Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Чёрный треугольник (1981)

Чёрный треугольник кадры из фильма
Год
1981
Страна
СССР
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг
  9.756 / 41 голос

   
Телесериал. Временное правительство выпустило из тюрем всех уголовников, элиту преступного мира Российской империи. В январе 1918 года происходит одно из самых громких преступлений первых лет Революции - ограбление Патриаршей ризницы Московского Кремля. Следствие ведет группа МУРа во главе с Леонидом Косачевским. Но коллекция уникальных бриллиантов и золотые оклады икон будто исчезли бесследно. Есть только одна ниточка - табакерка с фамильным гербом рода Мессмеров, оброненная кем-то под окнами ризницы...
(Иванов М.)

последнее обновление информации: 20.12.17

Деликатный детектив в эпоху революции
13 октября 1981 года на Центральном телевидении состоялась премьера трёхсерийного приключенческого телефильма «Чёрный треугольник». Фильм был снят по одноимённой повести Юрия Кларова о судьбе похищенных из Патриаршей ризницы Кремля сокровищ – россыпи жемчугов, сапфиров, бриллиантов, которые волею революционных вихрей угодили в категорию «грабь награбленного». Детективная интрига разворачивалась на фоне крутого поворота в отечественной истории – первых месяцев советской власти.

Советский кинематограф каждый год выпускал десятки картин про гражданскую войну и революцию. Эта была одна из самых многочисленных и востребованных государством да, пожалуй, и зрителем категорий фильмов. С одной стороны, кино героизировало момент зарождения советского государства, с другой – выдавало на-гора приключенческие сюжеты («Неуловимые мстители», «Свой среди чужих…» и прочие «красные вестерны»), показывало через слом эпох судьбы людей, инсценируя мелодраму в экстремальных декорациях («Бег», «Хождение по мукам», «Дни Турбиных» и др.).

«Чёрный треугольник» избежал поэтизации революции как «бури и натиска», акцент сделан на мягкой стилизации эпохи. Фильм режиссёра Сергея Тарасова бесконечно далёк от мятежной эстетики фильмов Эйзенштейна и недостаточно манерен для ярких экзерциссов о крушении старого мира в стиле модерн (как, например, «Агония» Элема Климова, выпущенная в кинопрокат в 1985 году после десяти лет запрета). Он вполне вписывается в утвердившийся советский киномейнстрим 1970-1980-х гг., который можно назвать «мягким историзмом».

Доблестные сыскари заново учреждённого московского угрозыска – в исполнении актёров Константина Григорьева и Анатолия Ромашина – ищут, находят и изящно возвращают исчезнувшие ценности молодой советской республике. Фильм не выдающийся, но сработан на «Мосфильме» крепко – лаконичные диалоги, крепкая драматургия, выразительная операторская работа, запоминающиеся характеры.

По неторопливости действия и вдумчивости героев этот «революционный боевик» напоминает шахматную партию. Нет в нём ни драматического накала сериала «Рождённая революцией» (1974), ни психологического надрыва телеспектакля «Ярость» (1979). Градус насилия в нём не больше, чем в ленфильмовских «Холмсе» и «Флоризеле». Перестрелки есть, но немного и, главным образом, в полной темноте. Арестованные бандиты и анархисты без особого принуждения дают признательные показания, а единственный фингал украсил лицо одного с риском задержанного рецидивиста, который на допросе не проронил ни слова, а только криво ухмыльнулся. Как там было «на самом деле» и как могло быть в начале 1918 года из этого фильма ясно не вполне. Понятно только, что криминальный сюжет разворачивается на фоне большого исторического сдвига, обязательными атрибутами которого выступают революционные матросы с наганами и бывшие царские офицеры без погон и кокард.

Перед зрителем – точно соблюдённое жанровое кино о буднях советского уголовного розыска, вернее – о его становлении. Идейный большевик и большой умница зампред Московского совета рабоче-крестьянской милиции товарищ Косачевский работает в паре с честным и проницательным «спецом» из царской уголовки Бориным. Идеальный тандем, который могли ставить в пример советской милиции в начале 1980-х. Между ними нет панибратства Знатоков, нет и морального конфликта Жеглова и Шарапова. Отношения ровные, слаженные, деловые, будто фильм рассказывает о коллегах-врачах из терапевтического отделения, а не о сыщиках разного классового происхождения в годы гражданской войны. И при этом характеры смотрятся живыми, убедительными, людьми своего времени.

Константин Григорьев к моменту съёмок «Чёрного треугольника» не раз успел послужить в советском кино как делу революции, так и контрреволюции (и послужит после), поэтому в фактуру времени вписался идеально: отрывистые фразы, ироничный взгляд, кожаный пиджак, хромовые сапоги, гимнастёрка, - почти таким же он предстанет года через два в фильме «Зелёный фургон» в роли начоперота Одесской милиции.

Его коллега и классовый антипод в исполнении Анатолия Ромашина обитал внутри эпохи не менее органично: интеллигентные манеры, профессионализм, строгое, без рукоприкладства, обращение с преступниками, костюм-тройка, жёсткий воротничок, аккуратная чеховская бородка и непременная трубка, которую его герой раскуривал со спокойным достоинством Шерлока Холмса. Фильм как бы помимо прочего говорил о том, что безумства эпохи не обязательно передаются людям, которые в ней живут.

Александр Седов

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 34
Геннадий Б.   14.11.2019 - 21:51
Угу. Этот "исторический персонаж" ещё и не такое могёт... читать далее>>
№ 33
фан телевизора   14.11.2019 - 21:23
№ 30 Денис Хотимир (Инкоу)а я увидел.Косачевский мелкий грабеж расследовал,а на более крупные не обращал внимания читать далее>>
№ 32
Геннадий Б.   14.11.2019 - 19:33
Прикольновшемуся иудэю пришло в мозг смешать события, родившиеся в его головушке, типа времён января-марта 1918-го. После разгона Учредилки и до заключения Похабного мира - произошли вот такие поползновения... читать далее>>
№ 31
Денис Хотимир (Инкоу)   16.05.2019 - 06:19
... что еще более забавно - Дупак, Хмельницкий, Смирнов - все таганковцы. Интересно, для Высоцкого, Смехова или Золотухина здесь роли не планировалось?))) читать далее>>
№ 30
Денис Хотимир (Инкоу)   16.05.2019 - 06:13
... смотрел фильм несколько раз и агитку не увидел. Увидел трагедию и разброд. Трагедию - в душах самых разных людей. Разброд - из-за обилия политических течений. Косачевский, Борин, архимандрит Димитрий,... читать далее>>
20 января
НТВ
20 января
Первый канал
24 января
ТВ-3
24 января
ТВ-3
25 января
Россия 1
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен