Это на редкость своеобразный фильм. Титры сообщают, что он сделан «по мотивам» ранних произведений М. Горького и воспоминаний старых русских актеров. Это так: с первых же кадров мы попадаем в точно обозначенный и правдиво показанный мир губернской провинции начала века. Мир бедный, тягостный по атмосфере и в то же время какой-то напряженный, живущий словно бы в ожидании неизбежных и крутых перемен. Мир, населенный странными людьми, умными, но глубоко несчастными чудаками. Нищими философами, ерничающими фабрикантами и купцами, резонерствующими интеллигентами...
Действующие лица фильма в большинстве — актрисы и актеры провинциального театра. Исполнителям, надо полагать, было не легко показывать их, не повторяя того, что уже было. А было многое. Как-то так получилось, что специфический мирок старого русского театра показывался на экране в жанрах драмы и комедии, водевиля и оперетты. Были и циничные внешне, а на самом деле одинокие и несчастные комики; и импозантные трагики — герои на сцене, а в жизни беспомощные, замученные бедностью люди.
И ведущая актриса фильма — Инна Макарова в роли Ларисы Добрыниной. Это не простая роль — Лариса посвящает жизнь «высокому искусству», но театральный быт заставляет заниматься чепухой; у нее чистая -душа и есть возможность сторониться житейских дрязг, но жизнь втягивает ее в свои омуты, делает невольной причиной смерти человека; наконец, безответная любовь, которую питали к Ларисе, бумерангом ударит и по ней, и она сполна узнает, что это значит — безответно любить...
Ромил Соболев
«Спутник кинозрителя», май 1980 года
обсуждение >>