На экране — история одной операции, дерзко проведенной группой советских разведчиков в тылу врага. Стремясь раскрыть стратегические планы фашистов и тем самым помочь нашим войскам в наступлении, герои фильма на трофейном «мерседесе» прорываются через кордоны противника, ловко маскируются под солдат вражеской патрульной службы и ценой героических усилий добывают важные данные.
Авторы фильма «Мерседес» уходит от погони» взялись решить задачу ответственную: средствами приключенческого жанра воплотить священную тему — подвиг советского солдата.
Уже само название фильма обещает погоню, без которой, как известно, не обходится ни одна приключенческая лента обещает оно и благополучный финал — «мерседес» от погони уйдет. Авторов, а вместе с ними и зрителей в первую очередь интересует то, как будет осуществлена операция, как в рамках конкретного сюжета воплотится тема подвига.
Первые же эпизоды картины отмечены стремлением ее создателей выйти за пределы жанровых ограничений снятые с высоты военные сражения, широкая панорама битвы словно раздвигают пространство фильма, сосредоточенного на локальном событии. Немало способствует этому и выразительная музыка композитора Е. Доги — ее импульсивные интонации, стремительное, темпераментное движение и общий торжественный строй.
Важная особенность драматургии фильма заключена в том, что в нем нет главного героя. Нет персонажа, вокруг которого строилось бы все действие. Человеческие качества героев, их судьбы открываются нам ровно настолько, насколько они проявились по ходу операции. Поэтому правомерно сказать, что герой фильма — вся группа разведчиков.
Мы волнуемся за них, радуемся их победам, вместе с ними переживаем опасности. Нас не только захватывает азарт — зрительское сочувствие героям серьезнее, глубже.
К сожалению, не на всем протяжении картины авторы соблюдают художественный масштаб, заданный в лучших сценах. Порой фильм сбивается на скороговорку, иные его события недостаточно мотивированы сюжетно. Но, несомненно, внимания заслуживает попытка режиссера Ю. Ляшенко на материале, ограниченном рамками «события местного значения», многое сказать о героическом времени, до сих пор отзывающемся в нашей благодарной памяти.
Анна Кагарлицкая
«Советский экран» № 12, июнь 1981 года
обсуждение >>