Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Главная / Советское кино / О / / информация о фильме
Кино-Театр.ру мобильное меню

Отцы (1988)

Отцы кадры из фильма
Год
1988
Страна
СССР
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг
  9.091 / 11 голосов

   
Действие фильма разворачивается во второй половине 1960-х годов.
Главный герой картины - молодой работник аппарата Владимир Новиков, обаятельный, образованный, энергичный человек - процветающий функционер. У Новикова юная возлюбленная - студентка Таня, на которой он никогда не женится (есть семья, двое детей, тесть из "бывших").
...На ударной комсомольской стройке в Сибири Новиков должен ликвидировать конфликт, возникшей между комсомольской организацией и руководством. Он это делает с присущей ему холодной подлостью, как опытный провокатор. И вот тут-то появляется главный герой - отец его возлюбленной Тани, Иван Дронов, рабочий человек, воплощение чистого, нравственного начала. Именно поэтому ему дано право возмездия. Новиков - осквернитель ценностей, святых для Дронова и его поколения - поколения людей, защитивших Родину от фашизма.

последнее обновление информации: 27.11.19

Фильм, рассказывающей о временах крушения «оттепели».
Для режиссера Аркадия Сиренко сценарий этого фильма был историей о недавнем прошлом. Драматургом Евгением Григорьевым он писался в конце 60-х годов как история о настоящем. Наверное, можно в конце концов разобраться в том, в каком контексте следует рассматривать сегодня «полочные» картины — в историческом или современном. Но как быть с «полочными» сценариями, запущенными в производство только сейчас? Как воспринять происходящие в них события — как исторический комментарий к грядущему застою или как некий урок, чей нравственный смысл был определен в 60-е годы раз и навсегда?
Вопросы эти совсем непраздные уже потому, что ситуация, запечатленная фильмом «Отцы», по-своему беспрецедентна: убийство во имя справедливости. Точнее даже — казнь во имя справедливости. Еще точнее — самосуд во имя справедливости.
Я намеренно отсекаю трагический итог большой двухсерийной картины от ее основного действия. Эпическая манера повествования, приверженность к которой всегда обнаруживал А. Сиренко, придает финальным эпизодам его нового фильма чуть ли не оперную монументальность. Скупая величественность, с которой герой Олега Борисова — один из «отцов» — готовится к акту возмездия (совет с фронтовым другом, омовение в бане и т.д.), сравнима, пожалуй, с обрядом «обряжания» отчего дома старухой Дарьей перед его сожжением в фильме «Прощание». Но у Климова были основания выявить в житейском эпизоде архетипический. смысл: пафос преобразования природы, против которого протестовал фильм, обернулся для всех нас подлинной катастрофой. Но какой «вечный» смысл можно извлечь из того, что пожилой человек решил убить бывшего возлюбленного своей дочери? Что за этим — драма патриархального сознания? Жажда социального возмездия?
История карьериста с «рабочей» биографией Володи Новикова (Б. Щербаков) явлена на экране со всей максималистской прямотой, свойственной молодежной публицистике в 60-е годы. Разве что поначалу этот характер обещает подлинную сложность. Но вот герой со своей возлюбленной оказался на комсомольской стройке, где демагогически уговорил рабочих отказаться от своих претензий к администрации,— и вся его двуличная сущность предстала, как в воскресном фельетоне. И за это так красиво убивать, списывая на заблудшего конформиста все мировое зло, как будто бы все остальные — и дети, и отцы — к этому злу непричастны? Нет, видимо, стоило прожить последние двадцать лет, чтобы убедиться в обратном.

Вячеслав Шмыров

«Советский экран» № 6, 1989 год

Есть такой искусствоедческий термин - самодвижение художественного образа.
Обозначает это неовпадение исходных авторских намерений и полученного результата. Нечто подобное, по-моему, произошло в фильме сценариста Евгения Григорьева и режиссера Аркадия Сиренко "Отцы". В давнем сценарии, ставшем ВГИКовской легендой за 20 лет до съемок, честному рабочему, бывшему фронтовику Дронову противопоставлялся негодяй и карьрист Новиков. Сей тип жестоко обижал чистую и романтическую дочь Дронова...
А в фильме "Отцы", на мой взгляд, вышло наоборот. Борис Щербаков вовсе не стремится вымазать своего героя денгтем с головы до ног. Сыгранный им преуспевающий министерский чиновник не лишен интелеекта, обаяния, деловой энергии, иронии. Логика его поступков весьма убедительна. Да, он конформист, "человека свиты". Н о разве он один? Что легко прощается тысячам посторонних подлецов и ловеласов, никак не может проститься коварному соблазнителю родной дочери. Да и то сказать: наглость какая! Другие "хахали" соблазняют невинных девушек тайком от родителей. А этот возьми да выложи правду-матку Дронову! А с такими у Дронова (Олег Борисов) разговор короткий - расстрел на месте. Без суда и следствия. Ведь для Дронова конформист Новиков воплощает все зло на земле. Только вопреки изначальной авторской концепции сочувствуешь в итоге не Дронову, а бедолаге Новикову. Конечно, бывший днтдомовец Новиков превосходно усвоил правила игры в бюрократической системе. Но Новиков - естественный продукт этой системы. И когда он упрекает Дронова, что тот за всю свою жизнь ни разу ни на одном собрании не осмелился выступить против, послушно одобрял всё и вся, понимаешь, что персонажу О.Борисова крыть, как говорится, нечем... Жаль, что тких эпизодов в "Отцах" немного. Со второй половины картины сюжет начинает явно пробуксовывать. Тем паче, что ОлегуБорисову никак не удается преодолеть схематичность и монотонность роли отца-мстителя...
И все-таки жаль, что сценарий Е.Григорьева нельзя было экранизировать 20 лет назад..

Александр Федоров

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 23
vladkino (Ижевск)   28.07.2019 - 00:36
Очень интересный фильм с прекрасными актёрами. Не оставил равнодушным. Герой Щербакова - демагог, карьерист, да сколько их сейчас на разных уровнях власти! Неприятен, но не убивать же его! Логика... читать далее>>
№ 22
Васильева Екатерина   21.08.2018 - 21:57
Да... Тогда ещё было не поздно... читать далее>>
№ 21
нвч по-прежнему (Красноярск)   12.06.2018 - 08:03
... Согласна относительно тестя Новикова. Если вспомнить эпизод в их семье и послушать, что говорит внук, то становится понятно, почему Новикову хорошо с Таней, а в этой семье он чужой, несмотря на все... читать далее>>
№ 20
Lenusja   18.11.2016 - 14:18
а меня вот больше всего задела сцена чаепития в доме тестя Новикова. теща Мария Николаевна-экая барынька: "жили мы в (называет страну) и была у нас в прислугах женщина, так она выучила по русски слово... читать далее>>
№ 19
sibirjak1 (Красноярск)   4.10.2016 - 19:53
Фильм очень странный, вроде мужик честь дочери защищал, но ведь она сама под женатого мужика легла, знала на что шла. Ну а то что он карьеристом оказался это не самый смертельный грех. Кажется автор что... читать далее>>

Отцы (1988): новости >>

Трагедия в стиле ретро
Трагедия в стиле ретро
В самом начале фильма мы встретимся с нехорошим человеком, рядом с которым второй покажется добропорядочным и справедливым.
1 комментарий
7 декабря
Россия 1
7 декабря
Домашний
7 декабря
Россия 1
9 декабря
Интер
9 декабря
Россия 1
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен