Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Юрий Маслак: «Успех. И неисповедимые его пути»

интервью >>

О привычках и капризах:
«Проводница», которую я всегда заказываю здесь, в ресторане Дома кино - это чай в стеклянном стакане и подстаканнике, как в поезде. Наверное, это подсознательная тяга к романтике дальних странствий. Вот так я его называю, и к этому термину привыкли все официантки. Раньше таким образом чай пили два человека – директор ресторана и ваш покорный слуга. Но дурной пример, как известно, заразительный… Народу тоже захотелось, и в результате администрация ресторана закупила стаканы и подстаканники. Такой вот каприз. Замечательный писатель-маринист и сценарист Виктор Конецкий писал: «Должен признаться, что капризы у своих подчиненных – капитанов считаю положительным признаком свободы внутри профессии и профессионального мира. Капризность есть сигнал о том, что мужчина, на капитанском мостике наконец вытеснил из себя комплекс школьника и начал утирать сопли не рукавом, а платком, то есть поверил в себя и свое право быть там, где он есть». Так вот эта фраза, думаю, относится не только к капитанам морских судов, но и вообще ко всем мужчинам, состоявшимся в своей профессии, в творческой прежде всего. «Проводница» - мой маленький каприз, а чай – привычка. Чаем я запиваю всё, включая водку, виски, коньяк.. Такой вот вкусный контраст, скажем, ледяной водки и горячего сладкого чая. Плюс польза – чай убивает сивушные масла. Из привычек вредных – курю зверски. Моему организму это не нравится, но бросать пока не собираюсь, потому что не хочу. А курю на протяжении многих лет одну и ту же марку сигарилл… Вообще, привычка – это самая удобная вещь на свете, потому что она создаёт комфорт.

Что такое для тебя успех?
Успех – это умение найти гармонию с жизнью, найти свое место в жизни. Если говорить дальше об успехе, то я хотел бы сказать следующее… Один очень замечательный режиссер, с которым я работал, как-то за «рюмкой чая» спросил меня: «как ты думаешь, что бы я сделал, если бы вдруг получил миллион долларов? Купил бы машину новую или решил, наконец, жилищные проблемы? Нет, снял бы новый фильм!» Это его мнение я разделяю целиком и полностью, но при этом развиваю идею дальше. Хорошо, снял замечательное кино, заработал на этом денег… и расслабился? Нет, конечно, нет! Нормальные творческие люди, которые вдруг окунулись в меркантилизм, просто погубили свою душу. Прежде всего, должна быть творческая реализация. Если тебе Бог дал этот дар, то забросить это всё в пыльный чулан - просто кощунство. Поэтому настоящее свойство действительного творческого человека – это постоянная неудовлетворенность. И ни в коем случае нельзя почивать на лаврах. Снял прекрасный фильм – забудь об этом, иди дальше. Написал книгу – тоже ее уже нет. Все это уже прошло. Надо двигаться дальше, и развиваться, искать новые творческие подходы. Создав что-то, ты быстро перерастаешь свой результат, и тебе необходим следующий. А главная идея состоит в концепции: «я сделаю лучше». Если ты, конечно, творец, а не растение.
Человек, который стремятся к совершенству, должен развиваться. Как пел Высоцкий, «мой финиш – горизонт, а лента – край земли, я должен первым быть на горизонте!». А ведь горизонт – это очень относительная граница между небом и землей.
Кстати, возраст человека складывается не из того, сколько он прожил, а из того, что он сделал в жизни, какие события произошли в его судьбе. Как говорил один мой, к сожалению уже покойный, друг: «жизнь – это не количество прожитых лет, а количество произошедших за это время событий». Тумбочка, к примеру, может 30 лет простоять на одном месте, и за это время в шкаф не вырастет.

Так какой же главный принцип успеха?
Главный принцип успеха состоит в том, чтобы разрыв между тем, что ты можешь сделать и тем, что ты сделать хочешь – был минимальным.

О фильмах:
Когда нормальный продюсер снимает фильм, у него в идеале задача не украсть деньги, выделенные на его съемку, а снять хороший фильм и заработать не нём. В нашей же стране у некоторых продюсеров всё наоборот. Сначала воруют деньги, а потом говорят режиссёру: «на тебе сто тысяч и снимай шедевр». А потом пытаются компенсировать слабость этого продукта рекламой. Но странная закономерность: чем больше рекламы, чем больше пафоса, тем хуже фильм.
Сейчас у нас вообще огромный дефицит светлого и доброго в кинематографе. Включишь телевизор и посмотришь, какие фильмы транслируются – жить не хочется. Мерзость! Сплошной криминал, убийцы-воры-бандиты, гомосексуалисты и проститутки. Даже мелодрамы без криминала не обходятся! Редкие проблески чего-то иного погоды не делают…А режиссеров, которые хотели бы снимать другие фильмы, не финансируют!
К историческим фильмам я отношусь очень щепетильно. Зачастую непрофессионализм выходит на первый план. Например, когда снимаются фильмы с определенной временной и событийной привязкой, отсутствует точность передачи событий. Как человек, который интересуется историей и занимается ее изучением очень много лет, считаю, что никто бы не предъявлял претензий, если бы некоторые фильмы снимались без вышеуказанных привязок. А если уж пишете в титрах, скажем, «Афганистан, такой-то год, такой-то месяц, такая-то войсковая часть», то будьте любезны следовать фактологии, чтобы как минимум не оскорблять чувства участников событий и их потомков. Благо, есть с чего пример брать. Смог же, к примеру, Бортко в своё время замечательно снять «Афганский излом» без точной пространственно-временной привязки событий! Получился же, по моему мнению, лучший фильм об афганской войне.
Костюмы в современном кино зачастую не соответствуют времени, стилю, деталям… у нас вообще художники по костюмам вымерли как класс, перевелись. Скажем так, процентов 60% художников по костюмам в советские времена получили бы приговор «профнепригодность». Можно многого не знать... но что, поинтересоваться трудно? Или консультанты в стране отсутствуют? Но, простите, когда я включаю какую-то серию «Мессинга» и вижу, что приходят за Мессингом какие-то НКВД-шники, одетые почему-то в форму не органов, а внутренних войск НКВД… и при этом не понятно, с какого перепугу на рукавах у них отличительные знаки Госбезопасности, то не нахожу слов. Что это? Такой воинствующий дилетантизм! Или в фильме «Галина» появляется в 1944 году Брежнев в погонах образца 1958 года с совершенно безумным набором наград, в числе которых медаль «30 лет СА и ВМФ»… Из 1948-го в 1944-й мистически переместилась! Неужели трудно фотографии посмотреть, какие награды у Леонида Ильича на тот момент были? Уж чего-чего, а эти фотографии очень сложно не найти! Что уж говорить о каких-то более сложных вещах… Вообще, я стараюсь дома не смотреть военное кино, потому что страшно ругаюсь… Но есть и положительные примеры. Когда я недавно ехал на съемки фильма «Небо в огне» играть начальника санитарного поезда в 1941-м году, то заранее был настроен жестко строить художников по костюмам. А когда приехал, увидел профессионалов. И я понял – Дмитрий Черкасов снимет хорошее кино. Ведь всё начинается с мелочей и деталей.
Довольно часто идеи фильмов бывают замечательными, но воплощение…. Например, фильм «Адмиралъ» изначально назывался «Колчак. История любви». Но потом создателей потянуло на какое-то вселенское мессианство… А уж подбор актёров! Как может молодая девочка из обеспеченной семьи, у которой самое горькое в жизни – это случайно раскушенный в обед перец-горошек, сыграть сорокалетнюю Темирёву, мать двоих детей, женщину со сложной судьбой, которая ради Колчака бросила мужа-адмирала… и пришла к Колчаку в тюрьму, и оставалась с ним до его расстрела! Как смогла, так и сыграла… Писемский, кстати, так говорил: «возьмите хорошенькую и честную девушку, сведите её с мерзавцем, который бы её хорошенько потиранил, раза четыре прибил, а затем завёз куда-нибудь в деревню, вёрст за двести от города, да и выгнал вон на мороз в рубашке… вот из такой, наверное, выйдет драматическая актриса». А здесь на выходе получились лубок, попса и полный провал.
С актёрами вообще беда. Талант подменила «медийность». А с экранов пропали красивые актрисы. Куда не глянешь – по всем каналам вульгарные ПТУшницы. Сравните с нашим старым кино! Сколько было настоящих звезд! А сейчас очень трудно пробиться молодым актерам. Чтобы сниматься, надо быть «медийным», а чтобы стать «медийным» – надо сниматься. Замкнутый круг получается.

О режиссерах:
Теперь, если говорить о тех режиссерах, с которыми бы я хотел работать… Естественно, что я не могу не назвать Никиту Сергеевича. При всех его нюансах поведения, каких-то споров вокруг него, я не могу не отметить величия этого человека по одной простой причине: он очень правильно ощущает себя в этом времени и пространстве. Это очень важно. Он понимает, кто он есть, и ему глубоко плевать на тех, кто этого не понимает. Пусть как режиссер он несколько конъюнктурен, но фильмы Михалкова сделаны на высочайшем профессиональном уровне. Как актер же он, по моему мнению, вообще номер один. Как пример навскидку - фильм «Статский советник», где он своей игрой просто размазал главных героев! Это сумасшедший, в самом высоком смысле слова, и с ним очень хотелось бы работать. Неизменно качественный во всех отношениях продукт много лет подряд создает Шахназаров. Достаточно посмотреть «Исчезнувшую империю», чтобы понять, что в отличие от некоторых изрядно деградировавших режиссеров с громкими фамилиями, которых сейчас (положа руку на сердце!) иначе как «бывшими» не назовешь, Карен Георгиевич демонстрирует высочайший профессионализм в профессии. Что касается других режиссеров… Я считаю, что у нас в стране мелодрамы не снимает никто лучше Дмитрия Астрахана. Есть у него фильм, не такой раскрученный, как «Перекресток»... хотя, на мой взгляд, сделан гораздо сильнее. Я говорю о фильме, который был сделан потрясающе, на одном дыхании, очень вкусно, изысканно, и я пересматриваю этот фильм довольно регулярно, ловя от него безумный кайф! Но спросите сто человек на улице, и сто человек ответят вам, что они его не видели. Этот фильм называется «Желтый карлик», это по звездной классификации – есть гиганты, есть карлики… Так вот Желтый карлик – это Солнце. Думаю, лучшая роль покойного Александра Абдулова именно в этом фильме… И я бы с удовольствием поработал с этим режиссером!
Очень хотелось бы поработать с Олегом Погодиным, мне нравится то, что он делает. Надеюсь, что состоится с моим участием интересный проект Александра Клименко. С удовольствием поработал бы снова с Павлом Григорьевичем Чухраем, получил огромное удовольствие от работы с ним в «Русской игре»… Хочется поработать снова с Фёдором Фёдоровичем Петрухиным, у нас с ним в кадре полное взаимопонимание. В своё время он сказал очень приятные для меня слова: «Юра – это тот актёр, который на площадке делает всё, что я хочу… и немножко больше». Замечательные режиссеры, с которыми легко нахожу общий язык - Юрий Музыка, Всеволод Аравин, Владимир Потапов, Олег Фомин… Готов сниматься в любом проекте Марка Семененко… Да простится мне, если я по забывчивости кого-то не упомянул!
Искренне надеюсь, что сможем осуществить всё задуманное с моим другом и вторым, после Анатолия Васильевича Эфроса, Учителем в искусстве, великим Борисом Лейбовичем Бланком.

Ты много снимаешься в кино. Какая твоя лучшая роль?
Моя лучшая роль ещё не сыграна (смеётся). Хотя, на самом деле, мне не стыдно ни за одну из своих ролей кино. Немного перефразируя Раневскую, «сыграть в кино плохо – плюнуть в вечность». Вообще же, современный кинематограф использует мой актёрский потенциал пока процентов на пятнадцать максимум. Одной из причин этого, наверное, то, что у каждого актёра есть свой возраст. Я в него только начинаю входить. Как говорил один замечательный педагог по актёрскому мастерству, «трагикомический актёр начинается с сорока лет». А моё амплуа как раз трагикомический, то есть характерный актёр. Это здорово, интересно и очень мне нравится, хотя есть и другая сторона медали: главные роли маловероятны. Можешь, к примеру, навскидку назвать главные роли Раневской или Крамарова? Кино – это прежде всего типажи, и для главных ролей чаще всего нужно обладать «героической» внешностью… пусть и не умея играть.

Твое отношение к женщине?
Я консервативен в восприятии женщины. Для меня женщина – это определенный образ. Мне нравится женщина в платье. Сейчас какая-то дурная тенденция, что женщины перестали быть женщинами. А одеваться они стали от противного – чем хуже оденутся – тем лучше. Какой-то мерзкий унисекс… Один мой товарищ так мне посоветовал искать героиню к фильму: «сходи в ГИТИС, посмотри там на студенток, и та, которая придет на первую пару с чисто вымытыми волосами, в юбке и на каблуках – это и будет нужный образ. И из неё получится Женщина и Актриса».
Почему раньше замуж выдавали девственницей? По одной простой причине: чем больше у женщины партнеров, тем меньше вероятности, что она родит здорового ребенка. Сейчас другая установка: нагуляться вдоволь, сделать карьеру, а потом в сорок лет родить ребёнка с кучей болячек и уповать на всесилие далеко шагнувшей медицины. Когда я был на выборе натуры в Абхазии, то просто ловил кайф от совершенно других человеческих отношений. Взаимоотношения полов совершенно иные. И отношение к женщине намного выше, чем у нас. Есть какая-то внутренняя порядочность. О женщине могут знать, что угодно, догадываться. Но попробуй, скажи это вслух! У нас же, будут говорить что угодно и кому угодно, по разговору будешь думать, что это опытная женщина, а потом оказывается, что это девочка. Полнейший упадок нравов.
Кстати, в фильме о любви, который мы готовимся снимать, я не хочу видеть ни одной эротической сцены с «обнажёнкой». Ведь если подумать – зачем она там нужна? Я вообще не понимаю эротику. Я не понимаю, для чего она. Порнография – другое дело, это хотя бы честно, а эротика для чего? Показать тела актрис, которые пытаются именно на этом сделать себе пусть дешёвую, но известность? Мировой кинематограф вообще-то знает массу примеров красивых любовных сцен без всякого раздевания актёров. А при этом – сумасшедшая энергетика прёт с экрана! Я тоже так хочу. И это будет красиво.

О воспитании детей:
Я стараюсь приучить своих детей к элементарным вещам, например, младшего к тому, чтобы его обувь всегда была чистой. Старшего уже приучил… Заставляю читать книги, свел до минимума общение с интернетом и всякими компьютерными играми. Любви к постоянно работающему телевизору у нас тоже как-то не наблюдается… Насчёт же всяких вредных привычек… Тут идёт воспитание от противного (смеётся). Например, я матерщинник – они не ругаются, я курю – они не выносят запаха сигаретного дыма, я выпиваю – их на это не тянет. Мой старший сын учится в лучшем и самом престижном кадетском корпусе Москвы. Это Третий Кадетский Корпус им. Александра Невского, который рвет все корпуса страны на всех соревнованиях. Это учебное заведение воспитывает нормальных людей, с другими принципами, не такими, как мы часто видим вокруг – этих безумных мальчиков… а здесь из мальчишек вырастают настоящие мужики и физически и духовно. А что касается образования – то любое образование зависит от самого человека. Так, говоря о моем старшем сыне, можно сделать вывод, что он совсем другой. Он настоящий. Зайдите в обычную школу, и увидите там в массе своей каких-то сутулых сколиозных «полупедиков в полукедах», с крашеными волосами, серьгами в ушах и желанием курнуть косячок за углом. А когда посмотришь на ребят в корпусе, то видишь там мужскую харизму, они по-другому воспитываются. У них совершенно другие установки.

Можно поподробнее о планах? Ты упомянул о ваших с Бланком задумках…
Хочешь рассмешить Господа – расскажи ему свои планы. Я так к этому отношусь. Поэтому ничего конкретно не планирую. Типа, тогда-то и тогда-то я сделаю то-то и то-то. Но ставлю себе цели. Это немножечко разные вещи. Твёрдо знаю, что когда снимем фильм «Дорога в море», это будет совершенно новый качественный виток в отечественном кинематографе. Мы подарим стране новое дыхание, нового героя. Это будет фильм о любви, о море, в котором каждый кадр будет пропитан музыкой. Мы хотим вернуть людей к позитиву, к светлому и чистому, к тому, чего им так сильно сейчас не хватает. Такого кино у нас не снималось уже очень много лет. Я там автор сценария и один из героев. Ну и попробую себя в качестве режиссера-стажёра при мэтре. Вообще же у нас с Борисом Лейбовичем в «копилке» уже пять замечательных сценариев. Реализовать их – лишь вопрос времени и денег.

В какой стадии сейчас находится этот фильм?
Этот фильм находится сейчас в стадии «+30», это означает, что с момента начала финансирования и набора съёмочной группы, он начнёт сниматься ровно через 30 дней. Очень короткий подготовительный период. И отснят материал будет за месяц. Ну а потом, естественно, монтаж, озвучка, цветокоррекция и прочее… Это еще пара месяцев. Такие вот короткие сроки.
Почему? Да потому что, как говорят в кино, «фильм готов, осталось только снять». Сценарий написан, костюмы, декорации и реквизит продуманы до мелочей, натура выбрана… Что же касается сроков съемок, то по этому поводу Борис Бланк говорит так: «Надо снимать фильм на одном дыхании, тогда на одном дыхании он и будет смотреться».
Музыку для фильма сделала девушка, которая за пределами страны известна гораздо больше, чем в своей стране. Сказать проще, ее голосом записаны гимны нескольких стран, например Франции. Зовут ее Ира Епифанова, уникальный голос, шесть октав…

Что было связано с войной? Как она отразилась на твоей жизни?
На войне совсем другое течение времени и восприятие жизни. У меня, можно так сказать, хемингуэевское восприятие войны. Как мужчина и как творческий человек, я очень хотел проверить себя войной. Война – это наивысшая точка проявления человеческих чувств, это жизнь в самом пронзительном её проявлении. Там всё по-другому и люди там другие. «Чем ближе к смерти, чем чище люди…». Там каждый день последний, всё может для тебя кончиться в любой момент. Поэтому все чувства достигают здесь предельного накала. И ты можешь, надев на себя парадную форму, идти к любимой женщине по улицам блокированных Дубоссар, прекрасно осознавая, что тебя могут пристрелить. Но ты идешь, как полагается русскому офицеру, с бутылкой хорошего коньяка и конфетами… с гранатой в кармане шинели, автоматом на плече и запасными магазинами в голенищах надраенных хромачей.
На войне всё просто и честно, это пик искренности. Враг – это враг, друг – это друг. Бывало, приезжаешь на какой-то блок, и люди, которые видят тебя первый, и, возможно, последний раз, первым делам задают тебе вопрос: «Ты есть будешь?». И время на войне летит по-другому, не зря день за три считают. А бывает, за день год проходит.
Больше всего из войны помнятся какие-то бытовые мелочи. Помнишь, какие вкусные плацинды ты ел в Тирасполе, какие замечательные манты были на рынке в Грозном, каким прекрасным вином тебя угощали в Гудаутах. Вспоминать же сами боевые действия… Только очень редко и с теми, с кем ты был вместе.
Если же брать творческую сторону вопроса… По моему глубокому убеждению, снять и сыграть войну может только тот, кто там был. Это невозможно пройти в теории и наработать этюдами. Будешь смотреть и кричать «не верю!». Не зря все лучшие фильмы о войне, что у нас, что за рубежом, сняты и сыграны людьми, знающими о ней не понаслышке. Да и не только о войне, по большому счету. Вся любимая нами классика советского кинематографа создана режиссерами-фронтовиками и актёрами-фронтовиками. Им, в отличие от нынешних, было, что сказать людям.

Один из главных принципов в жизни – не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе.
Еще я помню притчу, когда Учитель рассказывает Ученику о своем Учителе так: когда я проучился у него первые десять лет, я стал понимать, что такое добро и зло. Когда я проучился еще десять лет, я перестал понимать, что такое добро и зло. Когда я проучился еще десять лет, я понял, что между добром и злом существует разница. А когда я проучился еще десять лет – я начал ходить, не замечая ветра. Конечно, не всегда получается ходить, не замечая ветра. Но в моменты просветления, я это делаю.
Я принципиально не хожу на похороны друзей и коллег. Я хочу помнить их такими, какими я знал их при жизни. В этом отношении понимаю Высоцкого, которого подвергли обструкции за то, что он к своему другу Левону Кочаряну не пришел ни в больницу, ни на похороны. Да он просто не хотел видеть его таким! Вообще, Высоцкого часто люблю вспоминать и очень ценю. Этот человек для меня важный. Кстати, однажды, когда я еще учился в школе, в старших классах, я поимел много проблем за то, что организовал вечер памяти Владимира Высоцкого. Тогда это было запрещено. Но мне было все равно. Равно как и сейчас. Я буду делать и думать только то, что считаю приемлемым для себя.

Что бы ты хотел пожелать читателям?
Отвечу стихами:
Как много мыслей бродит в голове,
Я об одну споткнулся в понедельник:
По-русски «LOVE» читается «лаве».
Желаю вам любви и много денег!

Это, к сожалению, написал не я, а замечательный человек Александр Розенбаум.

Маслак Юрий Григорьевич: Родился 16 июня 1968 г. В детстве и юности активно занимался борьбой, парусным и парашютным спортом, пулевой стрельбой... при этом учился в музыкальной и художественной школах, театральной студии, участвовал в школьных самодеятельных спектаклях.
В пятнадцать лет пришел в Театр на Таганке, где стал работать художником-оформителем.
Служил срочную службу в армии. После армии продолжил работать по договорам в Театре на Таганке. Был художником и журналистом журнала «Комсомольская жизнь»(«Пульс»), работал на ТВ в программе К. Прошутинской «Пресс-клуб», в Театре-студии «На 5-м этаже» и в Театре-студии МХТТ. Учился в нескольких ВУЗах.
В 1990 - 1996 гг. добровольно участвовал в боевых действиях в нескольких «горячих точках». Был ранен, контужен, имеет награды. В промежутках этого увлекательного занятия был журналистом журнала "Soldier of Fortune", газеты «Коммандос», пробовал свои силы в кино как каскадер, сценарист, военный консультант и административный работник.
Впоследствии работал тренером по стрельбе, стал сенсеем своей школы, тренировал сотрудников правоохранительных органов и спецподразделений, организовывал различные соревнования...
В 2004 г. опять начал работать на ТВ в программе «Розыгрыш».
Окончательно и бесповоротно вернулся в кино в 2005 году. С этого года профессионально занимается актерской карьерой. Снялся в более, чем 40 фильмах и сериалах («Псевдоним Албанец», «Русская игра», «Господа офицеры. Спасти императора», «Новая жизнь сыщика Гурова», «Охота на Берию» и др.)
Известен также как военный консультант, специалист по геральдике и военному костюму.
Автор книг:
"Пистолет в скоротечных огневых контактах" (2003);
"Военная топография в служебно-боевой деятельности оперативных
подразделений" (2005);
"Тактико-специальная подготовка войскового разведчика внутренних войск"
(2006).
Художественный руководитель Трюковой группы «Спецназ».
Член Гильдии актеров кино России.

Опубликовано в журнале "Время успеха"
Январь 2010 года
персоны

обсуждение >>

№ 2
Виталий (Днепропетровск)   14.04.2010 - 11:56
Сильный, принципиальный, разноплановвй и умный человек. Это я пишу для тех, кто не знает Юру лично. Сам, с гордостью могу сказать, что рад, что у меня такой Друг. читать далее>>
№ 1
виноградова (светлана)   7.03.2010 - 22:01
спасибо Юра-мне очень понравилось.стало понятно почему мне интересно с тобой общаться.до встречи! читать далее>>

Афиша кино >>

мистика, триллер, фэнтези, экранизация
Великобритания, Германия, Россия, Украина, Чехия, 2014
драма
Бразилия, Дания, Норвегия, Уругвай, Чили, Швеция, 2019
драма, криминальный фильм
Россия, 2019
триллер, фильм ужасов
США, Сербия, 2019
фэнтези
Франция, 2019
боевик
США, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен