Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Каждый день жизни (1973)

Каждый день жизни кадры из фильма
Год
1973
Страна
СССР
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг
  10 / 2 голоса

   
Шахтерский городок Донецк со специфически сложными горно-геологическими условиями. Новому главному инженеру Марату Жукову дирекция шахты ставит задачу закрыть опасную лаву, где работает бригада Доценко, - одна из лучших шахт перестала выполнять план. Сделав расчеты, Марат обнаружил возможность выхода на нормальный пласт и смог убедить начальство, что не стоит расформировывать дружную бригаду...

последнее обновление информации: 27.11.17

На шахту приехал новый главный инженер Марат Жуков. Со стороны приглашен этот блестящий инженер, многому обучившийся в столичной среде деловых людей,— у него лицо такое твердое, резкое, умные глаза и прочные челюсти. У него безвременно скончалась жена, есть дочь Таня.
Но приглашен он на уже известную нам роль новатора-преобразователя. Новый главный инженер призван доказать, что нерационально сохранять за бригадой Доценко самостоятельный участок, если он дает в сутки не тысячу тонн угля, как каждый из остальных, а всего триста—четыреста. Между тем, если бригаду Доценко разверстать по другим участкам, выиграет и производство в целом и шахтеры.
Жукову ли не знать цены оперативному простору, а эта лава только силы сковывает. И Марат начинает точно в духе законов НТР: «А почему нельзя закрыть завтра? Почему на это нужен месяц?» И слышит в ответ нечто: «Завтра — суббота». Весь фильм — объяснение, почему нельзя, хотя и надо. Объяснения поверхностные, буквально даваемые в «словах, словах, словах»: в бригаде Доценко не случайные люди, а настоящие шахтеры, сплавившиеся в монолит с высокой внутренней температурой, раздроби его — погаснут. Не цифрой, мол, единой жив человек. Не только люди — для дела, но и дело для людей и т. п. Это не ново и легко может быть опровергнуто словами же: люди на всех участках наши, те же шахтеры, притрутся! Тем более, что игрой в поддавки со зрителем ( и с темой) выглядят некоторые диалоги: «Не могу я от них уйти...В прошлом году у нас был выброс газа. Я тогда испугался и побежал на выход. Они все видели... И тогда мне никто даже слова не сказал. Взглядом не дали понять!» — говорит могучий, черноликий красавец Семен. Марат: «Но по инструкции шахтер не обязан рисковать своей жизнью ради жизни другого!»
Данью полупочтенной традиции «аварийного» псевдогероического кинематографа звучит и признание самого Доценко (Н. Мерзликин): «Когда уголь идет нормально, без обвалов, воды мало в шахте.,, так скучновато!» Попытка с явно негодными средствами — и пренебрежение одного из героев фильма, Григория, к арифмометру (на предмет посрамления всяких там ЭВМ): можно крутить ручку тысячу раз, а можно и не крутить — все равно уже в уме сосчитано.
Но среди проходного, необязательного и просто ошибочного вы не раз и не два ощутите удар правды. Удар правды—и в любовной пристальности камеры, когда она, едва касаясь, как бы ласкает утомленные черные шахтерские лица, и в высокой, пронзительной, щемящей песне Василя, когда пришло все же известие о закрытии лавы. Удар правды несет в себе и сцена в опасном забое, когда замер конвейер, а черные лица застыли в нечеловеческом напряжении, светясь тем единственным, ослепительным светом — на что лишь бледный намек в словах «шахтерское братство». Ощущение правды ,— и в тонком тумане над терриконами, и в немудрящих заботах под кровлями полудеревенских домиков, и в лучшей, по-моему, сцене, когда идут по аллее шахтеры со смены и расходятся молча, на полукивке — легкое иго пережитого вместе, бессловесная нежность солдат.
...По тугой, холодной лестнице взлетая к своим телефонам, Марат по московской привычке решал попутно кучу дел: время! Сроки! Все правильно — стиль НТР! Только ведь если бы не встретил Марат такого вот Доценко, с кем нельзя, ни в коем случае нельзя решать проблемы на лестнице, не получилось бы так, что и в душе он постепенно привык бы решать на бегу, по селектору? Вот один из главных моральных вопросов, что рождается в рамках этого традиционного производственного сюжета. Тимур Золоев не дошел еще до настоящего угля, на его ленте видим мы немало легкой, лишней породы. Но эта лава (я имею в виду производственный сюжет) по-прежнему весьма перспективна, потому что искусство, как известно, есть не руководство к хозяйственной работе, а напоминание об идеале.

К.Коробков

"Советский экран" № 23, 1974 год

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 4
Мария Воробей (Серпухов)   4.03.2013 - 14:07
Где можно смотреть онлайн?или скачать?я хочу смотреть.жду ответ) читать далее>>
№ 3
телеман   29.01.2013 - 18:20
№ 1 Игорь Ш. (Москва),№ 2 Александр42,может имеется в виду городок в России читать далее>>
№ 1
Игорь Ш. (Москва)   23.12.2010 - 13:22
Ничего себе описание фильма! "Шахтёрский ГОРОДОК Донецк"! "Городок" уже в те годы был с миллионным населением, так, для справки... )) читать далее>>
9 декабря
Интер
9 декабря
Россия 1
11 декабря
ТВЦ
13 декабря
Домашний
14 декабря
ТВЦ
14 декабря
Россия 1
15 декабря
ТВЦ
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен