Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Каменный крест (1968)

Каменный крест кадры из фильма
Оригинальное название
Камінний хрест
Год
1968
Страна
СССР
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг
  10 / 7 голосов

   
Каменный крест (1968): смотреть фильмы онлайн
Каменный крест:
смотреть фильм онлайн
Режиссер
Сценарист
Оператор
Композитор
Художник
Производство
Киностудия им. Довженко
Премьера
июль 1968
Жанр
притча, социальная драма, экранизация
По новеллам Василя Стефаника.
Начало ХХ века. О трагической судьбе галицкого крестьянина, который вынужден на старости лет покинуть свою землю, и отправиться с детьми на чужбину.

последнее обновление информации: 19.05.16

награды, номинации, фестивали
Премия III-го Всесоюзного кинофестиваля оператору фильма (В.Квас) (Ленинград, 1968 год).
Диплом III-го Всесоюзного кинофестиваля - актер Б.Брондуков (Ленинград, 1968 год).

По новеллам Василия Стефаника "Злодей" и "Каменный крест".
У каждого вгиковского поколения свои любимцы, авторитеты, свои фильмы-легенды. В середине 60-х годов по коридорам института ходил спокойный, скромный молодой человек. Но все знали, что Леня Осыка — талантлив, что в нем живут поэтические страсти, что он последователь Довженко, что он смел и тверд. Его курсовая работа, фильм «Входящая в море», был публично обвинен в экзистенциализме», «упадничестве», «заимствовании у «новой волны». А он, не взирая на мнение руководства, от фильма не оступился и переделывать отказывался.
Осыка закончил ВГИК, вернулся в родной Киев. Его первый большой фильм был снят в жанре кинопоэмы, посвящался поэтам военного поколения, назывался «Кто вернется — долюбит». А уже два года спустя, он снял «Каменный крест» - фильм подлинного мастера. Но шедевром его назавут уже много лет спустя. А тогда в 1968 его критиковали за абстрактный гуманизм и в Москве выпустил только на клубный экран. Осыка снова нарушил правила административной эстетики. Поэт опять позволил себе чрезмерную степень свободы.

Осыка вместе с поэтом и кинодраматургом Иваном Драчом, работая над сценарием объединили воедино две новеллы Стефаника — «Суд» и «Каменный крест». Движением авторской мысли и одним героем. Это был старый крестьянин, бедняк, жизнь положивший на возделывание тощего клочка земли, который теперь должен был оставить. В его нищую хату забрался вор. Пойманный, он должен быть судим на людях и убит ограбленным хозяином. Таков векам освещенный закон крестьянской общины, восходящий к языческому мироощущению. Но Иван Дидух неожиданно отступает от него, и, может быть, первое в его жизни христианское движение души — сострадание к вору, такому же бедняку, как он сам, отказ от расправы над ним. Вора убьют односельчане. И между ними ляжет межа отчуждения.

Силы, пытающиеся удержать Ивана во власти патриархального, общинного сознания, концентрируют массовые сцены, панорамы по многим лицам и фигурам, преобладающие средние планы. Более половины фильма занимает многофигурная, эпическая сцена прощания Дидуха с землей, селом, земляками, домом перед отъездом в Канаду, где он будет искать лучшей доли. Этот отъезд для него равнозначен смерти, а проводы походят на похороны. Иван на участке своей земли, точно на могиле, устанавливает давно припасенный каменный крест; как перед кончиной прощается с женой, хотя она уезжает вместе с ним. А односельчане торжественно, с хоругвями провожают их до околицы, а потом в церкви по полному чину отпевают всю семью. Нет, это не вымышленные поэтические фигуры фильма, а тщательно восстановленные перед камерой подлинные крестьянские ритуалы.

Неспешно и подробно разворачивается это действо. Драматизм дышит где-то на глубине пластического решения, актерского исполнения. Скупая графика черно-белого изображения, тесные, сжатые пространства большинства кадров, скупо освещенные портреты, неласковые пейзажи. Работа оператора В. Кваса отмечена высокой культурой и точным ощущением режиссерского стиля. Актеры — А. Лефтий, К. Миколайчук, К. Степанков, В. Симчич — буквально растворяется в живом множестве жителей сел Подкутья, где шли съемки. Они не стали статистами, просто приняли иную меру выразительности, близкую жизни.

Только два исполнителя существуют в особом, изолированном пространстве. Даниил Ильченко — Иван Дедух и Бронислав Брондуков — вор. Ильченко — актер с более чем полувековым стажем, на счету которого крупные роли, вроде Пантелея Мелихова в герасимовском «Тихом Доне». Брондуков — дебютант, исполнитель на остро-характерные комедийные роли. Здесь у них трагедийный дуэт, равноправный, со спрятанной, тлеющей энергией. И вписан он в конфликт Библейского масштаба.

Кусок земли, хата, полузасохшее дерево — модель мира. Когда Дидух, надрываясь, тащит сюда, на гору каменный крест, он восходит на свою Голгофу. Толпа крестьян, пришедших сюда проститься с ним — это народ на Голгофе. Мощные поэтические обощения, метафоры вольно вырастают из сцен, одетые их зримой плотью. Поэзия Осыки не вербальна и в этом она истинная кинопоэзия.

По поэтическим, лиро-эпическим законам авторы сливают свои мысли с думами своего героя. Они о национальной судьбе, о народной жизни, о современном и вечном, о прошлом и будущем. Только сейчас постигаешь кассандрово начало фильма — поэтическое предчувствие, за четверть века, грядущих потрясений. Не столько в их социальном, сколько в психологическом, внутреннем катастрофизме, отказе от массовой морали, болезненном прорастании личности в человеке.

автор

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 6
Геннадий Воланов (Москва)   15.12.2014 - 11:12
С кинопритчами у меня вообще сложились достаточно сложные отношения: тот же осыковский "Кто вернётся - долюбит"(1966) я реально не "догнал"; надо будет пересмотреть :)) Но "Каменный... читать далее>>
№ 5
Kokacoma (пос. Демьяново)   20.01.2013 - 23:18
Фильм который проникает в самые недра человеческой души. Так глубоко, так ясно, так правдиво... читать далее>>
№ 4
ДонКихот (Киев)   17.10.2011 - 11:29
Самый необычный фильм, который я когда-либо видел... читать далее>>
№ 3
yavers   26.06.2011 - 10:44
Фильм конгениален прозе Стефаника, — и мне остаётся только посочувствовать тем, не знает язык персонажей, особенностями которого Стефаник воссоздаёт их повседневую жизнь. К чему я это? А вот к чему. Кто-то... читать далее>>
№ 1
василь (киев)   1.09.2010 - 22:20
очень поучительная история читать далее>>

Каменный крест (1968): новости >>

Константин Степанков: Живая разность
Константин Степанков: Живая разность
Лучшие роли Константина Степанкова связаны с исторической, революционной, военной тематикой. Со временем, которое требовало человека к ответу, требовало от него осознанности поступков, решительных действий, душевного напряжения, самоотдачи, одержимости.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен
26 мая
Россия 1
27 мая
Пятый канал
27 мая
НТВ
27 мая
Первый канал
1 июня
Первый канал
1 июня
Россия 1
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен