Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Последний дюйм (1958)

Последний дюйм кадры из фильма
Год
1958
Страна
СССР
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг
  9.487 / 78 голосов

   
Последний дюйм (1958): смотреть фильмы онлайн
Последний дюйм:
смотреть фильм онлайн
Сценарист
Производство
Ленфильм
Премьера
10 июня 1959
Количество зрителей в СССР
25 000 000
Жанр
драма, приключения, экранизация
По одноименному рассказу Джеймса Олдриджа.

Американскому летчику Бену Энсли 43 года, однако выглядит он значительно старше. У него есть 11-ти летний сын Дэви и ради него он готов на любой заработок, который время от времени ему подкидывает Джиффорд, торгующий сенсационными материалами подводных съемок. На этот раз Джиффорд отказался лететь в Акулью бухту, и Бен взял с собой сына, давно мечтавшего об экспедиции с отцом. Ничего не предвещало беды. Погода была идеальная для работы, но во время схватки с акулой Бен получил тяжелое ранение и стало ясно, что он не сможет вести самолет. Тогда маленький Дэви сам сел за штурвал и принял свой первый бой с судьбой...

Принято считать, что в Советском Союзе настоящие художники не имели возможности творить. «Последний дюйм» - одно из опровержений.
Сложные взаимоотношения отца и сына, сложный человек, сложная ситуация, жестокий мир разобщенных людей, в котором никто тебе не поможет. Мир, которым правят деньги.

Атмосфера безысходности конца пятидесятых отражена очень точно, в фильме нет подвигов в нашем понимании этого слова, все, что совершают герои фильма, они делают от отчаянья, от желания выжить.


А еще - море, сначала прозрачное и спокойное, а потом – пенное, бьющееся о камни. И удивительная песня, слова которой годятся для дешевого кабака и пьяных солдат, вдруг приобретает совсем другой смысл, завораживает, потрясает...


Фильм четко выстроен от первого до последнего кадра, в нем нет ни одного лишнего слова или взгляда, в нем все имеет значение.
Сложнейшая, противоречивая линия взаимоотношений отца и сына разворачивается с первых кадров, когда Бен грубо обрывает Дэви, смеющегося над летчиком-новичком. И нам кажется, что детская психика требует более тонкого обращения. Да, Бен не психолог и не педагог, но мир, в котором он живет, научил его жесткости. И именно эта жесткость спасет в конечном итоге и его, и Дэви. На пустынном берегу моря, за десятки миль от людей не будет места жалости и снисходительности.
Да, Бен не всегда справедлив и не всегда сдержан, и вряд ли он задумывается о том, зачем ведет себя с сыном так, а не иначе. Мальчик же ищет отцовской любви, внимания, похвалы, - и не находит. И снова нам кажется, что отец мог бы быть мягче и сердечней, забывая о том, что похвалы обесцениваются, если раздавать их слишком часто и щедро.
Но истина обнажается тогда, когда над героями нависает смертельная опасность. Когда действовать надо через «не могу», надрывая последние силы и превосходя возможности этих последних сил. Иначе – смерть. Грубыми окриками заставляя Дэви тащить себя к самолету, Бен спасает не свою жизнь, а жизнь мальчика. И кто знает, нашел бы ребенок в себе столько сил, если бы не безжалостное отцовское «Можешь!»

Преодолев себя, почувствовав себя сильным, Дэви и сам забывает о жалости к себе, и его бравада в ответ на участие Бена – первая победа.
Дэви дорого дается скупая похвала отца. Три долгожданных сыном слова срываются с губ Бена сами собой и имеют волшебную силу: «Молодец, Дэви. Молодец». Когда до земли остается последний дюйм, который решает все. Кто знает, имели бы эти слова такую силу, если бы Бен говорил их каждый день?

Бен – не искатель приключений. Бывший военный летчик, он вынужден зарабатывать деньги, рискуя собственной жизнью. И деньги неслучайно становятся причиной трагедии: не жадность толкает Бена в море, кишащее акулами. «Камера – 600 долларов, и то, что в ней – не меньше тысячи. Подарить такую сумму акулам? Я не настолько богат».
Николай Крюков рисует Бена человеком, уставшим от жизни. И азарт, и жадность кажутся слишком мелкими для такого прагматичного человека. Но и прагматизм Бена - вынужденный, наносной. Он не приспособлен для такой жизни, в нем нет цинизма дельца, он не умеет быть скользким и хитрым. Сила духа и чувство собственного достоинства – единственная его защита от мира денег. Эти качества позволяют человеку оставаться на плаву, но никогда не приносят богатства. И мир давит его, сминает, и скоро сомнет окончательно: в сорок три года почти невозможно найти работу летчика. Бена ждет нищая, унизительная старость… Как и большинство из нас.

Ипользован материал old-land.ru.

последнее обновление информации: 23.02.12

награды, номинации, фестивали
Первый приз Всесоюзного кинофестиваля за работу оператора за 1960 год
- Вторая премия Всесоюзного кинофестиваля среди детских фильмов за 1960 год
- Вторая премия Всесоюзного кинофестиваля за работу режиссера за 1960 год
- Вторая премия Всесоюзного кинофестиваля за мужскую роль за 1960 год
- Вторая премия Всесоюзного кинофестиваля за работу композитора за 1960 год

«...Успел сказать он и в этот раз: Какое мне дело до всех до вас, А вам — до меня?..»
Есть фразы-тесты, пароли, опознавательные знаки, которые вернее, чем любые длительные беседы, позволяют отличить своих. Если вы уже слышите ту самую мелодию, если защемило, царапнуло в душе что-то главное, не востребованное почти в обычной жизни, — значит, мы с вами друг друга поймем. Значит, вам не надо объяснять, что такое «Последний дюйм».
Вообще это странный фильм. Вроде бы старомодная, пафосная стилистика с наивными «спецэффектами» и щедрой идеологической приправой, не должен он смотреться сегодня. Но смотрится все равно. Потому что важно — не когда смеющийся капиталист превращается в хищную акулу, а когда отцовская кожаная куртка на спинке кресла в самолетной кабине преображается в самого отца. Такого же сильного и мужественного, как в жизни — но близкого, улыбающегося, понимающего все. Летчик Бен и его сын Дэви в конце концов обретают друг друга. Через мужество, решимость, напряжение выше человеческих сил. Через последний дюйм.
В свое время невероятный успех картины обеспечили и чеканный профиль Николая Крюкова, и Слава Муратов, один из «звездных мальчиков» советского кино, и, конечно, песня Моисея Вайнберга о солдате Бобе Кеннеди. Но главное тут все-таки — история, то есть story в кинематографическом понимании. Драматичная, до предела жесткая и в то же время выстроенная с тончайшей психологической точностью. История, которую придумал английский писатель и журналист Джеймс Олдридж.

Яна Дубинянская

...Мужественный летчик Бен и его десятилетний сын вылетают на маленький необитаемый остров. Во время подводных съемок Бена тяжело ранит акула.
Срывающимся голосом, теряя сознание, Бен заставляет сына взлететь и приземлиться на далеком Каирском аэродроме. "Какое мне дело до вас, до всех, а вам - до меня", - эти горькие слова песни из фильма "Последний дюйм" запоминаются надолго... Изобразительное решение фильма всячески подчеркивает беззащитность человека в мире бескрайнего океана. Да и режиссеры умело создают напряженную атмосферу действия. А создать ее было не просто - в фильме практически всего два героя - Бен и его сын. При этом авторы основывают действие не на эффектных трюках /подробности поединка с акулой в картине не показаны/, а на психологических отношениях персонажей. И хотя Бен вылетает на далекий остров вовсе не для собственного удовольствия, а ради денег, для социальной драмы в "Последнем дюйме" нет серьезных оснований.
Главное здесь - борьба человека со стихией, преодоление страха, боли и отчаяния. Быть может, отдельные эпизоды фильма грешат излишней "красивостью", а песенка, которую исполняет сын Бена, - несколько сусальна, но в целом "Последний дюйм" и сейчас выглядит крепкой жанровой лентой...
Жаль, что после неплохой военной комедии "Крепкий орешек"/1967/ режиссерский почерк Теодора Вульфовича заметной потускнел, растерял былую экспрессию кадра, точность ритма и монтажа...

Александр Федоров

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 206
Виталий Иванов   23.11.2019 - 23:42
... Хотел было написать - Очень интересный комментарий. Да и написал. Действительно классный пост. Но, потом прочитал вдогонку второй пост того же автора: ... И уже не хочется что то благодарить за интересный... читать далее>>
№ 205
Лета(Река прохладна и чиста)   28.10.2019 - 20:42
Ден Джамп, здравствуйте!) По Крюкову- в точку. Его Прохор- просто зло во плоти, отвратительная горгулья. А Бен- классный. Внешне- стопроцентный американец. Хоть в профыль(как говорил мой любимый Лелик),... читать далее>>
№ 204
Ден Джамп   28.10.2019 - 20:35
Лета,добрый вечер! Согласен с вами он очень качественно и (не побоюсь)-эпично сделан. И Крюков насколько брутален здесь -настолько же гадостно-отвратен в "Петровке 38" -) ... Ну традиционно-... читать далее>>
№ 203
Лета(Река прохладна и чиста)   28.10.2019 - 20:03
Очень стильная картина. Стилизация под американский кинематограф времени оно- просто идеальна. Н. Крюков имел то самое пресловутое, совершенно"несоветское лицо"( дурацкое выражение, обычно используемое... читать далее>>
№ 202
Ден Джамп   28.10.2019 - 14:00
Нет,фильм конечно прекрасен в своём роде.Решались сразу две задачи; Сделать из мальчишек "мужиков"- через "не могу",умение принимать решения,хотя бы в таких жесточайших ситуациях..Ну... читать далее>>

Последний дюйм (1958): новости >>

Экологическая тема в российском игровом киноискусстве звукового периода: проблемы и тенденции
Экологическая тема в российском игровом киноискусстве звукового периода: проблемы и тенденции
Экологическая тема никогда не была ведущей в российском кинематографе. Однако в связи с тем, что в силу ряда причин политического, социального, экономического и морального характера 80-х-90-х годов экологические бедствия (гибель Аральского моря, чернобыльская авария атомной электростанции и др.
3 комментария
9 декабря
Интер
9 декабря
Россия 1
11 декабря
ТВЦ
13 декабря
Домашний
14 декабря
ТВЦ
14 декабря
Россия 1
15 декабря
ТВЦ
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен