Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Юрий Маслак: "О творчестве и о войне"

интервью >>

Юрий Маслак - актёр, каскадёр, художник, специалист по геральдике и военному костюму, писатель. Снялся в более, чем 40 фильмах и сериалах ("Псевдоним Албанец", "Русская игра", "Новая жизнь сыщика Гурова", "Охота на Берию" и др.). Участник боевых действий в нескольких "горячих точках". Был ранен, контужен, имеет награды.
Автор книг: "Пистолет в скоротечных огневых контактах"; "Военная топография в служебно-боевой деятельности оперативных подразделений"; "Тактико-специальная подготовка войскового разведчика внутренних войск".
Художественный руководитель Трюковой группы "Спецназ".
Член Гильдии актеров кино России.


В этом году наша страна отмечает 65-ю годовщину Великой победы, и опять все телеканалы будут показывать старые фильмы о войне, которые каждый из нас знает наизусть. Эти картины уже давно стали киноклассикой. Но, несмотря на это, миллионы людей опять будут смотреть: и "Они сражались за родину", и "В бой идут одни старики", и "Балладу о солдате"... В чем же феномен этих фильмов? Может в том, что снимали и снимались в них люди прошедшие ту ужасную войну? Они не играли, они заново переживали свою фронтовую судьбу… Почему люди, прошедшие войну могут творить, буквально меняя реальность зрителя, невольно заставляя его любить и жить, умирать и возрождаться вместе с героями фильмов и песен? И как ты объяснишь свой парадокс: актёр, ученик Анатолия Васильевича Эфроса… и вдруг война? Как это у тебя совмещается?
Мой отец - военный, сейчас уже в отставке, а мать работник культуры. Такой вот дуализм с рождения. Отсюда и моё метание из крайности в крайность. По материнской линии у нас в роду вообще много людей искусства, кто-то делал музыкальные инструменты и на всех на них мог играть, кто-то извлекал музыку из инструментов. А по отцовской линии - армия, военные городки, люди в погонах… Помнится, с ныне покойным Героем России генералом Трошевым я в детстве играл в шахматы и звал его "дядя Гена". Вполне естественно, что и установка мне с детства давалась: "ты должен продолжить военную династию". Наше поколение вообще во многом воспитано на военном материале: воевавших родственников было очень много по обеим линиям, и все они тогда были в расцвете сил и лет. Плюс книги, фильмы. Честно признаться, я тоже очень хотел попасть на войну и всячески к этому готовился. С детства умел стрелять, водить технику, а уж такие "мелочи", как полоса препятствий… Но материнские гены всё равно прорывались. С раннего детства хорошо рисовал, вечно оформлял стенгазеты, стенды и многое другое. Лет в десять сам, не ставя в известность родителей, записался в музыкальную школу. Позже - художественная школа, театральная студия, первые спектакли. Вместе с тем занимался борьбой, рукопашным боем, морским многоборьем. Как я всё это совмещал - сам до сих пор удивляюсь! А в пятнадцать лет пришел в Театр на Таганке, который только-только возглавил Анатолий Васильевич Эфрос. Начал работать там художником-оформителем (кстати, портрет Высоцкого моей работы долгое время висел в любимовском кабинете, который тогда занимала завлит театра Маргарита Александровна Эскина; уходя в ВТО, она забрала его с собой) и не пропускал ни одной репетиции мэтра. Поначалу он меня выгонял (какой же режиссёр любит наличие посторонних в зале во время репетиции!), потом понял, что это бесполезно и начал потихонечку приближать, учить уму-разуму. Чему-то вроде научил… После была срочная служба в армии, где я, стараниями отца, "понюхал пороху". Затем опять театр, живопись, пробовал себя в журналистике, на телевидении. Параллельно с учёбой. Потом начался развал Союза, "горячие точки", куда меня судьба эдак пла-а-авненько затащила на шесть лет. И после войн еще почти десять лет оставался на той же орбите, организовывал соревнования, тренировал, писал книги. Попытки вернуться в искусство всё это время были, и не всегда неудачные, но как-то всё не складывалось. Сложилось только недавно, окончательно и бесповоротно я вернулся в кино в 2005 году.

Существует такое выражение "когда грохочут пушки, молчат музы". Разделяешь ли ты эту точку зрения?
Великий Иннокентий Смоктуновский рассказывал одному моему другу такую историю. Когда он бы в немецком плену, их колонну гнали через деревянный мост. И кто-то из собратьев по несчастью сказал ему, что одну из досок настила можно приподнять и, нырнув в образовавшееся отверстие, сбежать, что Смоктуновский и сделал. Но немцы тоже знали об этой лазейке. Когда колонна прошла, немецкий конвоир пошел проверить, не спрятался ли кто под мостом. Смоктуновский сжался в ожидании неминуемой смерти. Но, не доходя буквально нескольких шагов, немец поскользнулся на крутом глинистом берегу, упал в грязь, выругался и побежал догонять колонну, так и не заглянув под мост. "Вот в этот момент, - говорил Иннокентий Михайлович, - я и стал актёром". Получается, что именно в тот момент, когда он был на волосок от смерти, и вылезла наружу вся та, известная всему миру, сумасшедшая эмоциональность Смоктуновского. До того она дремала внутри.

Вообще, война - это наивысшая точка проявления человеческих чувств, это жизнь в самом пронзительном её проявлении.
Война ведь - это не только стрельба, взрывы, трупы, кишки на проводах. Война - это жизнь. На войне любят, целуются, женятся, празднуют дни рождения и юбилеи, смеются, шутят, поют песни. "Кто сказал, что нету места песне на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне". У киногероя Маэстро, командира "поющей эскадрильи" был реальный прообраз - дважды Герой Советского Союза Виталий Иванович Попков, почётный гражданин города Москвы. И Василий Тёркин появился не где-нибудь, а на войне, на той, самой тяжелой и долгой войне. Так что в корне неверно говорить о войне только как о трагедии, несчастье, погибели. Это - просто другая форма жизни, известная лишь посвящённым. Все чувства достигают здесь предельного накала. На войне всё по-другому и люди там другие. "Чем ближе к смерти, чем чище люди…". Ведь каждый день последний, всё может для тебя кончиться в любой момент.

Ты можешь утверждать, что те, кто воевал, лучше знают жизнь?
Не знаю, как насчёт жизни вообще, но войну точно лучше знают. Война - она, в принципе, одинакова. Нет французской арифметики, английской биологии и немецкого сопромата! То же самое с войной. Нет никакой разницы, человек какой национальности на какой войне был: русский солдат второй мировой, француз в Индокитае или американец во Вьетнаме. Мне понятны чувства солдат, вернувшихся домой с Великой Отечественной войны. Трагедия американских ветеранов вьетнамской войны - это тоже моя трагедия. Трагедия наших ветеранов афганской и двух чеченских войн для меня тоже абсолютно родная. И с теми американскими, английскими, французскими парнями, которые сейчас "работают" в Ираке и Афганистане, я найду общий язык за пять минут, несмотря на разницу в возрасте, языке и менталитете. Мы - одной крови. На войне всё просто и честно, это пик человеческой искренности. Поэтому многие люди, вернувшиеся с войны, рвутся туда обратно. И не на "боевые" они хотят вернуться, а к тем отношениям между людьми, которые там сформировались. К правде, честности, искренности. Враг - это враг, друг - это друг. И точка!

То есть, истинный талант прорезается только в критических условиях?
По крайней мере, война этому очень сильно помогает. Она даёт возможность лучше понять себя. Вообще люди творческие на идиллической почве редко вырастают, а чаще выводятся там, где есть дисгармония и разлад. Писемский, кстати, так говорил: "возьмите хорошенькую и честную девушку, сведите её с мерзавцем, который бы её хорошенько "потиранил", раза четыре прибил, а затем завёз куда-нибудь в деревню, вёрст за двести от города, да и выгнал вон на мороз в рубашке… вот из такой, наверное, выйдет драматическая актриса". Как мужчина и как творческий человек, я очень хотел проверить себя войной. Вообще, по моему глубокому убеждению, снять и сыграть войну может только тот, кто там был. Это невозможно пройти в теории и наработать этюдами. Будешь смотреть, и кричать "не верю!". Не зря все лучшие фильмы о войне, что у нас, что за рубежом, сняты и сыграны людьми, знающими о ней не понаслышке. Вся любимая нами классика советского кинематографа создана фронтовиками. Например, Григорий Наумович Чухрай - офицер-десантник, Юрий Николаевич Озеров прошел войну от рядового до майора, Пётр Ефимович Тодоровский - тоже офицер, был ранен, контужен… И Евгений Семенович Матвеев офицер-фронтовик. Станислав Иосифович Ростоцкий, снявший замечательный фильм "А зори здесь тихие" - гвардеец-кавалерист, кавалер ордена Красной Звезды, поступил во ВГИК в 1944 году инвалидом второй группы после тяжелого ранения. Создатель наших неувядающих комедий Леонид Иович Гайдай служил во взводе пешей разведки, неоднократно ходил в немецкий тыл, брал "языков", был комиссован после подрыва на мине и тяжелейшего ранения ноги, но никогда никому не говорил о том, что он инвалид. И актёры были им под стать. В фильме "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" есть сцена на стройке, когда рядом идут милиционер - Басов, прораб - Пуговкин и хулиган - Смирнов, и все - фронтовики! Владимир Басов - капитан-артиллерист, последняя должность - заместитель начальника оперативного отдела дивизии. Алексей Смирнов - разведчик, кавалер орденов Славы 2-й и 3-й степени, Красной Звезды, медалей "За отвагу" и "За боевые заслуги". И Михаил Пуговкин тоже разведчик. Уже упоминавшийся Иннокентий Смоктуновский был в окружении, бежал из плена, воевал в партизанском отряде, дошел до Берлина, награждён двумя медалями "За отвагу". Юрий Никулин - кадровый военный, зенитчик, прошёл Финскую и Отечественную войны, Зиновий Гердт - сапёр, старший лейтенант, после ранения хромал всю оставшуюся жизнь, Евгений Весник воевал три года, офицер-артиллерист. Фронтовиками были Михаил Глузский, Анатолий Папанов, Георгий Юматов, Пётр Глебов, Юрий Катин-Ярцев, Владимир Самойлов, Владислав Стржельчик, Владимир Заманский, Павел Луспекаев, Глеб Стриженов. Офицерами закончили войну Владимир Гуляев, Алексей Миронов, Владимир Кашпур, Николай Гринько, Николай Ерёменко-старший… И конечно нельзя не упомянуть ныне здравствующих, работающих и живущих Владимира Абрамовича Этуша и Павла Борисовича Винника.

Можно чуть поподробнее о военных фильмах? Какие из них тебе нравятся?
Нравятся, в основном, старые фильмы, ставшие уже киноклассикой. Их можно пересматривать многократно: "А зори здесь тихие", "В бой идут одни старики", "Живые и мёртвые", "Летят журавли", "Проверка на дорогах", "Человек с аккордеоном"… Что же касается современных фильмов - скажем так, они в массе своей далеко не шедевры. И редкие исключения лишь подтверждают правило. Вообще, я стараюсь дома не смотреть военное кино, потому, что страшно ругаюсь. Сплошное несоответствие по фактологии, форме, наградам, исторической достоверности. Для человека, который "в теме" (а я более двадцати лет занимаюсь военной историей, формой, геральдикой) это невыносимо. До абсурда доходит: делаешь на площадке замечание, что костюм не соответствует, а тебе в ответ: "Какая разница, кто это помнит". Какая разница? Тогда зачем вообще с костюмами мудрить, оденьте офицера из 1943 года в современную форму и голову себе не ломайте! У нас вообще художники по костюмам, похоже, вымерли как класс, перевелись. Скажем так, процентов 60% художников по костюмам в советские времена получили бы приговор "профнепригодность". Можно многого не знать, но никто не мешает обратиться к консультантам. Наша страна с 1945 года не переставала воевать ни на минуту! И людей причастных к войне, их родственников, близких, да и просто интересующихся военной историей, очень много, и фальшь на экране они видят сразу. Как в сценарии и костюмах, так и в актёрской игре.

Насколько я знаю, "горячие точки" - это был твой сознательный выбор. Если бы сейчас представилась возможность, поехал бы ты опять на войну?
Немного провокационный вопрос. Для меня война, по большому счёту, уже время прошедшее. Всё, что я хотел там увидеть, я увидел. И возраст у меня уже не тот, и здоровье не то, и груз ответственности за семью и детей не способствует свободе манёвра. Скажем так, специально куда-то, если не будет каких-то чрезвычайных обстоятельств, я уже не поеду. Но я - военнообязанный, офицер запаса, моя военно-учётная специальность "боевое применение мотострелковых частей и подразделений". И если, не дай Бог, враг у ворот, война, ракетная атака - моё место не во фронтовой агитбригаде, а на передовой.

Помимо актёрской профессии, ты работаешь в кино еще и как каскадёр. Это война в миниатюре?
В какой-то степени. Грешно забывать то, что хорошо умеешь делать. Именно поэтому мы с друзьями и создали в конце 2004 года трюковую группу "Спецназ". Ведь в чём проблема-то? На съёмках различных фильмов, сериалов, телепередач регулярно требуются по сюжету сотрудники спецподразделений, всякие ОМОНы, СОБРы, ОМСНы… Проблема обычно решается двумя основными способами: либо приглашают действующих сотрудников, либо одевают в форму каскадёров. И вот тут начинаются сложности. Бойцы спецподразделений не умеют работать на камеру, плюс издержки профессионализма: как только звучит команда, ребята начитают работать в полный контакт, в результате чего масса травмированных актёров, поломанный реквизит и куча лишних дублей. Каскадёры же, в массе своей, имеют очень смутное представление о таких дисциплинах, как спецтактика, специальная огневая и прочие специфические дисциплины, и это очень сильно бросается в глаза людям понимающим. Опять же, спецформу, оружие, средства защиты надо где-то брать. Ну а мы - как раз посередине. С одной стороны, сделаем всё зрелищно, красиво и правильно, с другой - абсолютно безопасно для окружающих и с первого дубля. Помимо меня, в группе ещё два профессиональных актёра - Игорь Мещерин и Никита Гаврилов, да и остальные, пусть и не имея актёрского образования, опыт имеют колоссальный.

И книги твои пользуются успехом…
Скажем так, в определённых кругах. По ним учатся во многих специализированных высших учебных заведениях. А моя первая книга "Пистолет в скоротечных огневых контактах", в которой я изложил основные принципы своей стрелковой школы, разошлась по всему миру. Так что помимо учеников очных (среди которых много сотрудников силовых структур и спецподразделений), у меня ещё и куча "заочников". С этой книгой, кстати, смешная история связана: недавно, на съёмках у режиссёра Зиновия Александровича Ройзмана я узнал, что эту мою книгу ему когда-то приносил постановщик трюков на съёмки фильма "Смерш" и обучал по ней актёров правильно работать с оружием. Не догадываясь, что моя школа несколько отличается от школы Смерша. Ещё одна смешная ситуация была после выхода на экраны фильма "В августе 44-го", где Таманцев работал как раз по моей школе. После этого шквал звонков с вопросом, не я ли консультировал. Нет, не я, тоже "заочники" постарались… К сожалению, любит народ киношный пользоваться посредниками, а не первоисточником. Поэтому консультирую гораздо меньше, чем мне бы того хотелось.

Всегда ли ты, как актёр, доволен результатом своей работы в кино?
Не всё в кино зависит только от актера. Кино - труд коллективный, помимо актёров в кино вообще-то есть ещё режиссёр, оператор, художник-постановщик... Задача же актёра - максимально выполнить замысел режиссёра, ибо в данной ситуации режиссёр - это художник, а актёры - краски на его палитре. Другое дело, насколько краски качественные… Мне не стыдно ни за одну из своих ролей кино. Немного перефразируя Раневскую, "сыграть в кино плохо - плюнуть в вечность". Другое дело, что современный кинематограф использует мой актёрский потенциал пока процентов на пятнадцать максимум. Одной из причин этого, наверное, то, что у каждого актёра есть свой возраст. Я в него только начинаю входить. Как говорил один замечательный педагог по актёрскому мастерству, "трагикомический актёр начинается с сорока лет". А моё амплуа как раз трагикомический, то есть характерный актёр. И это мне очень нравится.

Значит, можно сказать, что ты нашел свою судьбу?
Думаю, что да. "Время собирать камни". Я их достаточно разбросал…

персоны

обсуждение >>

№ 1
beerrat (Москва)   23.05.2010 - 19:31
Спасибо за интервью. Всегда рад видеть Вас на экране. читать далее>>

Афиша кино >>

мистика, триллер, фэнтези, экранизация
Великобритания, Германия, Россия, Украина, Чехия, 2014
драма
Бразилия, Дания, Норвегия, Уругвай, Чили, Швеция, 2019
драма, криминальный фильм
Россия, 2019
триллер, фильм ужасов
США, Сербия, 2019
фэнтези
Франция, 2019
боевик
США, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен