская (Любовь втроем); Катька - бумажный ранет; Поцелуй Мэри Пикфорд; Папиросница от Моссельпрома; Чертово колесо (Моряк... читать далее>>
№ 13
Римма Марковна (Алма-Ата)   25.04.2018 - 07:44
Не особо хотела смотреть фильм - думаю он же без озвучки - какая-нибудь ерунда. Но фильм так хорошо поставлен и всё ясно и понятно, конечно благодаря пояснениям появляющимся на экране и да и по смыслу... читать далее>>
№ 12
Волкова Наталья (Красноярск)   8.11.2017 - 17:16
... Поддерживаю твою оценку, Гена. Вчера посмотрела полностью впервые и с огромным удовольствием. Это любимый фильм моей бабушки. Советую посмотреть тебе "Когда пробуждаются мертвые". В главной... читать далее>>

Закройщик из Торжка (1925): пресс-центр >>

Яков Протазанов: искушение было опасным
Яков Протазанов: искушение было опасным
Кинокарьера Якова Протазанова началась в 1906 году, когда он, 25-летний выпускник коммерческого училища, вернувшийся из длительной поездки по Франции и Италии, попытался написать первый в своей жизни сценарий.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен
15 декабря
Россия 1
15 декабря
Россия 1
16 декабря
Первый канал
16 декабря
1+1
17 декабря
НТВ
17 декабря
Россия 1