Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

«Кинематографический бог» и невозвращенец

Новости кино >>

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения советского режиссёра и сценариста Андрея Тарковского. Его творчество оказало сильное влияние на развитие отечественного и зарубежного кино, британский режиссёр и продюсер Дэнни Бойл называл Тарковского «кинематографическим богом».

«Кинематографический бог» и невозвращенец

Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье в 200 км от Костромы на берегу Волги, где жили родственники его матери Марии Вишняковой. Через несколько месяцев они вернулись в Москву. Отец режиссёра Арсений Тарковский был переводчиком и поэтом.

В 1954 году Андрей Тарковский поступил во ВГИК на режиссёрское отделение в мастерскую Михаила Ромма. Во время обучения, происходившего на фоне «оттепели», Тарковский знакомится с французской «новой волной» и итальянским неореализмом, что наводит будущего режиссёра на мысли об авторском кино. В эти годы большое влияние на него оказали Бергман и Бунюэль, а позже к этому списку прибавились Феллини и Куросава. Первой курсовой работой Тарковского стал короткометражный фильм по рассказу Хэмингуэя «Убийцы», поставленный осенью 1956 года вместе с Марикой Бейку и Александром Гордоном. Дипломная работа «Каток и скрипка», оператором в которой выступил Вадим Юсов, а сценарий был написан Тарковским вместе с Андроном Кончаловским, успешно была продана объединению «Юность» на «Мосфильме», а позже получила первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке. В 1960 году Тарковский с отличием окончил ВГИК.

«Кинематографический бог» и невозвращенец

Первым полнометражным игровым фильмом Андрея Тарковского стала картина «Иваново детство» по мотивам военного рассказа Владимира Богомолова «Иван». Пронзительно-трагическая история подростка (Николай Бурляев), в которой светлый мир детства противопоставлялся мрачным реалиям войны, стала сенсацией в мировом кино. Фильм бал награждён «Золотым львом святого Марка» на Международном фестивале в Венеции в 1962 году и многими другими премиями.

Тем временем Тарковский приступил к работе над фильмом «Андрей Рублёв», заявку на который подал годом ранее. Сценарий, написанный совместно с Михалковым-Кончаловским, предвещал постановку авторского фильма-проповеди в форме костюмно-исторического эпоса. Съёмки начались в 1964 году и продолжались больше года. В это время либеральная оттепель начала превращаться в консервативный застой, и работа над фильмом продвигалась всё сложнее и медленнее. Многих советских чиновников от искусства раздражала непривычная форма «Андрея Рублёва», а некоторые из них усмотрели в нём невыгодные параллели с современной действительностью. Фильм подвергался цензурным поправкам и проработкам. В 1969 году «Андрей Рублёв» был показан вне конкурса на Каннском кинофестивале, где был удостоен приза ФИПРЕССИ. 19 октября 1971 года фильм вышел в советский прокат ограниченным числом кинокопий и с тех пор не сходил с экранов.

В 1970 году Тарковский начал снимать «Солярис». Герои этой философско-фантастической драмы по одноимённому роману Станислава Лема — представители технократической цивилизации будущего, обитающие в искусственном мире космической станции, исследующие планету Солярис. В 1972 году «Солярис» был показан на Каннском кинофестивале и, кроме Специального приза жюри, получил также Приз экуменического жюри. В 1973 году фильм вышел в советский прокат.

«Кинематографический бог» и невозвращенец

В 1974 году режиссёр снял свой самый исповедальный фильм «Зеркало», в котором он не стал сковывать себя рамками традиционного сюжета и предложил богатый набор визуальных ассоциаций и воспоминаний художника — автора и героя. Смысловая структура фильма оказалась удивительно многомерной — наряду с философско-поэтическими «кодами» в некоторых эпизодах читался антитоталитарный подтекст (например, в эпизоде в типографии). На совместном заседании коллегии Госкино и секретариата правления Союза кинематографистов «Зеркало» признали непонятным, немассовым и в общем неудачным фильмом.

Снятый в 1979 году по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» фильм «Сталкер» выглядел своего рода компромиссом: угрожающе-таинственная и одновременно сулящая исполнение любых желаний Зона воспринималась как намёк на кризис технократической (то есть «капиталистической») цивилизации, в том же ключе можно было истолковать и смысл диалогов писателя (Анатолий Солоницын) и профессора (Николай Гринько). В 1980 году «Сталкер» был показан на Каннском кинофестивале и получил Приз экуменического жюри. В советский прокат фильм вышел в количестве 196 копий.

«Кинематографический бог» и невозвращенец

В 1980 году Тарковскому было присвоено звание Народного артиста РСФСР. В том же году режиссёр уехал в Италию для работы над фильмом «Ностальгия», который был показан в 1983 году в конкурсе Каннского кинофестиваля и получил Приз за режиссуру, Приз ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри. По окончании фестиваля и завершении срока командировки Тарковский с женой продолжал оставаться в Италии. Из Рима он отправил письмо на имя председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша. Режиссёр просил предоставить ему, его жене, тёще и 12-летнему сыну Андрею возможность в течение трёх лет жить в Италии, после чего он обязывался вернуться в СССР. Госкино в свою очередь отказало Тарковскому, «имея при этом в виду, что удовлетворение его просьбы создаст нежелательный прецедент». 10 июля 1984 года на пресс-конференции в Милане Тарковский объявил о своём решении не возвращаться в СССР. На родине запретили показывать его фильмы в кинотеатрах, упоминать его имя в печати.

Снятый в 1985 году в Швеции фильм «Жертвоприношение» стал последней работой режиссёра. Идея фильма была взята из киносценария «Ведьма», братьев Стругацких. Текст фактически написан Аркадием Стругацким в 1981 году по просьбе Тарковского. Тарковский в течение нескольких дней искал место для сцены атомной катастрофы и паники. Он нашёл его — это был тоннель, лестница и небольшая площадь перед ними. Там и была снята эта ужасная и, вместе с тем, прекрасная сцена. 13 декабря 1985 года врачи диагностировали у Тарковского рак лёгких. Когда известие о болезни Тарковского достигло СССР, власти, наконец, разрешили его сыну Андрею вылететь к отцу. В это же время был снят запрет с имени Тарковского — его фильмы снова допустили к демонстрации в кинотеатрах. 29 декабря 1986 года Тарковский умер в Париже в возрасте 54 лет. В 1990 году режиссёр был удостоен Ленинской премии посмертно.

Вы можете посмотреть фильмы Андрея Тарковского онлайн на нашем сайте:
«Каток и скрипка» (1960)
«Иваново детство» (1962)
«Андрей Рублёв» (1966 - 1969)
«Солярис» (1972)
«Зеркало» (1974)
«Сталкер» (1979)
«Ностальгия» (1983)

Афиша кино >>

арт-хаус, мелодрама
Гонконг, Франция, 2000
драма, спортивный фильм
Россия, 2020
боевик, драма
США, 2020
Россия, 2020
фильм ужасов
Канада, 2020
драма, комедия, мелодрама, музыкальный фильм
Великобритания, Ирландия, 2016
комедия
Россия, 2021
комедия, приключения
Россия, 2021
комедия, мелодрама, научная фантастика
Россия, 2021
боевик, детский фильм, комедия, музыкальный фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2021
комедия, мелодрама
Россия, 2021
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен