Режиссер
Вера Сторожева (
«Мой парень - Ангел») завершила работу над новым фильмом
«9 дней и одно утро». Центральные роли в картине исполнили
Анна Щербинина,
Ольга Попова,
Ксавье Галле (Франция),
Сергей Пускепалис,
Глеб Пускепалис,
Светлана Тома и 11-летняя дебютантка
Ника Анаскина.
По сюжету,
Анна, бывшая детдомовская воспитанница, приезжает в провинциальный российский город, где прошли ее первые годы. Много лет назад ее удочерила супружеская пара из Франции. Анна сделала карьеру, теперь она фотомодель и занимается благотворительной деятельностью от лица известной косметической фирмы. На празднике в детском доме Аня знакомится с
Любой, местной банщицей-хромоножкой. Она тоже детдомовская, ее мать погибла во время пожара. За девять дней, проведенных в родных местах, Анне предстоит узнать новых людей и осмыслить свою жизнь…
Вера Сторожева: «В нашем фильме две героини – Аня и Люба, обе из одного детдома. У одной судьба сложилась вроде бы благополучно и на зависть многим: живет в Париже, у нее хорошо оплачиваемая работа, бойфренд Мишель - французский фотограф, но она не выглядит счастливой. У второй - скудный быт в обветшалом доме, работа в местной бане и хромота, которая досталась ей от неуклюжих действий врачей. Она не унывает, принимает все как данность, живет, как живется, но счастья у нее тоже нет. В чем причина?
Вот об этом и хотелось поразмышлять. Что такое судьба, насколько она зависит от внешних обстоятельств и от самой личности. О том, что такое счастье, как оно связано или не связано с видимым благополучием, откуда берется гармония в человеке и почему ее так трудно достичь. Но это общие такие размышления. А идея фильма появилась от двух актрис, двух колоритных фактур, двух молодых женщин – это Анна Щербинина и Ольга Попова. Они совершенно разные, но в них мне увиделось неуловимое сходство.
А когда я встретила кинодраматурга Анну Козлову, с которой мы уже работали вместе, эта мысль оформилась в отличный сценарий. Грустный и временами очень смешной. Мне хотелось неоднозначной истории, где нет правых и виноватых, нет лучшей или худшей участи. Важно было полностью поломать стереотипы восприятия: что вот, мол, здесь хорошо, потому что родина, а там – потому что сытно и красиво. На самом деле, нет полностью правых и нет абсолютно счастливых. Ни там, ни тут. Окончательно фильм сложился уже на монтажном столе, появилась четкая форма: несколько дней, которые провела в родном провинциальном городе наша Анна, сложились в небольшие главы с прощальной сценой в финале. И сразу отпали прежние названия, и родилось новое – «9 дней и одно утро». В нем не только бытовой, но и некий символический смысл, который станет понятным, когда зрители посмотрят фильм».
Анна Козлова, автор сценария: «Идея фильма принадлежит Вере Сторожевой. Мы работали над сериалом «Развод» и однажды за чашкой кофе она предложила мне написать сценарий полного метра. О чем? – спросила я. О женщине, которую в детстве удочерили, а потом она возвращается в город, где родилась и там узнает, что она не сирота, у нее есть родной человек. Мне это сразу понравилось. Вера предложила своего рода каркас истории, а я постаралась наполнить его жизнью. Мне трудно сказать, о чем этот фильм, он обо всем. Когда я вымышляла Анну и Любу, я много думала о том, что это вообще такое – так называемая «простая жизнь», стартовавшая крайне плохо, с детского дома. И я вдруг поняла, что любовь – это своего рода наука, это то, чему должны научить. В семье. Мама и папа, родственники, братья и сестры. И когда у тебя нет опыта любви, когда ты не знаешь, как это делать, ты обречен на чудовищное, непоправимое несчастье. Навсегда. Наверное, кино про это.
Про двух женщин, которых никто никогда не любил. С детства. И в своей взрослой жизни они пытаются любить, они хотят делать то, что они вообще не знают, как делается.
У одной это получается, а у второй – нет. Отсутствие любви для женщины – это, наверное, вообще своеобразная форма уродства. И, видимо, поэтому и Анна, и Люба ощущают себя в каком-то смысле «уродами», неполноценными. Самое печальное, что такие они и есть. Но у Любы находится мужество жить, стараться, задавать вопросы, на которые невозможно получить ответов, а у Анны – нет. Она пустая, она не человек в известном смысле, а просто тело в брендовой одежде. И ей руководит один лишь всепоглощающий страх, потому что любые отношения, особенно внезапные, неожиданные, означают для нее опасность. Втягивание в путешествие на ту территорию, где у нее нет, и не может быть ориентиров. И мне ее жаль больше, чем Любу. Потому что по-настоящему несчастна, но держится за свое несчастье обеими руками, зубами – ведь это единственное, в чем она может быть уверена до конца».
обсуждение >>