Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
В бой идут одни "старики" кадры из фильма
Год
1973
Страна
СССР
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг
  9.369 / 301 голос

   
В бой идут одни "старики" (1973): смотреть фильмы онлайн
В бой идут одни "старики":
смотреть фильм онлайн
Убедительная просьба подписываться благозвучными именами и отправлять содержательные сообщения, которые будет интересно читать другим посетителям.
Пожалуйста, соблюдайте правила нашего форума
  • запрещено обсуждение политики, классовых, религиозных и национальных вопросов;
  • запрещено обсуждение личной жизни публичных людей;
  • запрещено использование в сообщениях нецензурных слов, брани, выражений, оскорбительных для других посетителей;
  • запрещена публикация сообщений, содержащих ссылки на "пиратский" контент (фильмы, музыка и т.п.);
  • запрещено отправлять сообщения под разными именами с одного компьютера;
  • запрещено обсуждение действий модераторов;
  • запрещено повторять удаленные сообщения.

Войти через Facebook     Войти через Вконтакте     Войти через Mail.ru



Ж
К
П
З
цит
url
e-mail
спойлер


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 52 >

901
 
МОЙ САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ ЧЕЛОВЕК, АКТЕР, ДРУГ
В 1973 году я учился на 3-м курсе Ташкентского театрального института. В один из весенних дней в институте ко мне подошёл мужчина и назвался сотрудником Киевской киностудии им. А.П. Довженко. Он сказал, что режиссёр-постановщик Леонид Быков запускает в производство фильм "В бой идут одни "старики", и предложил мне вылететь в Киев на кинопробу.
Услышав имя Л. Быкова, я пришёл в неописуемый восторг. Ведь он был моим самым любимым актёром. Мне даже не верилось, что могу встретиться с ним. Я, конечно же, с радостью согласился.
В это время я был утверждён на главную роль в фильме "Мой добрый человек" Узбекской студии, который снимал Р. Батыров. Когда я рассказал ему о приглашении на кинопробу, Батыров не сразу меня отпустил. Я стал его уговаривать, сказал, что роль небольшая и что Быков самый любимый мой актёр... В общем - уговорил. Через два дня я вылетел в Киев. Меня радовало то, что я впервые буду на Украине, но больше всего - что увижу и познакомлюсь с Быковым.
И вот я в Киеве, приехал на киностудию. Меня сразу же повели в группу, к режиссёру. Мы с ним поздоровались. Он, наверное, спрашивал, как я прилетел, устал ли с дороги, но я почти ничего не слышал. Стоял как заворожённый. Потом постепенно всё стало на своё место. Мне казалось, что я с ним давно знаком, и мы перешли на разговор о роли, которую мне предстояло сыграть на кинопробе.
Я никогда не волновался на пробах. А вот тогда... Мне ужасно хотелось сыграть эту роль в будущем фильме. Во-первых, привлекла работа с Леонидом Фёдоровичем, а во-вторых, сама роль была отличная. В первый раз за несколько лет работы в кино меня не покидал страх перед камерой, страх, что я не смогу сделать то, что требует от меня режиссёр. Леонид Фёдорович успокаивал меня, говорил, что всё хорошо, чтобы я не волновался, а сам следил за съёмкой, за актёрами, за вторым планом и успевал давать команды.

В паре со мной пробовалась студентка Щукинского училища Евгения Симонова. Не боясь, могу сказать, что мы с ней были в восторге от Л.Ф. Быкова.
Леонид Фёдорович был душой коллектива. Его понимали с полуслова все члены группы. Он умел просто и ясно объяснить ту или иную ситуацию, происходящую на площадке. Он был очень добр, отзывчив, скромен, с тонким юмором. Иногда я замечал, что у него не всё ладно, но он этого старался не показывать. Шутил с нами, смеялся, а глаза у него были при этом задумчиво-грустными.
После кинопробы, собираясь уезжать в Ташкент, я очень волновался. Буду ли утверждён или нет?
Через несколько дней мне пришла телеграмма. Моей радости не было предела. Я был утверждён на роль "Ромео". Я буду сниматься на студии А.П. Довженко, я буду работать с любимым актёром, с дорогим мне человеком Леонидом Фёдоровичем Быковым!
В процессе съёмок я ещё больше полюбил Л.Ф. Быкова. Этот человек отдавал людям всё, что мог дать, не прося ничего взамен. Он мог сплотить коллектив своей добротой, отзывчивостью, человечностью и скромностью характера.
Я считаю счастливым год, когда познакомился и начал работать с Леонидом Фёдоровичем. С ним работалось легко и просто. Мне не хотелось, чтобы картина быстро закончилась. Я бы с ним работал столько, сколько бы он захотел работать со мной. То время, которое я с ним провёл, снимаясь в картине, навсегда останется в моей памяти.

(1982 г. Рустам Сагдуллаев)


НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ И ПЕРЕД ЛЮДЬМИ
С Леонидом Фёдоровичем Быковым я познакомилась во время кинопроб в фильме "В бой идут одни "старики". Был май 1973 года. Студенткой 1-го курса театрального училища Б. Щукина я поехала на первые в моей жизни кинопробы в Киев на киностудию имени А. Довженко. Я, конечно, очень волновалась, потому что безумно хотела сниматься в кино. Тем более, что мне предстояла встреча с таким известным и прекрасным актёром, как Быков, теперь уже и в роли режиссёра-постановщика.
Леонида Фёдоровича я увидела перед входом в киностудию, на ступеньках. Вокруг было очень красиво, цвели яблони в замечательном Довженковском саду. А передо мной стоял человек с таким знакомым и таким неповторимо добрым лицом, что я тут же успокоилась, и это спокойствие, даже какое-то умиротворение не покидало меня во всё время общения с Быковым.
Я была утверждена на роль лётчицы Маши, и хотя в фильме роль у меня маленькая, всего 11 слов, я считаю её своим настоящим началом, а Леонида Фёдоровича - крёстным отцом в кино.

Снимаясь в фильме "В бой идут одни "старики" и наблюдая удивительные отношения между режиссёром и группой, режиссёром и актёром, я думала, что в кино только так и бывает, только такие прекрасные и чистые люди здесь работают. Потом, позже, я поняла, что это был подарок судьбы, что это огромная редкость - такой режиссёр и такая атмосфера, такой кристальной честности и порядочности человек, каким был Быков. И в моей жизни было много грустного, и трудного, и мучительного в работе в кино, но память о моём радостном начале у Леонида Фёдоровича, как о счастливом детстве, помогала мне.

Я помню первую в моей жизни премьеру в Доме кино. Мы стояли на сцене: Быков, автор сценария и я (никто больше не смог приехать). И Быков сказал про меня:
- Вот стоит перед вами девочка, студентка 2-го курса, её ещё никто не знает, но вот увидите - у неё будет большое будущее, я в это верю!
Его вера, его благословение были со мной всегда.

Вторая встреча состоялась в 1976 году. Картина "В бой идут одни "старики" была представлена на международном кинофестивале в Колумбии, в городе Картахена. И, в общем, надо сказать, этот выбор был не самый лучший... в смысле картины на этот фестиваль, потому что колумбийцы люди очень далёкие от нас, от тех проблем, которым посвящён наш фильм. Мы опасались, что когда они увидят чёрно-белый вариант, узкий экран, каких-то парней и девушек в комбинезонах, войну, неизвестную им, - это всё будет для них непонятно. Картину смотрели очень несобранно. В зале был такой шум, который приводил нас в ужас. Лишь позже мы узнали, что в принципе это происходило на всех картинах. Там и на Феллини вели себя так же, вообще просто уходили из зала. Нам казалось, что картина просто проваливается, и мы сидели в зале сжавшись. Леонид Фёдорович закрыл лицо рукой. Я сказала Быкову:
- Давайте уйдём, пока не поздно! А Быков мне ответил:
- Женечка, что бы там ни было, провал или успех надо встречать лицом к лицу.
Фильм закончился, мы вышли на сцену. Все сидели на своих местах и смотрели на нас. Мы стояли вдвоём, как... на баррикаде. И он начал говорить. Я даже не помню конкретно, что он говорил, но что-то о картине, желая немножко разъяснить зрителям далёкие от них проблемы. Он говорил так страстно, с таким латиноамериканским темпераментом и с такой русской болью, что его стали слушать, слушать, слушать. А когда он закончил, уже не было той пропасти между ними и нами, они улыбались и аплодировали, и в их глазах была симпатия и желание понять.
Быков победил.

(1985 г. Евгения Симонова)
900
 
ОН УЧИЛ НАС ДРУЖБЕ...
Танцевать я умею - так я считала. А тут выясняется - нет. Я расстроилась. Смотрю, и Женя Симонова в недоумении - на завтра назначена репетиция сцены "Вечеринка". Нас должны ...учить танцевать.
Я понимала, что в этой сцене мы должны танцевать так, как танцевали бы ребята военных лет - ведь многие из них были совсем детьми и не знали, не успели узнать этой премудрой науки. Но как этому можно научить?

На репетицию пришли все задолго до начала. Включили музыку: "Утомлённое солнце нежно с морем прощалось..." Танго. Мы с Женей пытались вжиться в эту знойную мелодию - двигались медленно и расслабленно. Ждали учителя танцев. А его всё не было. Стали посматривать на часы. Почему он опаздывает? Неужели не знает, что к Быкову не опаздывают - ни на съёмку, ни на репетицию?!
Вдруг: "Внимание, репетиция!" - Леонид Фёдорович подходит ко мне... - Разрешите?
И мы пошли... Кто говорил вчера, что я не умею танцевать? Сегодня мне так легко, с моим партнёром!

Проделывая все движения довоенного танго, каждой клеткой своей я ощутила Зою Молчанову в эти мгновенья - как замерло её сердце при звуках музыки, как хотелось ей сейчас танцевать и... нравиться комэску. В тягучей мелодии "Утомлённого солнца" я ощутила другой пульс, другую энергию. Ведь рядом был человек, который трансформировал эту энергию... Рядом был он - актёр, которого я знала и любила; режиссёр, которого я слегка побаивалась, при котором всегда хотелось быть в форме; человек, который одним взглядом добрых глаз своих заставлял внутренне собраться - мой первый и единственный, неожиданный учитель танцев...
В пустом студийном коридоре мы все - и "желторотики", и "старики", и гости - лётчицы с самолёта У-2 - повторяли движения за Леонидом Фёдоровичем в такт уже органично вошедшей в нас мелодии танго. Мы танцевали самозабвенно, мы забыли, что время репетиции истекло, мы сознательно продлевали мгновенья радости и вдохновения. Мы знали уже, как будем вести себя в кадре, хотя никаких словесных объяснений по сцене режиссёр нам ещё не давал.
Мы любовались его манерой держаться, в которой органично сочетались чувство собственного достоинства и подкупающая любого искренность и простота, его неповторимой пластикой, его какой-то светлой красотой...
Я посмотрела на наших актёров, все распрямились, глаза заблестели - ну. какие же красавцы в этой "второй поющей"! Ну как тут не влюбиться?!
Помните сцену прощания лётчиц с хозяевами аэродрома? Сумерки, белеют берёзы вдали, просёлочная дорога вьётся узкой лентой... и по ней идут они - Зоя и Маша, Титаренко и Ермаков, ребята из первой и второй эскадрилий.
Не знаю, удалось ли мне донести до зрителя состояние Зои в тот вечер: ей было грустно расставаться с этими необыкновенными людьми, она была смущена от внезапно возникшего в ней чувства к комэску Титаренко, старалась скрыть его и потому так залихватски протянула на прощание обе руки в разные стороны - Титаренко и Ермакову. А ведь Алексей не мог не понимать этого и потому, будучи сам смущённым, так же бесшабашно сказал: "Ему - так левую!" Зое понятен был этот упрёк, но ответить на него она не могла, поэтому просто отвернулась, наверное, пряча слёзы...
Когда мы снимали эту сцену, я думала почему-то о том удивительном дне репетиции "Вечеринки", когда Леонид Фёдорович учил нас танцевать...
Мы многому научились у Леонида Фёдоровича Быкова, но прежде всего - дружбе. Той дружбе, которая озаряет, как молния, но истинный, смысл которой начинаешь понимать потом, спустя годы...

(1980 г. Ольга Матешко)


ЧЕЛОВЕК, ДАРИВШИЙ НАДЕЖДУ
...Он неожиданно счастливо вошёл в мою жизнь и неожиданными радостями награждал всегда... при каждой новой встрече, на съёмочной площадке, в каждой, даже мимолётной беседе... Он дарил мне радость ожидания чего-то лучшего, праздничного, не будничного...
Вспоминаю 1972 год. Мне, 17-летнему парню, только что приехавшему из живописного, безумно колоритного городка Самтредия, театральный институт подготовил огромное количество непредвиденных, сложно решаемых проблем. Никак не придумывались и не делались первые этюды. Никак нельзя сказать, что педагоги были в восторге от моих попыток приобщиться к актёрской профессии. Страх и стеснительность, неловкость, незнание куда деть руки, огромное количество непрочитанных книг, неумение анализировать и такие скудные жизненные наблюдения - одним словом, поводов для переживаний и огорчений хватало. Приближалась весенняя экзаменационная сессия...
И в один из таких дней, когда я вышел из аудитории после занятий, в коридоре института меня остановил рослый мужчина. Он представился вторым режиссёром фильма "В бой идут одни "старики". Спросил: далеко живу или нет, и нет ли у меня дома моих фотографий. Я был ошеломлён, как говорится, счастье было так возможно. О, как мне хотелось в тот миг, чтобы наше студенческое общежитие, которое находилось на окраине города, было бы рядом! Там у меня было несколько, на мой взгляд, очень удачных фото, снятых моих однокурсником... Не испугавшись расстояния, он поехал вместе со мной, по дороге рассказал содержание фильма, что всем участникам фильма придётся научиться летать самим, что фильм снимает известный киноактёр, назвал фильмы с его участием, забрал мои фото, сказал, чтобы я ждал вызова на кинопробу и уехал. Моему счастью не было конца. Я был настолько растерян этой неожиданностью, что на прощание сказал: "Нет, нет, наверно, из этого ничего не получится, как я научусь за три месяца летать?" (Как будто все другие актёрские сложности, связанные с игрою в фильме, для меня были так легко разрешимы).

Трудно описать, чего мне стоил этот месяц ожидания. Больше всего меня пугала встреча с человеком, который должен был решить мою участь. К сожалению, я не видел ни одного фильма с участием Леонида Фёдоровича до этого. Я знал его только по журнальным вырезкам, которые усердно собирал в тот месяц ожидания. Несмотря на то, что в большинстве случаев Быков снимался в комедиях, почему-то по этим фото мне он казался строгим, неулыбчивым, очень высоким.
И, наконец, долгожданная телеграмма. Бесконечные часы полёта в Киев...
Леонида Фёдоровича на студии не оказалось. Его вызвали по каким-то организационным делам. В комнате съёмочной группы я увидел нескольких известных грузинских киноактёров. Естественно, встреча с такими претендентами на роль больших надежд мне не вселяла. Я был совершенно растерян, и в какой-то миг решил вообще ехать домой. Я вышел из комнаты, и в коридоре увидел его. Он с кем-то шёл, оживлённо разговаривал, заметив меня, остановился, дружелюбно улыбнулся и спросил: "Вы, наверное, ко мне, да? Из Грузии?". Ударил по плечу и сказал своему собеседнику: "А он за три месяца летать точно научится!". Как мало нужно актёру, чтоб снова вернулась надежда. Как я потом узнал, оказывается, второй режиссёр А.В. Чернолих, рассказывая обо мне, сказал и о той наивной, нелепой фразе. Потом были пробы, скорее учёба, советы, чем испытания. А потом - всё как в сказке.

Как я уже сказал, это была моя первая роль, но ощущение неожиданного счастья быстро ушло. Началось дело, сложная, кропотливая работа. Как новичка меня всё пугало и к тому же влекло своей неизвестностью, всё вызывало тревогу и без этой тревоги жить не хотелось. Он это знал, чувствовал и с какой-то лёгкостью сочетал требовательность с дружелюбием. Он был актёром, который знал не только тонкости этой сложной профессии, но и цену доброго слова, ласковой поддержки в сложные моменты.
Он всегда вселял надежду, веру в свои силы, уверенность. Когда закончился первый фильм, он подарил надежду новой встречи друг с другом и с интересной работой. И эта встреча состоялась. И какой он был мастер создать дружелюбную атмосферу, сближать людей, рождать привязанность, дружбу! Фильм "В бой идут одни "старики" снимался почти в той последовательности, как были расположены эпизоды в самом фильме. Смерть каждого героя означала, что он закончил съёмочные дни и должен был уезжать. Каждый такой эпизод вызывал ещё какое-то добавочное сожаление о том, что мы на время должны были расстаться с другом.
Естественно, что играющий режиссёр - всегда пример на съёмочной площадке. Но его актёрское лидерство подкреплялось не только авторитетом режиссёра, а его истинным актёрским даром. Он никогда не подчёркивал своё преимущество, никогда не требовал особого уважения к себе, ни в чём не щадил себя, репетировал всегда с полной отдачей, захватывал своей эмоциональностью, заражая нас сиюминутной готовностью.
Мы порою забывали, что он режиссёр. Это была настоящая эскадрилья. Он - командир, мы - солдаты... В фильме есть эпизод - отдых эскадрильи. В этом эпизоде были заняты почти все участники фильма. Длинная панорама захватывает всех лётчиков: кто письмо пишет домой, кто моется, кто рассматривает карту, кто наигрывает на баяне... Эпизод репетировали долго. Среди всех нас расхаживал командир "поющей" эскадрильи, наш "маэстро". Репетиция шла вяло. Леонид Фёдорович был недоволен, ему чего-то недоставало. Наконец он сказал: "Давайте снимать". Пошли напряжённые минуты съёмки. Камера шла за Леонидом Фёдоровичем, и пошёл он совсем другой, с присущим ему сочетанием грусти с бодростью. Он подошёл к одному из нас, который старался стать на руки, остановился, внимательно смотрел на его тщетное страдание, улыбнулся, отодвинул его в сторону, сделал какой-то головокружительный кульбит, похлопал его по плечу и пошёл дальше. Этого он на репетиции не делал. А сейчас сделал с такой лёгкостью и с таким азартом, что мы все мгновенно подтянулись, все ожили. И так было всегда. Наш "маэстро" всегда готовил какие-то "сюрпризы".
Сейчас, когда прошло столько времени, я снова смотрю этот фильм, и когда смотрю на Леонида Фёдоровича, которого уже нет, все воспоминания, которые скрыты за каждым эпизодом, приобретают другой оттенок, другую значимость. Искренне сожалею, что по своей беспечной молодости не вёл дневников, не записывал все те мелочи, все мгновения судьбою дарованной мне этой встречи...

(1982 г. Вано Янтбелидзе)
899
 
...ЗА ВСЁ Я БЛАГОДАРЕН БЫКОВУ
Весной 1972 года я, совсем ещё молодой актёр, поехал на первый в своей жизни кинофестиваль, в г. Хмельницкий. По воле случая я попал в одну группу с Леонидом Фёдоровичем Быковым, и мы отправились в поездку по области. У меня была возможность близко познакомиться с ним.
В Старо-Константинове, на встрече со зрителями Быков впервые заговорил о будущей картине. До сих пор помню его голос:
- Я хочу объясниться в любви мальчишкам образца 1942 года - тем мальчишкам, которые ушли на войну, а домой не вернулись... Я хочу снять фильм музыкальный и ищу весёлую песню войны.
И вот, где-то через год Быков пригласил нас на читку сценария "В бой идут одни "старики". Сценарий был очень интересный, мы смеялись и горевали вместе с Леонидом Фёдоровичем. Быков поручил мне сыграть роль старшего лейтенанта Воробьёва, зная, что я умею играть на многих инструментах и пою.
Началась работа. Снимать фильм было очень трудно. Но Быков сумел влюбить нас в будущих героев - "желторотиков", как любовно называл их Леонид Фёдорович. Он сам чувствовал каждую роль, и всё время помогал нам, молодым актёрам.
Я всегда буду помнить премьеру фильма "В бой идут одни "старики". Зимой 1974 года в Томске проходил кинофестиваль украинских фильмов. Во Дворце спорта собралось примерно 7-8 тысяч зрителей, и мы показали им картину. Когда пошли завершающие ленту титры: "Не вернувшимся из боевых вылетов посвящается", мы во главе с Л. Быковым вышли на сцену, вспыхнул свет в зале. И - тишина... Люди потрясённо молчали. Я обратил внимание на зрительный зал. Первые ряды и всё пространство от первого ряда до сцены занимали мальчишки - "желторотики" образца 1974 года. И было в их глазах такое, что не позволило Быкову дать команду "От винта!", по которой мы должны были спеть "Смуглянку". Мы не спели. Картина сказала всё сама.

(1981 г. Виктор Пащенко)

Я СЛЫШАЛ БЫКОВСКУЮ ТИШИНУ...
...Помню, работал я в Черниговском драматическом театре. И вдруг телеграмма - приглашение на кинопробы в Киев, к Быкову, в "Старики". Приехал. Не могу унять волнения. Читаю сценарий. По роли - я сибиряк, с эдаким широким характером, с характерной речью... Забоялся я, откровенно признаюсь. Впервые за годы работы в кино такое несоответствие между мной и характером моего персонажа.
- Не потяну, - сообщил я Леониду Фёдоровичу с горьким облегчением. - Никак не смогу я с сибирским колоритом...
- А ты, Витя, не волнуйся. Раскрепостись и давай с черниговским колоритом!
Леонид Фёдорович любил импровизировать. В сценарии "В бой идут одни "старики" эпизода с забиванием гола в сцене "разговор с Ромео" не было. В перерыве между съёмками других сцен мы постоянно играли в футбол. И он играл. Думали, просто так, отдыхает. А однажды он рассказал нам, что сцену разговора с Ромео о женитьбе будет снимать здесь, на футбольном поле... Помните, какой прекрасный гол забил комэск Титаренко в ворота, на которых стоял Ромео?
И ещё одна особенность таланта актёра, режиссёра и человека Леонида Быкова вспомнилась мне: удивительное чутьё органичности. В кадре у него органично всё: и натура, и реквизит, и поведение актёра, и текст, им произносимый, и звук, и музыка, и даже то место, точка, где стоят камера и оператор. Всё - правда. Всё - жизнь.

(1981 г. Виктор Мирошниченко)
898
 
НЕ РОБЕЙ, СМУГЛЯНКА...
Вот уже который раз сажусь писать о Быкове, но мысли не могут лечь на бумагу. Не хочется писать о нём воспоминания... Хочется снова встретить его в коридоре студии, поговорить с ним, поделиться своими чаяниями. Хочется снова поработать с ним на съёмочной площадке. Хочется смотреть на киноэкран и видеть новые, своеобразные, неповторимые Быковские кинороли...
Если говорить о Леониде Фёдоровиче, то прежде всего нужно говорить о нём, как о Быкове-человеке, и потом уже как о прекрасном актёре и талантливом режиссёре.
Я счастлив, что актёрская судьба свела с этим человеком. Я счастлив, что именно он привёл меня в кино. Случилось это, когда я ещё был студентом 2-го курса кинофакультета Киевского театрального института. Нас тогда человек 15 привели в киногруппу к Леониду Фёдоровичу. Он был любимый наш киноактёр, кумир. Естественно, многих охватило такое сильное волнение, так мы были зажаты, что не могли вымолвить слова. Но через несколько минут наладилась очень свободная, непринуждённая беседа. Быков спрашивал у каждого из нас, где родился, учился, чем увлекался, какие отрывки из пьес играл на курсе. И в этом разговоре мы видели в лице Быкова нашего друга, доброжелателя, который волновался за нас.
Я был приглашён на исполнение одной из небольших ролей. Но в процессе съёмок выяснилось, что мой друг по курсу Анатолий Матешко не сможет играть роль Смуглянки: он был занят в другом фильме. И тут прямо на съёмочной площадке, когда нужно было снимать один из ключевых моментов картины - появление Смуглянки, подходит ко мне Леонид Фёдорович и говорит:
- Вот сценарий, перелистай его, поменяй погоны и ордена на форме, загримируйся - и через полчаса в кадр! Будешь играть Смуглянку.
Трудно передать, что со мной тогда творилось, какое волнение переполняло мою душу! Я схватил сценарий убежал в поле, раскинувшееся невдалеке от аэродрома. Упал в пшеницу и начал перечитывать заново сценарий. Сколько я там, в пшенице находился - не помню, помню только, что меня нашли мои старшие коллеги и привели на площадку. Через 5 минут прозвучала команда "Мотор!". А я ничего не мог понять и ничего не мог сделать. Тогда подошёл ко мне Быков, слегка взял меня за плечи, посмотрел на меня такими добрыми глазами и сказал фразу из сценария:
- Не робей, Смуглянка, ты же истребитель!
И всё стало на свои места, съёмка продолжалась... Я никогда не забуду эти глаза, эти добрые глаза.

Осталось актёрам только загримироваться и обсудить кадр, который должны снимать. Снимали мы очень быстро! У нас оставалось время для дружеских бесед прямо на площадке, потому что от этого съёмочного праздника не хотелось уходить.

Леонид Фёдорович много работал, думал, искал. После съёмочного дня мы, актёры, долго гуляли по Чернигову (там происходили съёмки). Где-то далеко за полночь подходили к гостинице и видели: у Быкова в номере на втором этаже горит свет, он работает. Что-то пишет, о чём-то думает. Выйдет на балкон, покурит - и снова за работу. Зачастую свет у Быкова не гас до утра.

В свободное время мы нередко играли в футбол - вторая "поющая" эскадрилья против первой. Вторая "поющая" всегда выигрывала с очень крупным счётом. И в итоге "футбольные" сцены из нашей несъёмочной жизни попали на экран так органично, как будто они были выписаны в сценарии.

...такой творческой атмосферы, которая царила в картине "В бой идут одни "старики", я не встречал нигде. И виновником этой атмосферы был наш дорогой "маэстро" - Леонид Фёдорович Быков.

(1981 г. Сергей Подгорный)
897
 
Рассказы участников фильма "В бой идут одни "старики" (из книги "Будем жить!" Воспоминания о Леониде Быкове - режиссере, актере, друге").

БУДЕМ ЖИТЬ, МАЭСТРО!
...Леонид Фёдорович, вместе с кинодраматургами Евгением Оноприенко и Александром Сацким написали сценарий "В бой идут одни "старики". Он был сразу принят, и Быков приступил к подбору актёров на роли. Не скрою, мне очень хотелось поработать с Быковым, хотя понимал, что на все главные роли я не подхожу.
Как-то вечером раздался телефонный звонок. Звонил Быков. Договорились встретиться на студии. Встретились.
- Понимаешь, старик, - сказал Быков, - роль Макарыча писалась для Алексея Смирнова. Роль Титаренко хочу исполнить сам: надо же хоть раз в жизни сыграть военного по званию старше рядового! Ну а что касается тебя, сам понимаешь, опоздали мы на лет 10. Ни Кузнечик, ни Смуглянка, ни Ромео тебе не подойдут по возрасту. Но есть роль Алябьева. Это ас, лихой парень, баянист второй эскадрильи...
Я не стал дальше выслушивать все достоинства "своего" Алябьева...
Начался съёмочный период.
Работать с Быковым было интересно, легко. Он отдавался работе целиком, того же требовал и от нас. Собственно, сказать "требовал" было бы неверно. Он создавал на съёмочной площадке такую творческую атмосферу, при которой работать вполсилы было невозможно.
Я вспомнил, как на одной из творческих встреч с молодёжью Леонид Фёдорович сказал: "Работать в искусстве - значит работать сердцем. Следовательно, и мозоли будут на сердце". Иначе работать он не умел.

1974 год. Баку. Всесоюзный кинофестиваль. Жюри закончило просмотр кинофильма "Белый пароход".
Член жюри Зинаида Кириенко попросила:
- Давайте посмотрим что-нибудь весёленькое... Что там нам привёз Быков?
Состоялся просмотр фильма "В бой идут одни "старики".
После просмотра Зинаида Кириенко, с красными от слёз глазами, подошла к Быкову, хотела что-то сказать, но только обняла его и шепнула:
- Спасибо, Лёня!..

Через несколько дней нас принимали в ЦК Компартии Азербайджана, сердечно поздравляли победителей и всех участников кинофестиваля.
В большом зале мелькали знакомые лица актёров, режиссёров из всех республик нашей страны. Нашу украинскую делегацию поздравляли с первой премией, которую завоевал фильм Леонида Быкова.
Подошёл Донатас Банионис, пожелал дальнейших творческих успехов. Поздравили Павел Кадочников, Евгений Матвеев...
Леонид Фёдорович всё время искал кого-то глазами, заметно волновался. Потом сказал:
- Хочу поздравить Шукшина, познакомиться с ним. Фильм Василия Шукшина "Калина красная" на этом фестивале получил Главный приз.
Василия Макаровича мы нашли в другом конце зала. Он встретил Быкова широкой улыбкой, протянул руку. Они обнялись, как старые знакомые, без официального знакомства. Ни Быков, ни Шукшин, по-моему, не были сторонниками каких-то "официальностей", поскольку были людьми простыми, добрыми и сердечными. До конца вечера они не отошли друг от друга, о чём-то говорили, возбуждённо жестикулируя, смеялись. Вот уж, что называется, встретились родственные души.
После вечера, когда сели в автобус, Быков сказал:
- Какой удивительный мужик, этот Шукшин. Человечище!

Так встретились впервые эти два "человечища", чтобы тут же расстаться навсегда... 2 октября 1974 года Василия Макаровича не стало.

(Алим Федоринский)
894
 
№885 Водяной
Вероятность же того, что летом 1943-го боевой офицер РККА - тавричанин напоёт "эскизом" песню галицких сечевиков (всего то 20-25 лет назад убиваших тавричан в кровавой бойне) равна Абсолютному нулю...
Вы явно смотрите с высоты сегодняшних акцентов. К началу 70-х еще были живы ветераны 1-й мировой. Вы вспомните хоть один случай, когда их чествовали? И я не вспомню. Мало того, по телевизору крутили тогда фильмы, где на фронтах той войны солдаты братаются, занимаются саботажем и дезертируют (дабы землю делить). Тогда был не тот тренд. Не будем забывать, что известная партия заняла в той войне позицию пораженчества, а отсюда и историческая оценка той войны, как преступной, империалистической с обеих сторон, где трудовой народ погибал во имя обогащения правящих классов и т.д. Так что противопоставления стрельцов тавричанам тогда просто БЫТЬ НЕ МОГЛО.
893
 
№892 Водяной
... "Опера" одна и та же... Напевную, тягучую аранжировали под марш и всех делов... Таких примеров - ого-го сколько...
Очевидно, Вы не читали моего позавчерашнего поста, который модератор стёр, пардон, «почистил» заодно с перепалкой, которую устроили здесь форумчане))).
Была, таки, была другая песня с (почти) такой же первой строфой, и именно напевная и раздольная, песня т.н. «Черноморских казаков», известная ещё в 19 веке.

1. Ой, у лузи, лузи, червона калына,
То ж нэ калына — молода дивчина.
2. Ой, калыну витэр в зэмлю нахыляе,
А дивчинонька гиркы слезы пролывае.
3. Вьянэ, сохнэ в лузи бэз сонця калына,
От так и бэз доли марние дивчина.

В пользу того, что Титаренко напевает именно ее, говорит не только музыкальный размер, но и то, что в казачей песне «у лузі» повторяется, а в стрельцовском марше исполняется один раз, но при этом строфа заканчивается словом «похилилася». Титаренко, как известно, спел первую строфу так, как у казаков
сообщение было отредактировано в 16:29
892
 
№891 Юрій 1962 (Винница)
№882 Водяной, мне вот подумалось, что вы немного напутали с песней. Сечевые стрельцы пели скорее маршевую песню про "калину, що похилилася", а у Титаренко - напевная тягучая "Калина". Это явно из разных опер.
"Опера" одна и та же... Напевную, тягучую аранжировали под марш и всех делов... Таких примеров - ого-го сколько...
891
 
№882 Водяной, мне вот подумалось, что вы немного напутали с песней. Сечевые стрельцы пели скорее маршевую песню про "калину, що похилилася", а у Титаренко - напевная тягучая "Калина". Это явно из разных опер.
890
 
№881 Эфрата
Я и то подумала,что это наверняка известный украинский певец,правда,вспомнился известнейший Дмитрий Гнатюк...Да и в аккомпанементе слышна,по-моему,бандура,которой у "поющей эскадрильи" не было,как известно..
У Гнатюка и Кондратюка несколько разные голоса. У Кондратюка - жесткий, «драматический» баритон, у Гнатюка - более бархатный. Гнатюк больше специализировался на оперных ариях, Кондратюк - на народных песнях.
Насчёт бандуры не уверен. Все таки это очень сложный для игры инструмент с более чем 50-ю струнами, и играют на нем в основном женщины. Откуда такому взяться во Второй Эскадрильи? Даже для очень художественного фильма - это перебор)))
сообщение было отредактировано в 23:39
889
 
№888 Водяной
... Совершенно верно. И тем более не корректно было бы для офицера Великой Советской Армии,..
Стоп. Кто главный герой? что это за личность? Не формально, а реально.
1) Это украинец до мозга костей (вспомните первый эпизод про украинское небо).
2) Это большой любитель музыки ("Музыка вечна").
3) Это боец, ненавидящий врага (эпизод про "любовь, которая созидает").
Он далеко не коммунист (хотя в партию вступает) и, как ни странно, НЕ советский человек.
888
 
№887 Евгений Гейндрих
... стрельцы сделали её своим гимном, слегка изменив текст...
...На театрах Первой мировой стрельцам пришлось встречаться в бою с выходцами из восточной Украины, и в этом трагедия украинского народа...
Совершенно верно. И тем более не корректно было бы для офицера Великой Советской Армии, в августе 43-го, в предверии избавления Украины от новой трагедии, "эскизить" гимн сечевиков - фактических прародителей "Нахтигаля", впоследствии УПА... (А то на фронте никто не был знаком с этой публикой?... Все, тогда в 43-м, пребывали в поле дипломатической полит-корректности 70-х?...)
При этом, лично к Быкову и к фильму - претензий никаких. Речь, исключительно, о достоверности факта. Довженковцы подавали материал о единстве народов СССР настолько слащаво и с перебором, что сейчас кроме как двуличием не назовёшь...
887
 
№882 Водяной
... Без сомнения, песня потрясающая и фильм великолепный... А вот в "эскизе к вокалу" уважаемый Леонид Быков переборщил. Песня "Ой у лузі, лузі.. червона калина..." к таврическим степям - никаким боком. Это песня Січових стрільців - воинского формирования Австро-Венгерской Монархии, собранного из галичан, и воевавшего в 1-ю Мировую, естественно, против тавричан...
Ну время было такое, фильм декларирует дружбу всех народов СССР, которая на поверку, увы, оказалась пропагандным "пшиком"...
Позвольте с вами не согласиться, уважаемый Водяной. Песня »Червона калина» написана ни січовими стрільцями, ни для них. Эту песню написал Украинский музыкальный и театральный деятель Чарнецкий для своего спектакля, взяв за основу украинскую народную песню. Впоследствии стрельцы сделали её своим гимном, слегка изменив текст.
Добровольческий легион «Українскі Січові Стрільці» был создан не Австро-Венгерскими властями, а Украинскою Головною Радою. Венские власти относились к этому формированию весьма настороженно, зная лишь относительную лояльность украинцев. Стрельцы участвовали в боевых действиях в составе австро-венгерской армии, но отстаивали при этом не интересы Габсбургов, а свои собственные, пытаясь с ее помощью решить т.н. Украинский вопрос. На театрах Первой мировой стрельцам, безусловно, пришлось встречаться в бою с выходцами из восточной Украины, и в этом трагедия украинского народа, что воюя в формированиях разных стран, брат частенько шёл против брата. В любом случае, Ваше утверждение о том,что «галичане воевали против тавричан», мне кажется некорректным. Кроме того существует иная версия(и её активно поднимают в интернете) о том что была и другая песня с одинаковой первой строкой («Ой, у лузі червона калина»), песня Черноморских казаков, известная как минимум с конца 19-го века, и якобы именно её напевает капитан Титаренко. Зная скрупулёзность Леонида Фёдоровича Быкова в подборе музыкального материала, мне эта версия кажется наиболее достоверной
сообщение было отредактировано в 22:10
886
 
Хороший фильм. Всегда смотрю с удовольствием.
885
 
№884 Юрій 1962 (Винница)
Народные песни такая уж штуковина - их пели все ...чрезвычайно мощное воспитательное значение по тем временам.
Без сомнения, в 1973, на момент выхода фильма, эти песни пели все. Ибо все жили в мире и уважении к ценностям друг друга. В этом и была главная ценность СССР.
Вероятность же того, что летом 1943-го боевой офицер РККА - тавричанин напоёт "эскизом" песню галицких сечевиков (всего то 20-25 лет назад убиваших тавричан в кровавой бойне) равна Абсолютному нулю...

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 52 >

В бой идут одни "старики" (1973): новости >>

Все новости >>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

биография, музыкальный фильм
США, Япония, 2017
фильм-концерт, музыкальный
Россия, США, Япония, 2018
боевик, научная фантастика, триллер
США, 2010
боевик, триллер, фильм ужасов
Южная Корея, 2016
детектив, криминальный фильм, мистика, триллер, экранизация
Великобритания, Норвегия, США, Швеция, 2020
комедия
Россия, 2020
военный фильм, триллер, фильм ужасов
Великобритания, 2020
фильм ужасов
США, Румыния, 2019
боевик, драма, научная фантастика, экранизация
Япония, 2019
детектив, мелодрама, мистика, научная фантастика, триллер
США, 2018
детский фильм, научная фантастика, приключения, семейное кино, фильм о животных, фэнтези
Китай, США, 2020
драма, криминальный фильм, триллер
Франция, Канада, 2019
научная фантастика
Великобритания, Венгрия, США, 2020
драма, комедия
Австралия, 2019
драма, комедия, криминальный фильм, молодежный фильм
Великобритания, 2019
мистика, триллер, фильм ужасов
Канада, 2017
военный фильм, драма, исторический фильм, экранизация
Болгария, США, 2020
мистика, триллер, фильм ужасов
Россия, 2020
биография, исторический фильм
США, 2018
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен