Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Дерево Джамал (1980)

Дерево Джамал кадры из фильма
Год
1980
Страна
СССР
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг
  10 / 2 голоса

   
Композитор
Производство
Туркменфильм
Премьера
апрель 1981 (Москва)
Количество зрителей в СССР
2 700 000
Проводив мужа на войну и оставшись с детьми, Джамал берет на себя заботы о колхозной отаре. Безуспешно пытается ухаживать за женщиной местный мошенник Клыч. Вернувшийся с войны инвалидом Назар верит грязным слухам, распускаемым Клычем, и супруги расстаются. Спустя время они вновь встречаются и понимают, что не должны разлучаться. Но пока живет рядом Клыч, их счастью не бывать...

последнее обновление информации: 21.07.13

награды, номинации, фестивали
Специальный приз ВКФ—81 в Вильнюсе за режиссуру;
Специальный приз МКФ в Москве—81 актрисе (М.Аймедова);
Государственная премия Туркменской ССР им. Махтум-кули (1983—1984) - режиссер Х.Нарлиев, художник А.Чернов, композитор Р.Реджепов, актриса М.Аймедова.

На экране возник немудреный быт маленького поселка, примостившегося на узкой полоске ухоженной земли у самого подножия Копетдага. По этой же полоске изредка движутся поезда— некогда единственная связующая нить с внешним миром. В поселок, ограниченный с одной стороны горами, с другой — пустыней, даже вода доставляется железнодорожными цистернами. Мы оказываемся среди его обитателей в ставший привычным, но тем не менее всегда волнующий момент — доставки воды. В калейдоскопе серьезных и юмористических сценок нам становится близкой и понятной формула: вода — это жизнь, от частоты употребления ставшая уже чересчур хрестоматийной, а потому потерявшая свой первозданный, суровый смысл.
Понятны и величайшее уважение, любовь, восхищение, окружающие людей, что прибыли сюда тем же поездом для того, чтобы начать изыскательские работы. Они в конечном итоге приведут в эти места рукотворную реку — Большой Каракумский канал. Туркмены, русские, узбеки, грузины приступают к деятельности – превратить в цветущий сад этот безводный край. Впрочем, эта мысль в фильме не декларируется, к ней ведет образный, метафоричный строй картины, интересная, поэтичная драматургия. Само дерево Джамал, взращенное среди безводных такыров неустанным трудом главной героини, видится как некий символ осуществившейся мечты. Придет время, и на этих землях зацветут, зазеленеют сотни, тысячи таких же деревьев.
Но мечту об этом времени безжалостно отбрасывает прочь весть о начавшейся войне. Картины мирной трудовой жизни, составившие светлую прелюдию фильма «Дерево Джамал», сменяют кадры, повествующие о тяготах, что неизбежно выпали на долю оставшихся в глубоком тылу женщин, стариков и детей. Мы понимаем, что пасти стада овец, да еще на далеких горных пастбищах,— занятие отнюдь не идиллическое. Оно порой не под силу иному мужчине. И с этим нелегким, непривычным для нее делом приходится справляться нежной и прекрасной Джамал. На помощь ей приходят до времени повзрослевшие дети, седобородые аксакалы, а главное, сознание того, что ее труд необходим горячо любимому мужу Назару.
Однако человеку свойственно в подобных обстоятельствах преодолевать многие трудности. Подлинные страдания людям в высшей степени достойным способны причинить несправедливость, подлость, злобная клевета, свидетельствуют своей лентой Мая Аймедова и Ходжакули Нарлиев.
Пристальный интерес к сфере морально-нравственной, характерный для предыдущих работ этих кинематографистов, вновь проявился в их фильме «Дерево Джамал». С большой художественной силой обличают художники своекорыстие, нечестность, что неизбежно ведут к серьезным проступкам, способным и завершиться последствиями трагическими.
Дуэт прекрасных актеров Май Аймедовой (Джамал) и Баба Аннанова (Назар) рисует нам сложную эволюцию отношений главных героев. Поначалу ничем не омраченный, прочный союз людей чистых, гордых и красивых. В испытаниях, выпавших на долю и этой семьи, казалось бы, сильный, волевой Назар оказывается слабее трепетной, нежной Джамал. Нет, до конца не верит он в подлый слушок, пущенный шкурником и мерзавцем. Однако все существо доблестного солдата, вернувшегося с фронта в родные места без ноги, возмущено самой возможностью появления молвы, пачкающей доброе имя и поныне любимой жены. Назар на долгие месяцы замыкается в себе, терзается горькими размышлениями о том, что же все-таки дало повод грязным слухам. Ложные представления о чести, мужской гордости мешают ему объясниться с Джамал. А она вплоть до самого трагического своего конца ждет не дождется такого объяснения...

Феликс Андреев

«Советский экран» № 8, 1981 год

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 5
Джерен (Ивано-Франкивск)   29.01.2014 - 21:24
Моя любимая актриса! Часто смотрю ваши фильмы. читать далее>>
№ 4
Ислам Дурдыев (Ашхабат)   4.06.2013 - 00:41
Фильм реально классный аж душу трогает я всем советую посмотреть его. Не пожалеете слово даю. Это не то что современный экран не спец эффекты или еще что то, это реальность. читать далее>>
№ 3
era911-911 (Ульяновск)   6.09.2011 - 13:25
Потрясающий фильм! читать далее>>
№ 2
доктор (столица)   2.08.2011 - 21:14
великолепный фильм! читать далее>>
№ 1
МАГ   14.08.2010 - 09:49
Бесподобный фильм! Я его спутал как-то с "Джамиля" (тоже великолепный фильм), но этот! Этот фильм неповторим, посмотрите его. Особенно это касается недоверчивым мужьям. Верьте всоим любимым! читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен
25 июня
Домашний
29 июня
Россия 1
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен